У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Несмотря на широкое распространение социального предпринимательства в мире и рост интереса исследователей к теме социального предпринимательства, в то же время, сама сущность, возможности и особенности функционирования социального предпринимательства все еще остаются предметом дискуссии [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010]. Отсутствие четких границ термина «социальное предпринимательство» препятствует институционализации данного явления и ограничивает развитие эмпирических и теоретических исследований. Имеющееся множество определений можно разделить на две группы: понимание в узком и широком смысле.

1.   Социальное предпринимательство в узком смысле означает применение некоммерческими организациями инновационных подходов с целью

 

получения дохода [Boschee, 1995; Wallace, 1999; Thompson, 2002; Lasprogata, Cotton, 2003]. Узкая трактовка связана с массовым появлением социального предпринимательства в США как доходной деятельности некоммерческих организаций, которые в 70-80-егг. XX в. столкнулись с резким дефицитом финансирования.

2.    Социальное предпринимательство в широком смысле понимается как инновационная деятельность, как в коммерческом секторе, так и в некоммерческом, либо на их стыке - в организациях смешанного типа, целью которой является решение социальных проблем [Emerson, Twersky, 1996; Deese, 1998; Johnson, 2000; Deese, Andersen, 2003; Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн., 2010; Certo, Miller, 2008]. Широкая трактовка социального предпринимательства фактически описывает деятельность, направленную на решение социальных проблем и обладающую инновационной направленностью. Например, в Центре содействия развитию социального предпринимательства Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского Университета (Center for the Advancement of Social Entrepreneurship (CASE) Fuqua School of Business, Duke University) определяют социальное предпринимательство как «процесс распознания и творческое использование возможностей для создания социальной ценности. Социальные предприниматели обладают творческим потенциалом и нацелены на достижение результата. Они имеют хорошее представление и о мире бизнеса, и о некоммерческой сфере, чтобы разрабатывать стратегии для максимизации социального влияния. Эти лидеры предпринимательства действуют во всех видах организаций: больших и малых; новых и старых; религиозных и светских; коммерческих, некоммерческих и организациях смешанного типа» [www.caseatduke.org].

Следует отметить, что различия касаются не только понимания природы и предпосылок социального предпринимательства, но и терминологии. В США, Англии и Канаде в исследованиях, прессе термин «социальное

зо

предпринимательство» широко используется для описания явления, а термин «социальный предприниматель» (social entrepreneur) — для описания индивида. Термин «социальное предприятие» (social enterprise), который изначально использовался для обозначения доходной деятельности некоммерческих организаций, позднее стал использоваться и для наименования социально ориентированных организаций, в том числе и коммерческих. Однако в англо- американских исследованиях термин «социальное предприятие» так и не прижился. Согласно Г. Диз [Dees, 2003] социальное предпринимательство — это не тоже самое, что социальное предприятие, т.к. «социальное предприятие» — это социально ориентированная деятельность, не связанная с основной миссией компании, а социальное предпринимательство движимо и обусловлено социальной миссией. В Европе, как правило, в исследованиях по социальному предпринимательству используется термин «социальное предприятие», что подразумевает «историческую традицию кооперативного движения и ассоциаций самопомощи» [Московская, 2011, с. 99], а термины «социальное предпринимательство» и «социальный предприниматель» встречаются достаточно редко. Очевидно, что термин «социальное предприятие» не отражает всю суть явления, в первую очередь, связанную с предпринимательским подходом, используемым фирмами в социальном предпринимательстве, поэтому в данной работе автор используют термин «социально-предпринимательская фирма» или «фирма в социальном предпринимательстве» в отношении организаций, работающих в сфере социального предпринимательства.[1] Для описания организаций, которые вовлечены в социальное предпринимательство, иногда применяются термины «социально-предпринимательская организация» (social entrepreneurial organization) или «социально-предпринимательская компания» (social entrepreneurial company). Под термином «социальный предприниматель» обычно авторы [Bomstein, 1998; Dees, 1998; Thompson, Alvy, Lees, 2000] понимают индивида, который способен распознавать и использовать

 

возможности для создания социальных благ, а также создавать и управлять организацией для достижения социальных изменений. Роль социального предпринимателя в развитии самого явления социальное предпринимательство очень велико, т.к. именно социальный предприниматель обладает видением, энергией, стремлением и желанием находить решения социальным проблемам, беря на себя все предпринимательские риски.

Наличие разных взглядов и подходов обусловлено контекстуальными факторами и существованием разных школ исследователей социального предпринимательства. Г. Диз и Б. Андерсон [Dees, Anderson, 2006] выделяют две основные исследовательские школы социального предпринимательства - «школа социальных предприятий» (the social enterprise school) и «школа социальных инноваций» (the social innovation school). Представители «школы социальных предприятий» фокусируют свои исследования на двух направлениях: способах получения дохода некоммерческими организациями и на социальных проектах коммерческих предприятий. Оба направления рассматривают социального предпринимателя как индивида, который организовывает и управляет бизнесом, нацеленным на достижение социальных целей. Представители «школы социальных инноваций» в большей степени акцентируют свое внимание на инновационных, новаторских способах решения социальных проблем и рассматривают социальных предпринимателей как носителей преобразований, которые способны вызывать структурные и системные изменения в обществе. Каждая из этих вышеперечисленных школ, по мнению Г. Диза и Б. Андерсона [Dees, Anderson, 2006], обладает ограничениями, которые должны быть учтены при разработке новых подходов к изучению социального предпринимательства. Однако необходимо отметить, что в целом эти два подхода к изучению социального предпринимательства не противоречат друг другу, а скорее дополняют и «по сути, речь идет о рассмотрении разных эмпирических сторон феномена социального предпринимательства, ключевыми чертами которого для всех является социальное предназначение, признание важности социальных

преобразований (инновации, предпринимательство) и рыночных компонентов в работе (продажа товаров и услуг, экономическая эффективность)» [Московская, 2011, стр. 97].

На основе проведенного анализа наиболее цитируемых определений социального предпринимательства представляется возможным выделить три наиболее часто встречающихся подхода к определению социального предпринимательства: первый делает акцент на способности социального предпринимательства осуществлять общественные трансформации, социальные изменения; второй подход определяет социальное предпринимательство, как инновационный, предпринимательский способ создания социального эффекта; третий подход основан на важном условии существования и сохранения устойчивости в социальном предпринимательстве - достижение «двойного эффекта» - социального и экономического. В таблице 1.4 представлены некоторые из проанализированных определений и соответствующие авторы, которые придерживаются трактовки социального предпринимательства, опираясь на один из выделенных аспектов.


[1] В тех случаях, где описывается исследование других авторов, и работе оставлен оригинальный термин.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/78478.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.