Быстрый переход к готовым работам
|
Институциональные факторы развития экономики региона: состав, содержание, типологияРазвитие экономики региона детерминировано воздействием множества различных факторов, в том числе, институциональных. Повышение их вклада в приращение ресурсной базы и результатов социально-экономического развития субъекта РФ является одной из ключевых задач, стоящих перед государственным управлением и менеджментом организаций. Полагаем, что важным условием ее эффективного решения является четкое определение состава и типологии институциональных факторов, получение их развернутой содержательной характеристики. Поскольку в этой предметной области имеется определенный теоретический задел, целесообразно обратиться к позициям исследователей, его формирующим. Л.А. Кузьмина, связывая перспективы экономического роста в России с переходом к его новому качеству - инновационному, отмечает, что одним из важнейших институциональных факторов является человеческий капитал[1]. Безусловно, в инновационной экономике главный ресурс - человеческий капитал, однако, на наш взгляд, вряд ли корректно способности человека, реализуемые им в экономической деятельности, относить к институциональному фактору. Другое дело, применяемые на практике правила, алгоритмы действий органов публичного управления и менеджмента организаций, направленных на использование и развитие человеческого капитала. А.В. Бондаренко и Н.В. Вакуленко в составе региональных институциональных факторов выделяют: - институты, определяющие особенности взаимодействия населения региона (его численности, естественного прироста и миграции), расселения (дисперсного и группового) и социокультурной подсистемы (этнического состава и особенностей религиозной жизни региона, народных и языковых традиций и так далее); - институты, определяющие взаимодействие природно-ресурсного потенциала и экономической подсистемы. Они представляют собой подгруппу экономико-географических факторов. В каждом регионе имеется свой набор географических характеристик, которые могут оказывать влияние на укрепление или разрыв общности: размеры, состояние, границ и военностратегическое значение территории, особенности системы коммуникаций и среды обитания, сельскохозяйственные и рыбные угодья, наличие полезных ископаемых, потенциальные возможности расселения, значение для формирования мирового климата. Этот набор факторов определяют принцип размещения производства, соотношение основных хозяйственных узлов и периферии региона, наличие приоритетных отраслей, формирующих специализацию региона [2]. Оценка приведенной позиции не является однозначной. С одной стороны, заслуживает внимания сделанный названными авторами акцент на разнообразии объектной базы воздействия институциональных факторов, которую формируют разные виды ресурсов региона (в числе которых трудовой, природный, инфраструктурный и др.). С другой стороны, заметно, что они оперируют достаточно абстрактными формулировками, не идентифицируя конкретно ни один из искомых факторов. Т.А. Игнатова, исследуя роль институциональной среды в развитии конкурентоспособности региональной экономики, относит к институциональным факторам: - разработанную инновационную стратегию (или программу социальноэкономического развития региона, города со SWOT-анализом, сценариями развития, в том числе и инновационным, программными мероприятиями и механизмом реализации); - приоритетные региональные проекты, охватывающие национальный и международный уровень; - развитую инфраструктуру рынка (с банками, страховыми организациями, бизнес-инкубаторами, технопарками и т.д.); - развитие инноваций и предпринимательства; - совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей инновационному развитию региона и устойчивому формирова- 3 нию, развитию и реализации его конкурентных преимуществ . На наш взгляд, в приведенном перечне смешаны разнопорядковые категории: субъекты хозяйствования, представляющие инфраструктуру рынка (вряд ли их можно обоснованно рассматривать в качестве институционального фактора), направление развития институциональной среды (совершенствование нормативно-правовой базы) и одна из его целевых установок (развитие инноваций и предпринимательства). Есть и другой недостаток - «правила», посредством установления и применения которых органы регионального управления «задают» траекторию развития субъекта РФ, имеют больший уровень разнообразия, чем тот, который предложен автором (ограничен только инвестиционной стратегией и региональными проектами). Н.В. Апатова, позиционируя институциональный фактор экономического роста, выделяет в нем две компоненты: формальные и неформальные институты. К формальным институтам она относит: малый и средний бизнес; законодательную базу, регулирующую инновационное развитие, а также создание, внедрение и использование новых технологий; государственные и местные органы власти в сфере инвестиционно-инновационной деятельности; интеллектуальную собственность (патенты, изобретения, ноу-хау); рынок новых технологий и инновационных продуктов; финансовые институты, обеспечивающие научно-технологический прогресс. К неформальным - особенности менталитета и экономического мышления населения, доминирующие традиции консерватизма или принятия новшеств[3]. При этом, давая общую характеристику институционального фактора, она утверждает, что он, по сути, является эндогенным [4]. По нашему мнению, приведенная точка зрения содержит, как позитивный, так и негативный моменты. К первому следует отнести разнообразие субъектов, использующих институциональные факторы (бизнес, участники рыночных сделок, органы государственной власти и местного самоуправления и др.). В характеристике второго момента обратим внимание на два обстоятельства. Первое - избирательность теоретического представления. Так, неясно, почему бизнес-структуры представлены только в малом и среднем форматах; законодательная база ограничена только регламентацией процессов инновационного развития; характеристика институций населения не включает моделей его экономического поведения. Второе обстоятельство связано с однозначной интерпретацией названным автором институционального фактора только как эндогенного. На наш взгляд, он имеет широкую сферу действия, представляя собой важный компонент не только внутренней, но и внешней среды региона. Заметим, что вступление России в ВТО, глобализация экономики существенно усиливают влияние именно внешней институциональной среды на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Э.И. Чебанов, анализируя факторы развития региональной социальной инфраструктуры, полагает, что в рамках институциональных преобразований необходимо формирование следующих предпосылок для создания конкурентной среды: - экономических - рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований и их государственную поддержку; - технологических - доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать рыночные ниши, но и способствуют повышению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Распространение научных достижений является мощным источником конкуренции, вызванной созданием благ-субститутов; - социоинституциональных - связанных с появлением новой системы мотивации и изменением управленческой психологии прежней системы [5]. Заметим, что названный автор предлагает достаточно широкую сферу действия институциональных факторов на экономическое развитие, включая в нее экономические и социальные процессы, изменения в материальнотехнической базе производства. О.А. Романовой и Н.Н. Беспамятных предложено понятие «институциональный региональный контур», под которым указанные авторы применительно к малому предпринимательству, понимают наиболее существенные типы экономической, политической и идеологической деятельности, обладающие высоким потенциалом саморазвития, способствующие интеграции малого бизнеса в сети тесно взаимосвязанных промышленных и инновационных систем [6]. Заслуживает поддержки идея разработки для каждого субъекта РФ «институционального контура», способного учесть своеобразие его институциональной среды, пригодного для выявления ее пространственных особенностей в России. Заметим, что практическая реализация этой идеи сопряжена с конкретизацией представлений об институциональных факторах, уточнением их состава, необходимого и достаточного для адекватной характеристики сложившейся в регионе институциональной среды. Сходной позиции с вышеприведенной придерживается А.Д. Максимов, оперирующий понятием «институциональное поле», под которым он понимает совокупность всех без исключения институтов, действующих в данный момент, имеющих отношение, как к внутренней, так и к внешней среде [7]. Сделанный им акцент на существующие институты понятен, однако, в теоретическом анализе статический аспект исследования должен быть дополнен динамическим, отражающим появление новых, или трансформацию действующих в регионе институциональных факторов, с действием которых связываются перспективы его социально-экономического развития. Повышенный интерес представляет позиция А.Г. Дружинина и В.Е. Шувалова, предложивших широкий спектр институциональной картины региона, включающей такие компоненты, как территориально-локализованные рынки, локальные естественные монополии, институт региональной и муниципальной собственности, соответствующую нормативно-правовую базу, институт теневой экономики, корпоративные структуры общероссийского и регионального масштаба, формы землепользования и регламентирующие их законы, территориальную организацию общества и экономики [8]. Не ставя задачи критического анализа множества представленных в научной литературе точек зрения, раскрывающих состав институциональных факторов развития экономики региона, полагаем возможным предложить и обосновать собственную версию. Ее разработка осуществлена нами посредством реализации подхода, определяющего необходимость в использовании итерационной технологии решения поставленной научной задачи. Характеризуя эту технологию, обратим внимание на состав и последовательность этапов исследования. Первый этап. Предусматривает четкое определение понятия «фактор», фиксирующее инвариантные характеристики, присущие фактору любой природы (экономической, институциональной, социальной и др.), детерминирующему развитие экономики региона.
[1] См.: Кузьмина Л.А. Влияние институциональных факторов на экономический рост / Л.А. Кузьмина // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 10 - С. 70-71. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7780563 (дата обращения: 17.09.2011). См.: Бондаренко А.В., Вакуленко Н.В. Региональное развитие экономики и факторы влияния / А.В. Бондаренко, Н.В. Вакуленко [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/9_DN_2010/Economics/60967.doc.htm (дата обращения 18.10. 2012). [3] Апатова Н. В. Институциональный фактор. Модели экономического роста / Н.В. Апатова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010. - № 1. - С. 22-29. Там же. [5] См.: Чебанов Э.И. Факторы и условия развития региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики России / Э.И. Чебанов // URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/uk/economy-311/business-sectors-of-the-economy- 311/7621-factors-and-conditions-of-regional-social-infrastructure-in-the-modernization-of- russian-economy (дата обращения 26.02.2012) См.: Романова О.А. Региональный институциональный контур развития малого предпринимательства / О.А. Романова, Н.Н. Беспамятных // Вестник УГТУ-УПИ. - 2004. - №10. - С. 81-88. См.: Максимов А.Д. Корпоративное развитие: институциональные аспекты / А.Д. Максимов // Екатеринбург: Институт экономики Уро РАН, 2005. - С. 15. [8] См.: Дружинин А.Г., Шувалов В.Е. Территориальная составляющая институциональной модернизации российской экономики: постановка проблемы / А.Г. Дружинин, В.Е. Шувалов // Институциональная модернизация российской экономики: территориальный аспект / Под ред. А.Г. Дружинина и В.Е. Шувалова. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2004. - С. 16-21.
Вся работа доступна по ссылке |
|