У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Институциональные факторы развития экономики региона: состав, содержание, типология

Развитие экономики региона детерминировано воздействием множества различных факторов, в том числе, институциональных. Повышение их вклада в приращение ресурсной базы и результатов социально-экономического раз­вития субъекта РФ является одной из ключевых задач, стоящих перед госу­дарственным управлением и менеджментом организаций.

Полагаем, что важным условием ее эффективного решения является чет­кое определение состава и типологии институциональных факторов, получе­ние их развернутой содержательной характеристики.

Поскольку в этой предметной области имеется определенный теоретиче­ский задел, целесообразно обратиться к позициям исследователей, его фор­мирующим.

Л.А. Кузьмина, связывая перспективы экономического роста в России с переходом к его новому качеству - инновационному, отмечает, что одним из важнейших институциональных факторов является человеческий капитал[1].

Безусловно, в инновационной экономике главный ресурс - человеческий капитал, однако, на наш взгляд, вряд ли корректно способности человека, реализуемые им в экономической деятельности, относить к институциональ­ному фактору. Другое дело, применяемые на практике правила, алгоритмы действий органов публичного управления и менеджмента организаций, на­правленных на использование и развитие человеческого капитала.

А.В. Бондаренко и Н.В. Вакуленко в составе региональных институцио­нальных факторов выделяют:

-     институты, определяющие особенности взаимодействия населения ре­гиона (его численности, естественного прироста и миграции), расселения (дисперсного и группового) и социокультурной подсистемы (этнического со­става и особенностей религиозной жизни региона, народных и языковых тра­диций и так далее);

-     институты, определяющие взаимодействие природно-ресурсного по­тенциала и экономической подсистемы. Они представляют собой подгруппу экономико-географических факторов. В каждом регионе имеется свой набор географических характеристик, которые могут оказывать влияние на укреп­ление или разрыв общности: размеры, состояние, границ и военно­стратегическое значение территории, особенности системы коммуникаций и среды обитания, сельскохозяйственные и рыбные угодья, наличие полезных ископаемых, потенциальные возможности расселения, значение для форми­рования мирового климата. Этот набор факторов определяют принцип раз­мещения производства, соотношение основных хозяйственных узлов и пери­ферии региона, наличие приоритетных отраслей, формирующих специализа­цию региона [2].

Оценка приведенной позиции не является однозначной. С одной сторо­ны, заслуживает внимания сделанный названными авторами акцент на раз­нообразии объектной базы воздействия институциональных факторов, кото­рую формируют разные виды ресурсов региона (в числе которых трудовой, природный, инфраструктурный и др.). С другой стороны, заметно, что они оперируют достаточно абстрактными формулировками, не идентифицируя конкретно ни один из искомых факторов.

Т.А. Игнатова, исследуя роль институциональной среды в развитии кон­курентоспособности региональной экономики, относит к институциональ­ным факторам:

-      разработанную инновационную стратегию (или программу социально­экономического развития региона, города со SWOT-анализом, сценариями развития, в том числе и инновационным, программными мероприятиями и механизмом реализации);

-      приоритетные региональные проекты, охватывающие национальный и международный уровень;

-      развитую инфраструктуру рынка (с банками, страховыми организация­ми, бизнес-инкубаторами, технопарками и т.д.);

-      развитие инноваций и предпринимательства;

-      совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, спо­собствующей инновационному развитию региона и устойчивому формирова-

3

нию, развитию и реализации его конкурентных преимуществ .

На наш взгляд, в приведенном перечне смешаны разнопорядковые кате­гории: субъекты хозяйствования, представляющие инфраструктуру рынка (вряд ли их можно обоснованно рассматривать в качестве институционально­го фактора), направление развития институциональной среды (совершенст­вование нормативно-правовой базы) и одна из его целевых установок (разви­тие инноваций и предпринимательства). Есть и другой недостаток - «прави­ла», посредством установления и применения которых органы регионального управления «задают» траекторию развития субъекта РФ, имеют больший уровень разнообразия, чем тот, который предложен автором (ограничен только инвестиционной стратегией и региональными проектами).

Н.В. Апатова, позиционируя институциональный фактор экономического роста, выделяет в нем две компоненты: формальные и неформальные инсти­туты. К формальным институтам она относит: малый и средний бизнес; зако­нодательную базу, регулирующую инновационное развитие, а также созда­ние, внедрение и использование новых технологий; государственные и ме­стные органы власти в сфере инвестиционно-инновационной деятельности; интеллектуальную собственность (патенты, изобретения, ноу-хау); рынок новых технологий и инновационных продуктов; финансовые институты, обеспечивающие научно-технологический прогресс. К неформальным - осо­бенности менталитета и экономического мышления населения, доминирую­щие традиции консерватизма или принятия новшеств[3]. При этом, давая об­щую характеристику институционального фактора, она утверждает, что он, по сути, является эндогенным [4].

По нашему мнению, приведенная точка зрения содержит, как позитив­ный, так и негативный моменты. К первому следует отнести разнообразие субъектов, использующих институциональные факторы (бизнес, участники рыночных сделок, органы государственной власти и местного самоуправле­ния и др.).

В характеристике второго момента обратим внимание на два обстоятель­ства. Первое - избирательность теоретического представления. Так, неясно, почему бизнес-структуры представлены только в малом и среднем форматах; законодательная база ограничена только регламентацией процессов иннова­ционного развития; характеристика институций населения не включает мо­делей его экономического поведения. Второе обстоятельство связано с одно­значной интерпретацией названным автором институционального фактора только как эндогенного. На наш взгляд, он имеет широкую сферу действия, представляя собой важный компонент не только внутренней, но и внешней среды региона. Заметим, что вступление России в ВТО, глобализация эконо­мики существенно усиливают влияние именно внешней институциональной среды на социально-экономическое развитие субъектов РФ.

Э.И. Чебанов, анализируя факторы развития региональной социальной инфраструктуры, полагает, что в рамках институциональных преобразований необходимо формирование следующих предпосылок для создания конку­рентной среды:

-      экономических - рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований и их государственную поддержку;

-      технологических - доступность технологий и информационное обеспе­чение позволяют не только создавать параллельные производства и откры­вать рыночные ниши, но и способствуют повышению конкурентоспособно­сти вновь формирующихся предпринимательских структур. Распространение научных достижений является мощным источником конкуренции, вызванной созданием благ-субститутов;

-      социоинституциональных - связанных с появлением новой системы мотивации и изменением управленческой психологии прежней системы [5].

Заметим, что названный автор предлагает достаточно широкую сферу действия институциональных факторов на экономическое развитие, включая в нее экономические и социальные процессы, изменения в материально­технической базе производства.

О.А. Романовой и Н.Н. Беспамятных предложено понятие «институцио­нальный региональный контур», под которым указанные авторы примени­тельно к малому предпринимательству, понимают наиболее существенные типы экономической, политической и идеологической деятельности, обла­дающие высоким потенциалом саморазвития, способствующие интеграции малого бизнеса в сети тесно взаимосвязанных промышленных и инноваци­онных систем [6].

Заслуживает поддержки идея разработки для каждого субъекта РФ «ин­ституционального контура», способного учесть своеобразие его институцио­нальной среды, пригодного для выявления ее пространственных особенно­стей в России. Заметим, что практическая реализация этой идеи сопряжена с конкретизацией представлений об институциональных факторах, уточнением их состава, необходимого и достаточного для адекватной характеристики сложившейся в регионе институциональной среды.

Сходной позиции с вышеприведенной придерживается А.Д. Максимов, оперирующий понятием «институциональное поле», под которым он пони­мает совокупность всех без исключения институтов, действующих в данный момент, имеющих отношение, как к внутренней, так и к внешней среде [7].

Сделанный им акцент на существующие институты понятен, однако, в теоретическом анализе статический аспект исследования должен быть до­полнен динамическим, отражающим появление новых, или трансформацию действующих в регионе институциональных факторов, с действием которых связываются перспективы его социально-экономического развития.

Повышенный интерес представляет позиция А.Г. Дружинина и В.Е. Шу­валова, предложивших широкий спектр институциональной картины регио­на, включающей такие компоненты, как территориально-локализованные рынки, локальные естественные монополии, институт региональной и муни­ципальной собственности, соответствующую нормативно-правовую базу, ин­ститут теневой экономики, корпоративные структуры общероссийского и ре­гионального масштаба, формы землепользования и регламентирующие их законы, территориальную организацию общества и экономики [8].

Не ставя задачи критического анализа множества представленных в на­учной литературе точек зрения, раскрывающих состав институциональных факторов развития экономики региона, полагаем возможным предложить и обосновать собственную версию. Ее разработка осуществлена нами посред­ством реализации подхода, определяющего необходимость в использовании итерационной технологии решения поставленной научной задачи. Характе­ризуя эту технологию, обратим внимание на состав и последовательность этапов исследования.

Первый этап. Предусматривает четкое определение понятия «фактор», фиксирующее инвариантные характеристики, присущие фактору любой при­роды (экономической, институциональной, социальной и др.), детермини­рующему развитие экономики региона.

 


[1] См.: Кузьмина Л.А. Влияние институциональных факторов на экономический рост / Л.А. Кузьмина // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 10 - С. 70-71.

URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7780563 (дата обраще­ния: 17.09.2011).

См.: Бондаренко А.В., Вакуленко Н.В. Региональное развитие экономики и факторы влияния / А.В. Бондаренко, Н.В. Вакуленко [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/9_DN_2010/Economics/60967.doc.htm (дата обращения 18.10. 2012).

[3] Апатова Н. В. Институциональный фактор. Модели экономического роста / Н.В. Апатова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Се­рия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010. - № 1. - С. 22-29.

Там же.

[5] См.: Чебанов Э.И. Факторы и условия развития региональной социальной инфраструк­туры в условиях модернизации экономики России / Э.И. Чебанов // URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/uk/economy-311/business-sectors-of-the-economy- 311/7621-factors-and-conditions-of-regional-social-infrastructure-in-the-modernization-of- russian-economy (дата обращения 26.02.2012)

[6]

См.: Романова О.А. Региональный институциональный контур развития малого пред­принимательства / О.А. Романова, Н.Н. Беспамятных // Вестник УГТУ-УПИ. - 2004. - №10. - С. 81-88.

См.: Максимов А.Д. Корпоративное развитие: институциональные аспекты / А.Д. Мак­симов // Екатеринбург: Институт экономики Уро РАН, 2005. - С. 15.

[8] См.: Дружинин А.Г., Шувалов В.Е. Территориальная составляющая институциональной модернизации российской экономики: постановка проблемы / А.Г. Дружинин, В.Е. Шува­лов // Институциональная модернизация российской экономики: территориальный аспект / Под ред. А.Г. Дружинина и В.Е. Шувалова. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2004. - С. 16-21.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36974.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.