У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Оценка современной российской практики активизации роли институциональных факторов в субъектах РФ

Активизация роли институциональных факторов в развитии экономики регионов России сопряжена с деятельностью органов государственной вла­сти. Повышение ее результативности предполагает анализ современной практики управления изменениями институциональных факторов развития экономики субъектов РФ.

Полагаем, что такой анализ должен иметь не ретроспективный характер, а быть сориентирован на выявление и оценку ожидаемых (запланированных) перемен в содержании управленческой деятельности органов власти субъек­тов РФ, призванной обеспечить развитие и эффективное использование ин­ституциональных факторов для прогресса экономики.

В этой связи, основное внимание целесообразно сфокусировать на раз­работанных и реализуемых ныне в субъектах РФ Стратегиях их социально­экономического развития, в которых определены направления и задачи, а также инструменты управления, имеющие прямое отношение к объекту на­шего исследования.

В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года[1] в качестве одного из стратегических направлений развития ре­гиона определено формирование институциональной среды, индуцирующей инновационную активность и привлечение капитала в экономику и социаль­ную сферу. В рамках этого направления осуществлена постановка ключевых задач, в числе которых:

-     формирование системы институтов и институциональной среды иннова­ционного развития для обеспечения согласованной и эффективной политики, регулирующей социальные и экономические аспекты развития региона;

-     развитие эффективной региональной инновационной системы (РИС) для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях и услугах во всех сферах жизни общества и создания благоприятной внешней среды, формирования внутренних стимулов для роста человеческого капитала, технологической модернизации традиционных про­изводств и развития отраслей новой экономики;

-     развитие государственно-частного партнерства при реализации эконо­мической и социальной политики и совершенствования механизмов обратной связи между властью и бизнесом с формированием рыночных институтов;

-     проведение институциональных реформ, способствующих увеличению инвестиций в человеческий капитал.

Заметим, что задачи, имеющие прямое отношение к изменениям инсти­туциональных факторов, определены и в рамках других стратегических на­правлений, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности эконо­мики региона за счет перехода к инновационному социально ориентирован­ному типу развития в условиях глобализации российской экономики, станов­ление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала. В их числе:

-     развитие новых инновационно ориентированных производств;

-     формирование территориальных кластеров, позволяющих интенсифи­цировать экономический рост и конкурентоспособность региона в целом, ин­дуцировать значительный прирост добавленной стоимости, в том числе и за счет мультипликативного эффекта;

-     формирование и развития модели сбалансированного пространственно­го развития на основе совершенствования системы расселения и размещения производительных сил, интенсивного развития агломераций, создания новых территориальных центров роста и повышения степени однородности соци­ально-экономического развития муниципальных районов и городских окру­гов посредством максимально полной реализации их потенциала и преиму­ществ;

-    развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения;

-    создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области.

В характеристике достоинств подхода, реализованного органами госу­дарственной власти названного субъекта РФ, обратим внимание на следую­щие моменты.

1.                        Деятельность властей в среднесрочной перспективе ориентирована на решение задач, сфера реализации которых охватывает множество различных институциональных факторов (муниципальные образования, локальные рын­ки, бизнес и др.) и их параметров.

2.                        Управление изменениями институциональных факторов связывается с необходимостью дополнения применяемых форм и инструментов новыми, осуществлением соответствующих мер, в числе которых: создание центра кластерного развития; заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством области и инвесторами; создание технопарков, промышленных парков; внедрение в здравоохранении системы бюджетирования, ориентированного на результат; замещение сметного фи­нансирования системой оплаты оказанной медицинской помощи, исходя из нормативов финансовых затрат, рассчитываемых на основе единых стандар­тов медицинской помощи; организация целевой контрактной подготовки ра­бочих кадров на бюджетной основе путем заключения договоров между ор­ганами местного самоуправления, работодателями и учебными заведениями.

3.                        Достижение мультипликативного эффекта от институциональных пре­образований, связанных с развитием и использованием человеческого капи­тала, связывается с созданием и функционированием социального кластера, интегрируемыми элементами которого становятся региональные системы об­разования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной за­щиты населения, для каждого из которых разработан план мероприятий и ожидаемых эффектов от их реализации.

В Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу[2] состав направлений, связанных с изменения­ми институциональных факторов, включает следующие:

-      образование новых межотраслевых промышленно-инновационных кла­стеров;

-      развитие инновационной инфраструктуры (техно- и научные парки, центры трансфера технологий, научно-инновационные центры);

-      развитие инновационной инфраструктуры вузов и научных учрежде­ний, создание при научных учреждениях и вузах малых инновационных предприятий;

-      расширение сферы действия общественно-частного партнерства (госу­дарство - муниципалитет - частный бизнес) в экономике и социальной сфе­ре региона;

-      в бюджетной сфере: укрупнение учреждений, присоединение «слабых» к более «сильным»; ликвидация учреждений с низкими показателями качест­ва и эффективности деятельности; расширение участия некоммерческих ор­ганизаций в оказании социально значимых услуг при государственной под­держке (выделение грантов, налоговые льготы, обеспечение доступа к иму­ществу);

-      распространение механизма государственного (муниципального) зада­ния на организации всех организационно-правовых форм, устранение пре­пятствий на пути развития деятельности частных коммерческих организаций в социальной сфере;

-    интеграция высшего, среднего и начального профессионального обра­зования на базе создания систем сквозного обучения;

-    формирование механизма интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования с территориально-производственными кла­стерами области на основе государственно-частного партнерства.

 


[1] См.: Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года / Постановление Правительства Белгородской области от 25.01.2010 №27-пп. - URL: http://www.belregion.ru/file/Strategiya2025.zip (дата обращения 21.06.2014).

[2] См.: Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года / Закон Воронежской области от 23.12.2011 №207-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О Стратегии социально-экономического развития Воронеж­ской             области            на             долгосрочную перспективу».        -           URL:

econom.govvrn.ru/images/stories/docs_271211/zakon_1.doc (дата обращения 21.06.2014).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36974.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.