Быстрый переход к готовым работам
|
Основные направления совершенствования управления изменениями институциональных факторов развития экономики регионовПовышение роли институциональных факторов в развитии экономики регионов России сопряжено с активизацией и ростом результативности деятельности субъектов управления их изменениями. Решение такой задачи предполагает фокусировку внимания и действий органов государственной власти и менеджмента организаций на основных направлениях совершенствования управления в этой предметной области. Теоретическое обоснование названных направлений - сложный итерационный процесс, основными этапами которого, по нашему мнению, являются:
Первые три этапа осуществлены нами ранее и получены соответствую- 80 щие результаты (см. разделы диссертации 1.1; 2.2) . Это позволяет перейти к решению задачи следующего этапа, предусматривающего оценку имеющегося теоретического задела в исследуемой нами предметной области. Э.И. Чебанов в рамках институциональных преобразований выделяет:
81
одного из направлений институциональных изменений не корректно. Речь в данном случае может идти только об одном из результатов: доступность технологий и распространение научных достижений зависят от уровня развития сектора информационно-коммуникационных технологий, эффективности государственной политики в области информатизации общества. Заметен и другой недостаток - названный автор не раскрывает сути и содержания институциональных преобразований. Т.А. Игнатова следующим образом структурирует направления институциональных преобразований в регионе:
82 лого и среднего бизнеса . На наш взгляд, указанный автор обоснованно фиксирует наиболее значимые «провалы» в современной институциональной среде развития экономики регионов. Действительно, низкая эффективность публичного управления, минимальное участие институтов гражданского общества в разработке и осуществлении ее преобразований, отсутствие заметного прогресса в переводе экономики России на инновационный путь развития - основные проблемы, требующие качественного решения. Вместе с тем, заметим, что приведенный ею перечень направлений не учитывает существующего разнообразия институциональных факторов. А.А. Костин, фокусируя внимание на активизации инновационной деятельности в регионах России, связывает этот процесс со стратегически важным направлением институционализации механизма управления, суть которого - в создании региональных корпораций инновационного развития с широким диапазоном функций и миссией координации взаимодействия региональных органов государственной власти, муниципальных образований, ин- 83 ститутов гражданского общества, бизнес-элиты и населения . Идея внедрения структур, интегрирующих интересы и действия стейкхолдеров экономики региона, безусловно, заслуживает поддержки. Другое дело, что названное предложение является одной из задач институциональных преобразований, поэтому не может рассматриваться в качестве направления их осуществления. Отсутствие корректной субординации понятий «направление» и «задача» институциональных преобразований в субъектах РФ заметно и у других авторов. Так, А.Г. Хабибрахманова предлагает в качестве направлений институциональных преобразований в субъектах РФ: создание региональной системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, единого территориального органа по маркетингу, особых экономических зон [1]. В.Г. Епинина, исследуя перспективы развития механизма публичного управления социально-экономическими процессами, в качестве основных направлений институциональных преобразований выделяет: повышение открытости института власти, расширение практики реализации общественных слушаний, активизация форм общественного контроля (заслушивание отчетов должностных лиц, личные встречи представителей власти и с населением и др.) [2]. Г.Ю. Гагарина, обосновывая необходимость формирования новых элементов организационно-экономического механизма пространственной интеграции регионов России, связывает этот процесс с формированием зон территориального развития, неформальных общественных советов по развитию региона, вводом технологии краудсорсинга в систему организации общественной экспертизы [3]. О.А. Джинджолия, фокусируя внимание на обеспечении устойчивости малого предпринимательства, предлагает апробацию механизмов его развития, как социально-ответственного бизнеса, одним из элементов которых являются фонды развития, создаваемые совместно органами государственного и муниципального управления и субъектами крупного предпринимательства 87 для финансирования социальных проектов [4]. О.В. Скотаренко, раскрывая необходимость трансформации системы управления социально-экономическим развитием регионов, в качестве ключевого элемента перемен определяет выбор и реализацию стратегий эконо- 88 мического роста, учитывающих стадии жизненного цикла в субъектах РФ Не отрицая важности предлагаемых указанными авторами перемен в институциональной среде регионов России, считаем, что методологически верным будет первоначальное определение основных направлений институциональных преобразований, в рамках которых затем фиксируются наиболее значимые мероприятия и ожидаемые от их реализации социальноэкономические эффекты. Обратимся к программному документу органов государственной власти, в котором определены направления и задачи преобразования институциональной среды регионов. Речь идет о Концепции долгосрочного социально - 89 экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5]. Следует обратить внимание на то, что переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития связывается в названной Концепции с реализацией комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по ряду направлений, одним из которых определено создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику. В составе основных задач, решаемых в рамках этого направления, выделены:
Заметим, что на самом деле, постановка задач, решение которых обеспечивает позитивные изменения институциональных факторов развития экономики регионов, дана и в рамках других направлений, позиционированных в этой Концепции. Так, развитие человеческого потенциала в этом документе связывается с переходом от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех. [1] См.: Хабибрахманова А.Г. Институциональные преобразования государственного регулирования внешнеторговой деятельности на региональном уровне. - Указ. работа. - С. 1112. [2] См.: Епинина В.С. Развитие механизма публичного управления социально экономическими процессами в условиях информатизации общества: автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Пенза, 2014. - С. 19. [3] См.: Гагарина Г.Ю. Развитие методологии управления пространственной интеграцией экономики регионов России. - Указ. работа. - С.7. [4] См.: Джинджолия О.А. Институциональные формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса: автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Указ. работа. - С. 21-22. [5] См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р //[Электронный ресурс] Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/ [6] См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Указ. работа.
Вся работа доступна по ссылке |
|