У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Учебник иностранного языка в мотивирующем контексте образовательного процесса

В данном параграфе речь пойдет о мотивирующем контексте учебника иностранного языка в образовательном процессе. Под мотивирующим контекстом понимается совокупность факторов, влияющих на успешность овладения учащимися иностранным языком, а именно: потребности, мотивы, цели, познавательный интерес, которые являются важнейшими аспектами мотивации.

На современном этапе стало очевидным, что проблема мотивации является одной из стержневых проблем в методике преподавания иностранного языка, поскольку именно мотивация обусловливает успешность овладения учащимися иностранным языком, на что указывают ведущие методисты З.М. Цветкова, И.В. Рахманов, Н.И. Гез, С.К. Фоломкина [Симонова Н.М., 1980].

Большой теоретический и практический интерес представляют работы по мотивации М.В.Матюхиной (связь умственного развития школьников и формирования мотивации) [Матюхина М.В., 1986], Т.И.Лях, О.А.Чуваловой (положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности) [Лях Т.И., 1981; Чувалова О.А., 1985], Б.И. Додонова, Е.И. Савонько, Н.М. Симоновой (выявление на материале изучения мотивации в овладении иностранным языком четырех мотивационных ориентаций: на процесс, результат, оценку преподавателем и на "избегание неприятностей") [Симонова Н.М., 1982], А.К. Марковой, Л.К. Золотых, Т.А. Платоновой, Т.А. Пушкиной, Е.И. Савонько,

З.М. Хизраевой, И.П. Именитовой (устойчивость учебной мотивации) [Зимняя И.А., 1997].

Интересны также работы по мотивации А.Н. Письмиченко, Л.В. Харисовой (межпредметные связи как один из важных стимулов повышения интереса учащихся к иностранному языку) [Харисова Л.В.,

1980]                                                                                               , М.И. Дубровина (использование аудиовизуальных материалов в обучении иностранному языку) [Дубровин М.И., 1978], М.А. Кудашовой (поддержание и развитие положительных мотивов, а также педагогическое воздействие на перестройку иерархической структуры мотивационной сферы), [Кудашова М.А., 1975], JI.3. Якушиной (проблема мотивации с позиции учения А.С. Макаренко о перспективных линиях учебного труда школьника [Якушина Л.З.,      1974], В, А. Шерстеникиной (проблема мотивации через организацию внеклассной работы) [Шерстеникина В.А.,

1981]     , П.Б. Гурвич, С.Т. Григорян (выявление основных видов мотивации) [ГурвичП.Б., Григорян С.Т., 1973].

Для совершенствования учебного процесса, для активизации познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, и повышения мотивации учения, современная методика преподавания иностранных языков продолжает поиск более эффективных приемов работы, новых методов и подходов в обучении им, новых источников мотивации.

Утверждая, что одним из важных источников повышения мотивации учащихся в обучении ИЯ является учебник, следует признать, что проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий является одной из самых важных и насущных в обучении иностранным языкам. Любой учебник иностранного языка для общеобразовательной школы важно рассматривать, прежде всего, с такой точки зрения: в какой степени он способствует успешной организации обучения. Успех зависит от того, насколько полно выявляются и используются заложенные в нем мотивирующие возможности. Учебник призван заинтересовать, активизировать и стимулировать учащихся в обучении иностранному языку, то есть мотивирующая (или мотивационная) функция учебника состоит в том, чтобы с его помощью обеспечить стимулирование речевой деятельности учащихся и их учебной деятельности в целом, формировать интерес к учебному предмету, создавать искусственную иноязычную среду, по возможности пробуждать потребность в иноязычном общении, в дальнейшем самообразовании.

В условиях массового обучения в средней школе очень велика значимость мотивационной функции учебника. Поэтому стоит задача разработки методики выявления и использования заложенных в учебнике мотивационных возможностей.

Как показывает наблюдение диссертанта за учебным процессом в школе для активизации познавательной деятельности учащихся учителю необходимо использовать все имеющиеся в его распоряжении средства повышения мотивации учения, и начинать нужно с учебника, так как учебник является важным источником повышения мотивации учения школьников.

Поскольку мотивационную сферу учебной деятельности составляет совокупность мотивов, потребностей, целей, интересов, то есть необходимость рассмотреть их соотношения с позиций психологии и педагогики, прежде чем переходить к проблеме мотивации в изучении иностранных языков.

Рассмотрение проблемы мотивации представляет большие трудности, определяемые отсутствием однозначного определения понятия «мотивация», точного дифференцированного определения учебной мотивации, малочисленностью экспериментальных исследований по мотивации обучения иностранному языку.

Отечественные психологи в понимании и определении мотивации исходят из положения о единстве динамическо-энергетической и содержательно-смысловой ее сторон. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.

В отечественной психологии четко сформулированы следующие положения, представляющие особенную важность для изучения учебной мотивации и в частности для мотивации усвоения иностранного языка:

1) мотивация входит во внутреннюю структуру учебной деятельности, являясь ее необходимым компонентом; 2) мотивация является движущей силой процесса научения; 3) изменение динамических отношений между структурными единицами учебной деятельности (средства, способы, цели и т.д.) - одно из необходимых условий возникновения новых видов учебной мотивации [Симонова Н.М., 1980].

В психологической литературе существуют различные дефиниции понятия мотивации. Но, прежде всего, следует подчеркнуть, что психологами оно используется в двойном смысле: "как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления), и как характеристику процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне" [Немов Р.С., 1990: 219].

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87866.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.