У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Организация опытного обучения с учетом типологических особенностей отечественных и зарубежных учебников

Проведенный анализ научно-методической литературы показал, что одной из самых важных и насущных проблем в мотивации обучения иностранным языкам на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий.

В настоящее время на российском рынке наряду с отечественными появилось много зарубежных учебных материалов, в частности учебников и учебных пособий по французскому языку. Они находят все более широкое распространение в силу следующих качеств: коммуникативной

направленности, соответствия международным стандартам, большого количества аутентичных материалов и прекрасной полиграфии [Бабикова Е.С., 2000: 38]. И самым важным качеством в рамках рассматриваемой нами проблемы является постоянная забота французских авторов о мотивации обучения. Все это можно отметить как положительный фактор, так как появление альтернативных учебников дает учителю возможность выбора, способствует реализации его творческого потенциала.

Так, важным критерием при выборе учебного пособия в рамках организации современного коммуникативного процесса, на наш взгляд, является: насколько данный учебник способствует созданию интереса учащихся к изучению ИЯ, коммуникативной мотивированности учебного процесса, т.е. насколько он решает проблему мотивации в обучении ИЯ. Актуальна проблема мотивации учащихся, так как общеизвестно, что усваивается прочно и легко только то, что нужно и интересно.

Таким образом, данное обстоятельство послужило основанием для анализа отечественного и изданного во Франции учебников французского языка как иностранного с целью выявления их типологических особенностей с точки зрения создания мотивации учения. В качестве анализируемых были выбраны: отечественный учебник французского языка

 

для 10 класса школ с углубленным изучением французского языка [Миньяр- Белоручев Р.К., Турчина Б.И.; 3-є изд., испр. и доп., 1999] и изданный во Франции УМК “Frequence Jeunes” [Capelle G., Gidon N.; 3 уровень, 1995], которые будут использованы в ходе опытного обучения.

По мнению учителей, работающих с методикой “Frequence Jeunes”, через весь учебник проходит изобретательно представленная, развернутая история французских ровесников, что является побудительным мотивом к знакомству с образом жизни французских учащихся средствами французского языка. Методическими достоинствами “Frequence Jeunes” является ориентация на активное овладение учащимися различными типами мотивированной речи в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Все жанры дискурса максимально аутентичны, что обеспечивает возможность приобщиться к речевому узусу французов, в том числе и к образцам подросткового речетворчества [Мишин И.Ф., 1999: 37].

Авторы методики “Frequence Jeunes” считают, что только учитель может нацелить учащихся на учение, создав атмосферу доверия и понимания на уроке. Только эмоциональный климат на уроке является наилучшим средством создания мотивации учения школьников. Так, по мнению G. Capelle и N. Gidon, именно учебник может и должен помочь в создании этого климата, вызывая любопытство учащихся, помогая им раскрыть для себя, что их пристрастия и вкусы разделяются молодежью других стран, что они имеют те же проблемы в отношениях, те же занятия и те же устремления.

С другой стороны, авторы французской методики называют следующие цели обучения:                                                           лингвистические и коммуникативные;

культурные, межкультурные и гуманистические; формирующие (воспитание личности). Для того чтобы реализовать данные цели обучения “Frequence Jeunes” использует всевозможные подходы. Вот почему в учебнике представлены смешанные методики, нацеливающие на когнитивные подходы, концептуализацию в грамматике, общие подходы в чтении, методы раскрытия и решения проблем, а также методы систематизации и автоматизации [Capelle G., Gidon N., “Frequence Jeunes” - guide du professeur, 1994: 3-5].

Что касается отечественного учебника, то, по мнению авторов (Р.К. Миньяр-Белоручев, Б.И. Турчина), он составлен в соответствии с требованиями действующей программы для школ с углубленным изучением французского языка. Учебник отвечает своему назначению при реализации его основных функций: воспитательной, обучающей, организующей и стимулирующей, которая интересует нас прежде всего в рамках рассматриваемой нами проблемы.

По мнению Р.К. Миньяр-Белоручева и Б.И. Турчиной, стимулирующая функция данного учебника заключена, во-первых, в заданиях, формулировка которых может вызвать интерес или негативное отношение учащихся к упражнению, во-вторых, в организации упражнений через расстановку обучающих воздействий и компоновку учебного материала, в-третьих, в содержании текстов, комментария, способных привлечь внимание учащихся, расширить их кругозор, разбудить любознательность. Стимулами могут служить и иллюстрации, и справочный материал, если он соответствующим образом организован.

Среди методических принципов, положенных в основу данного учебника и имеющих основополагающее значение для создания мотивации учащихся мы находим принцип коммуникативной направленности и принцип стимулирования умственной активности учащихся.

Принцип коммуникативной направленности находит свое воплощение, по мнению авторов учебника, в речевых упражнениях, в сложных видах речевой деятельности, предлагаемых учащимся. Но принцип коммуникативной направленности не означает отказа от некоммуникативных (языковых) или, как мы их называем,

подготовительных упражнений.                        Эффективность              речевых

(коммуникативных) упражнений во многом зависит от того, как учащиеся будут к ним подготовлены, поэтому необходимы разнообразные упражнения для усвоения языковых знаний и отработки отдельных навыков.

Принцип стимулирования умственной активности учащихся реализуется в придании поискового характера большинству упражнений. Как известно, новый материал значительно лучше усваивается, а навыки и умения формируются в процессе мыслительной деятельности учащихся. Мыслительная деятельность учащихся способствует мотивации в обучении, она является важнейшим условием развивающего обучения. В старших классах мыслительную деятельность учащихся вызывают задания творческого характера, поиски решения интересной проблемы. Учащиеся в процессе учебы усваивают новый материал такими способами учения, как ознакомление, повторение и поиск. Отсюда три вида упражнений: ознакомительные, тренировочные и контрольно-поисковые (поиск предполагает нахождение ответа, что предопределяет один из видов контроля), которые могут принимать и смешанный вид: ознакомительно­поисковые или тренировочно-поисковые упражнения [Миньяр-Белоручев Р.К., Турчина Б.И., 1999: 243-244].

Так, в рамках анализа типологических особенностей отечественного и французского учебников основной целью является рассмотрение в обоих учебниках некоторых параметров с точки зрения их мотивирующих возможностей, прежде всего состава текстов и упражнений (заданий) учебника как основы поддержания интереса к учению. Важным для выявления мотивирующей силы учебника представляется также рассмотрение грамматики, оформления учебника, состава УМК.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87866.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.