Быстрый переход к готовым работам
|
Неформальные дискурсивные практики как явление естественной городской речиСовременная речевая практика позволяет говорить о том, что неформальное общение представляет собой универсальный вид общения, востребованный как в «высоких», официальных, так и в «низких», более непринужденных ситуациях. Актуальность его для разных сфер общения объясняется творческой составляющей, обеспечивающей адаптивную функцию неформального общения, нелинейные репрезентации социумных интересов, возможность «заявить о себе», минуя жесткие организационные структуры официальной культуры. Существенными признаками неформального характера коммуникации выступают относительная независимость от официальной культуры и внешних табу, сознательная оппози- тивность по отношению к норме (языковой, этической, ментальной). Именно они в большинстве случаев заявляются в качестве отличительных признаков ан- тиофициальной культуры, или контркультуры [см.: Гаспаров, 2002; Голев, 2005; Елистратов, 1995; Жельвис, 1985; Левичева, 1990]. Итак, связывая общественную и языковую динамику с явлением неформальных дискурсов, мы определяем последние как социумно специфичное творчество, имеющее в основе лингвокреативное мышление социума в отношении использования языка и актуальных содержаний, а также в отношении официальной культуры. Неформальные дискурсы ориентированы на внеязыковую действительность, результаты воздействия которой опосредованно всегда отражены в культуре социума и его дискурсивном продукте (в текстах) [см.: Мурзин, 1994; Торсуева, 1986]. Отвечая потребностям микросоциумов и будучи под влиянием общества как глобального социума, неформальные дискурсы концентрируют в себе «разные энергии общественной жизни» и, несмотря на «напоминания» коммуникации о существовании общепринятых норм и правил (не только языковых), развивают собственные «реальные социокоды» [Петров, 1991: 41]. Закрепление социокодов реализуется в частотных «технологических» приемах создания дискурсивного продукта, в средствах разной стилевой принадлежности и разных стилистических потенциалов, отвечающих речетворческим установкам социума. В результате неформальные дискурсы представляются как многослойные системы общения с выраженным объединяющим началом, обеспечивающим приспособление различных средств стиля к выразительным нуждам социотворчества [см.: Бельчиков, 1996; Винокур, 1980; Гамперц, 1975; Голанова, 2000; Лабов, 1975а; Розеншток-Хюсси, 1994]. Социотворчество понимается нами как деятельность по созданию дискурсивного продукта, проявлением которой выступает качество стиля дискурса. Последнее обусловлено обстановкой, каналом общения, концентрирует в себе различные проявления дискурсивной специфики социотворчества («цели, ценности, коммуникативные стратегии (как последовательность интенций речевых действий), жанры, прецедентные (культурогенные) тексты, дискурсивные формулы»), проявляется в тональности общения, клишированных языковых средствах [Карасик, 2007: 177, 187, 193]. Стиль дискурса создается избирательным восприятием и интерпретированием действительности и самого дискурсивного продукта и представляется как общий образ действия стилевых закономерностей, который ощущается интуитивно, однако с позиции дискурсивного анализа нуждается в исследовании с помощью специальных процедур. Неформальные дискурсы связаны с непринужденным ситуативным общением, поэтому внимание к ним закономерно связано с понятием естественного языка (или естественной речи), использование которого в рамках условно малых социальных групп покрывает- собой львиную долю коммуникативной жизни членов социума [см.: Макаров, 1998]. Взаимозаменяемые понятия «естественный язык» и «естественная речь» функционируют в современных научных публикациях параллельно с рядом сосуществующих однопорядковых понятий народной, простой, практической речи; функционального, народного языка; народной лингвистики, промежуточных образований, литературного просторечия, наивного письма и др. [см.: Бельчиков, 2004; Береговская, 2004; Винокур, 1993; Козлова и др., 1996; Подюков, 1991; Эрвин-Трипп, 1975]. Трактовки явления естественного языка представляют собой как общие, так и разноаспектно дифференцированные определения.
Вся работа доступна по ссылке |
|