Быстрый переход к готовым работам
|
Основы и особенности проявления конкуренции на рынке гостиничных 12 услугВ современной экономике совершаются транспозиционные качественные В научной литературе существуют различные определения конкуренции, отражающие характерные признаки этой комплексной категории. Первые оформленные теоретические положения о движущих силах и факторах конкуренции появились в середине XVIII в. в классической экономической школе. В учениях того времени конкуренция трактовалась как сила, репрезентанты классической политической экономии, среди которых следует отметить, прежде всего, Уильяма Петти в Англии (Трактат о налогах и сборах,
13 1662; Политическая анатомия Ирландии, 1672; Разное о деньгах, 1682) и Пьера Лепезана де Буагильбера во Франции (Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, 1695; Рассуждения о природе богатства, денег и налогов, 1699; Исследование о редкости денег, 1701; Обвинение Франции, 1707) связывали реализацию принципа социальной справедливости с существованием и развитием конкурентных отношений, осмысливая в этой связи капиталистический строй как естественный и непреходящий. Классическая теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в его основном труде – Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) [60], где он впервые аргументировал, что конкуренция приводит к лучшему распределению труда и капитала. Она призвана уравновешивать частные интересы и общественный экономический эффект, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с невидимой рукой рынка – самодействующим механизмом равновесия. Другим видным представителем классической политэкономии является Давид Рикардо, который рассматривал конкуренцию как необходимое условие рыночного ценообразования. В своей работе – Начала политической экономии и налогообложения (1817 г.) – Д. Рикардо сформировал теоретическую модель совершенной конкуренции [51]. Основное внимание было устремлено на то, как данная система функционирует в долгосрочной перспективе. Для условий, анализируемых Д. Рикардо, определяющим является то, что цены на разнообразные категории товаров и услуг складываются под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Джон Стюарт Милль, продолжая и развивая классическую школу экономической мысли, считал (1848 г.), что конкуренция является сингулярным рыночным регулятором цен на товары и услуги, заработной платы, рентных ставок и процентов; она сама по себе является законом, который устанавливает нормы и правила этого регулирования [43].
14 Значимый вклад в формирование и развитие новых концептуальных идей конкуренции в современной экономической науке внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие репрезентанты классической экономической теории. Одно из главных теоретических положений Э. Чемберлина, сформулированное им в 1933 г., состоит в том, что сущностной характеристикой монополистической конкуренции является контроль над предложением, а значит и ценой, который достигается увеличением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта [72]. Э. Чемберлин не только впервые рассмотрел синтез конкурентных и монопольных подходов, но и представил перспективы развития экономической системы с транспозицией внимания от производителя к потребителю. Немаловажный вклад в создание концепции конкуренции внесла английский экономист Дж. Робинсон (1933 г.), методически аргументирующая теорию несовершенной конкуренции [52]. В произведениях Э. Чемберлина и Дж. Робинсон был зафиксированн результат полемики о характере ценообразования в условиях монополии и о появлении неценовых форм конкуренции. Авторы ревизовали действие рыночного механизма с учетом роли таких факторов, как лимитированное количество продавцов, дифференциация продукта, издержки реализации, а также сообразованные действия продавцов при неценовых формах конкуренции. Австро-американский экономист Й. Шумпетер предложил свою теорию эффективной конкуренции, отображающую рыночный механизм в эпоху большого бизнеса как производительное взаимодействие монополистических сил и конкуренции, основанное на нововведениях и придающее особенную маневренность развитию экономики. Й. Шумпетер обосновал динамическую концепцию цикла, в которой цикличность рассматривается как логический фактор экономического роста. Й. Шумпетер заявлял о совершенной конкуренции (1942 г.): ...этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации
15 [75]. В своих трудах Й. Шумпетер обращает специальное внимание на инновационную деятельность при развитии конкуренции. Для автора оправдана любая степень монополизации рыночной системы, если она ведет к ускорению научно-технического прогресса. В ХХ в. факт конкуренции приобрел глобальную значимость. Так, К. Макконнелл и С. Брю (1960 г.) считают, что безусловными условиями конкуренции являются: наличие на рынке значительного количества покупателей и продавцов любых конкретных продуктов или ресурсов, а также свобода для покупателей и продавцов в принятии решения по поводу действий на рынках: выступать на тех или иных рынках или покидать их [40]. Конкуренция как многоаспектная экономическая категория может подвергаться анализу в разных направлениях: как механизм регулирования сферы общественного производства, как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и как поступательный процесс продвижения вперед. В особом понимании конкуренцию можно рассматривать как соперничество между независимыми экономическими субъектами за ограниченные ресурсы. В качестве способа хозяйствования конкуренция являет собой определенный метод и порядок действий экономических субъектов на рынке, подразумевающий борьбу между ними с целью достижения наилучших возможностей сбыта для своей продукции и завоевания многообразных рыночных сегментов. Конкуренцию можно подвергать рассмотрению с позиций следующих функциональных, технических и качественных параметров и характеристик продуктов и услуг на всех стадиях жизненного цикла. Современные научные школы, занимающиеся исследованием конкуренции, использовали внушительный теоретический и практический опыт при изучении и дальнейшем формировании методологического базиса. В настоящее время
16 специалисты-эксперты [9; 69] выделяют три основных научных центра, активно разрабатывающих обозначенные проблемы.
Вся работа доступна по ссылке |
|