Быстрый переход к готовым работам
|
Государственная программа основной механизм реализации программно-целевого управления в субъекте Российской ФедерацииДля правильного понимания процесса программно-целевого управления следует рассматривать его через призму выполнения функций управления. Управление как процесс является способом реализации функций управления - планирования, организации, мотивации, координации и контроля. Процесс планирования состоит из выбора целей и принятия решений, достижения их с наименьшими затратами. Функция организации позволяет не только сформировать структуру органа, выполняющего запланированные мероприятия, но и распределять, координировать работу исполнителей, делегировать полномочия и ответственность. Координация - это функция, отвечающая за упорядоченность и согласованность всех элементов путем создания устойчивых связей между ними. Мотивация - это процесс, с помощью которого целенаправленно побуждают работников к выполнению намеченных действий. Функция контроля позволяет выделять возникающие проблемы, принимать корректирующие меры, пересматривать намеченные действия. Эта функция завершает цикл управления и взаимоувязывается с функцией планирования, делая весь процесс замкнутым процессом управления [58]. Реализация каждой функции в процессе применения программноцелевого управления, особенно в государственном управлении, обладает соответствующей спецификой, зависящей от выбранного объекта управления. В данном исследовании, автор рассматривает государственное управление, поскольку в этой сфере деятельности активно применяется разработка государственных программ. Поскольку программы разрабатываются в государственных учреждениях, считаем, что применение общих функций управления для выполнения государственных программ будет уместным. Использование функций программно-целевого управления при составлении государственных программ позволит творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать управленческие решения по их реализации, т.к. использование общих функций применимо для государственных организаций. Уточняя содержание понятия «программно-целевое управление», автор пришел к выводу, что теоретическая и методическая необеспеченность не позволяет корректно реализовать все функции управления. Как отмечалось ранее, функция планирования имеет особое значение в процессе управления и включает в себя формирование главной цели, определение основных задач, мероприятий и ресурсов реализации программы. Исходя из установленных целей и состояний внешней и внутренней среды, намечаются стратегические альтернативы, для реализации стратегии разрабатываются политика, процедуры и правила. Далее выполняется работа в подразделениях, заключающаяся в разработке оперативных планов, согласованных с целевыми показателями и ресурсами [78]. Чаще всего, цели программ сводятся к несогласованным задачам, а задачи и мероприятия не связаны между собой и дублируют друг друга. В результате механизм реализации государственных программ, как правило, заменен перечнем мероприятий, разделы программ имеют скудные оценочные показатели и индикаторы, а контроль за ходом реализации программ выражен в исполнении финансовых результатов. Недооценка функции планирования при разработке программ приводит к внесению большого числа поправок в ходе ее исполнения. Поэтому при реализации функций организации, мотивации и контроля программа заведомо обречена на неисполнение, если программа будет осуществляться по старым шаблонам программно-целевого управления. Наличие распространенных ошибок на стадии планирования ведет к нарушению сроков реализации программы и, следовательно, к снижению эффективности и результативности программы. Функция организации отвечает за выполнение государственной программы с позиций структурирования программы. Создаются управленческие отношения, которые обеспечивают наиболее эффективную связь между всеми элементами программы. При реализации функции организации происходит приспособление организационной структуры организации к задачам программы, подбор людей для выполнения конкретных мероприятий и делегирование полномочий, прав использования ресурсов для достижения намеченных целей и задач, а также осуществление оценки кадровых и финансовых ресурсов, определение методов регулирования программы. Координация является функцией по упорядочению деятельности, призванной обеспечить согласованность действий для достижения цели. Данная функция позволяет сконцентрировать усилия на необходимом направлении и избежать дублирования действий, а также сбалансировать, согласовать все элементы программы. Мотивация, как важнейшая функция управления, направлена на побуждение себя и других людей к деятельности с помощью создания мотивов поведения для достижения главных целей программы. Функция мотивации тесно связана с функцией планирования. Анализируя мотивационные механизмы, т.е. действия органов власти, направленные на стимулирование населения, бизнеса и работников администрации к реализации программы, автор пришел к выводу, что для каждой программы должен быть свой мотивационный механизм, основанный на применении стимулов выполнения программы (моральных и материальных). Однако роль стимулов будет различной, В некоторых программах усиление нормативно-правовой базы привлечет интерес бизнес-структур, в других изыскание дополнительных резервов финансирования в большей степени заинтересует население и т.п. Контроль - это система наблюдения и проверки, отвечающая за соответствие процесса действующей управляемой подсистемы принятым решениям, а также разработки определенных корректирующих действий. Его содержание, как общий смысл функции управления, состоит в выработке правил, стандартов, показателей и критериев деятельности, корректировке текущих результатов, выявлении отклонений [80]. Объектом контроля является вся деятельность, связанная с реализацией государственных программ. Контроль результатов в рамках государственного управления осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно участниками, заинтересованными в выполнении государственной программы, как непосредственно, так и с помощью СМИ и общественных организаций. Существуют следующие виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Предварительный контроль выполняется до фактического начала работ через осуществление правил, процедур и применяется по отношению к человеческим, финансовым и материальным ресурсам. При текущем контроле зачастую выясняется, что плановые показатели государственных программ не достигаются, и имеют большие отклонения от запланированного уровня. Заключительный контроль выявляет все недостатки программ, начиная с подготовки их проектов и заканчивая ходом их реализации. Существующие теоретические подходы к формированию порядка разработки государственных программ у отечественных и зарубежных ученых представлены в различных вариациях. Проведенный анализ методических разработок, позволил установить, что отсутствие четких указаний при формировании порядка разработки государственных программ приводит к неполному его построению, разрозненности этапов, отсутствию взаимосвязей между ними и частичному выполнению функций управления в субъектах Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ порядка разработки государственных программ обозначенного нормативно-правовыми актами, выделены основные этапы его выполнения и функциональные взаимосвязи. В настоящее время в связи со вступлением в силу изменений в «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» от 26.12.2012 № 817 [22], был введен порядок разработки государственных программ, обозначенный на федеральном уровне. Многие субъекты Российской Федерации, такие как Московская, Ростовская, Иркутская, Ленинградская, Свердловская области, Республика Саха (Якутия), Карачаево-Черкессия, Пермский край и другие внедрили в практику своей работы аналогичный алгоритм. Существенных отличий порядка разработки государственных программ на региональном уровне от федерального уровня не отмечено. В порядках имеется ряд недочетов, а именно, отсутствие четких указаний при формировании порядка разработки государственных программ, не полное его построение, разрозненность этапов, отсутствие взаимосвязей между ними и частичное выполнение функций управления. Это приводит к частичной разработке разделов паспорта государственной программы.
Вся работа доступна по ссылке |
|