Быстрый переход к готовым работам
|
Отечественный и зарубежный опыт разработки и оценки госу¬дарственных программЛюбые изменения в действующих системах управления основаны на опыте их использования. Рассмотрим применение программно-целевого управления на практике. Первые попытки использования программно-целевого управления в отечественном территориальном планировании были сделаны в 20-30 годы ХХв. (реализация плана ГОЭЛРО, строительство Урало-Кузнецкого комбината, лесоэкспортного порта «Игарка» на Енисее и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре, освоение Хибин и др.). В те годы такое понятие как «целевая программа» еще не существовало, его заменял термин «план». План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и срока выполнения.
ГОЭЛРО был первым единым государственным перспективным планом развития всей экономики Советского Союза на основе ее электрификации. Он был разработан в 1920 г. и предусматривал строительство предприятий, направленный на развитие ряда территорий [114]. План включал весь комплекс взаимосвязанных вопросов: увеличение добычи топлива, совершенствование или создание системы его переработки и транспорта; развитие промышленности; обучение кадров; создание инфраструктуры городов и т.д. [103]. План ГОЭЛРО привел к развитию электрификации страны и созданию крупной индустрии. Темпы реализации, запроектированные в плане ГОЭЛРО, не имели аналогов во всей прошлой экономической истории. Для того чтобы определить, к какому уровню целевого управления относится план ГОЭЛРО, оценим его по следующим критериям: разработка целей управления, механизма реализации, а также сроки достижение этих целей. Цель плана была четко сформулирована и являлась глобальной в масштабах страны. В сфере электроэнергетического хозяйства план состоял из двух частей: программы «А», которая была разработана для восстановления и реконструкции довоенной электроэнергетики, и программы «Б», которая предусматривала строительство 30 районных электрических станций. Общая мощность 30 районных электростанций (10 ГЭС и 20 тепловых) составляла 1750 тыс. квт. [114]. При этом решались вопросы не просто сооружения 30 электростанций, а весь комплекс взаимосвязанных вопросов. Схема реализации плана представляла собой четкую систему управления. В случае краха расчета на использование государственных средств, в план были внесены кардинальные изменения, которые обеспечивали бы привлечение частного капитала и реализацию плана на основе бизнес-проектов. План был рассчитан на 10-15 лет, и за этот период планировалось вывести экономику страны на новый уровень. Оценивая план по последнему критерию - достижение намеченной цели в срок, видно, что уже через 10 лет после начала реализации плана он перевыполнен по ряду основных показателей. Так, в результате реализации плана количество электростанций возросло в 26 раз к 1927 году [103]. По нашему мнению, успешное выполнение плана ГОЭЛРО связано с его превосходной разработкой и реализацией. Таким образом, план ГОЭЛРО включал в себя все элементы программно-целевого управления. Разработка и реализация плана ГОЭЛРО имели огромное значение. Это был первый опыт использования научного планирования. Комиссией ГОЭЛРО были разработаны принципы, которые легли в основу перспективного планирования. Впервые был сформирован топливно-энергетический баланс страны и определена общая смета затрат [99]. Позднее с помощью перехода к новой экономической политике (НЭП) стала восстанавливаться промышленность, разрушенные производства и заводы, фабрики, железнодорожный транспорт и коммунальное хозяйство. Постепенно начинает развиваться экономика города и осуществляется управление городским хозяйством. В 1926 и 1928 годах ученый Л. А. Велихов публикует работы «Опыт муниципальной программы» и «Основы городского хозяйства». Это были первые работы, посвященные разработке планов и теории муниципального развития. В 1928 году новая экономическая политика прекращает свое развитие и страна переходит на пятилетнее планирование развития народного хозяйства. Всего было реализовано 13 пятилетних планов. В мае 1929 года V съездом Советов СССР был утвержден первый пятилетний план (1928-1932 гг.). Он позволил провести ряд политических, экономических и идеологических мер, приведших к созданию новых отраслей промышленности и увеличению всех видов продукции. В этот период велось строительство транспортных и промышленных сооружений таких как ДнепроГЭС, Тур- ксиб, металлургических заводов а Магнитогорске, Новокузнецке, Норильске, Липецке и Челябинске, тракторных заводов в Сталинграде, Харькове, Челябинске.
В 30-40-е гг. XX в. происходит увеличение объема сельскохозяйственной и промышленной продукции, была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта, развернулось жилищное строительство [102]. После Великой Отечественной войны восстановление разрушенного народного хозяйства велось с использованием программно-целевого планирования и управления. За несколько лет были достроены и введены в эксплуатацию крупнейшие гидроэлектростанции, заводы, развернулось жилищное строительство. В 50-60-е гг. XX в. отчетливо проявляется тенденция к формированию комплекса государственных целевых программ отраслевого, космически- оборонного и территориально-производственного назначения. Советские документы представляли собой строгие перспективные планы, направленные на развитие народного хозяйства Советского Союза. В целом их реализация была успешна, однако государственное управление экономикой страны представляло собой преимущественно отраслевое управление. К широкому использованию программно-целевого управления являлись следующие предпосылки: постоянное развитие специализации производства, дифференциация видов деятельности, направленная на решение проблем комплексного характера; разобщенность в ведомствах, связанная с возвратом к отраслевому принципу управления в середине 60-х гг., которая не решала проблемы регионального развития. В связи с этим возникла объективная потребность использовать интеграционные методы планирования и управления. В этот период происходит формирование государственных планов, включающих создание перечня проблем, решающихся с помощью программной разработки и разработка комплексных целевых программ. Поэтому, начиная с 70-х годов прошлого столетия, широкое распространение получили целевые программы - народнохозяйственные, научно-технические, экологические и др. Вместе с тем, успешно реализовывались и региональные целевые программы. Программы развития регионов были на- 58 правлены на становление и функционирование территориальнопроизводственных комплексов (ТПК), таких как Южно-Якутский, Оренбургский, Южно-Таджикский. В 70-80-е годы ХХв. был выполнен огромный объем работ по строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Стоит отметить, что со второй половины 70-х годов и до середины 80-х годов ХХв. было разработано большое количество региональных программ. Параллельно с программами развития краев, областей, республик, разрабатывались отраслевые программы производства товаров народного потребления и др. Устанавливаемые цели управления позволяли решать имеющиеся народнохозяйственные проблемы. Проблемы, на которые были направлены цель и задачи программы, носили комплексный характер, но только в сфере ее действия, т.е. в регионе или в отрасли.
Вся работа доступна по ссылке |
|