Быстрый переход к готовым работам
|
Структурно-функциональный анализ формирования и оценки государственных программ субъектов РФРазработка, реализация и оценка государственных программ основывается на законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на всех уровнях государственного и муниципального управления. Перейдем к рассмотрению основных нормативно-правовых актов касающихся порядка разработки, реализации и оценки государственных программ Российской Федерации на основе критериев программно-целевого управления, а именно разработки целей и задач программы, сроков и механизма ее реализации, а также оценки эффективности и результативности. Одним из важных актов в данной области является федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», который включает в себя «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» [13]. В данном порядке четко обозначены этапы в работе с программами, порядок их разработки и реализации. Проанализировав данный нормативно-правовой документ автор, пришел к выводу, что в разрабатываемой программе должны быть прописаны требования к постановке цели, задач, решаемых с помощью программно-целевого планирования, по схеме: «цель - задачи - методы - средства» (рис. 1.8). В документе представлены требования, предъявляемые к целям, задачам и мероприятиям госпрограммы. Однако основные требования к целям программы представлены неполно. Специфичность цели программы, по мнению разработчиков данного постановления, заключается в том, что цель должна соответствовать компетенции государственного заказчика. Тем не менее, в связи с уни- Измеримость цели в данном постановлении подставляет собой возможность проверки достижения цели. Однако, как правило, для одной цели выбирается 3-5 критериев ее измерения или целевые индикаторы, определяемые расчетным методом (методы расчетов не указаны в данном документе). По нашему мнению, необходимо добавить критерий обоснованности цели. Для этого следует оценить значимость цели путем разработки отдельных критериев для оценки ее важности. Например, определить приоритетность программы, что в дальнейшем может послужить для разработки оценочных критериев и индикаторов. Задачи, помимо их необходимости и достаточности для достижения цели и временных рамок, должны соответствовать тем же требованиям, что и цель, а именно, быть специфичными, измеримыми, обоснованными, реалистичными и должны укладываться во временные рамки. Поскольку «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» является основополагающим документом в области разработки программ, в нем должны быть четко закреплены требования к постановке цели и задач. Нормативно-правовая база на региональном уровне не предполагает описание своих критериев к постановке целей, задач программы. Следовательно, при их трактовки, существующей на федеральном уровне они могут не выдерживаться на региональном. Про разработку механизма реализации программы, в законе говорится следующее: «в государственной программе должен быть разработан механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия 74
государственных заказчиков программы». Однако в нем не закреплены основные методы регулирования, необходимые для выполнения механизма реализации программы. В федеральном документе они определены абстрактно, и законодательно не закреплены. Раздел «разработка сроков реализации программы» в федеральном законе прописан четко. В программе должны устанавливаться не только сроки выполнения цели и задач программы, но и сроки реализации отдельных мероприятий. Стоит отметить, что корректность постановки целей, задач и мероприятий программы связана со сроком их реализации. Что касается ресурсной обеспеченности государственных программ, то они осуществляются с учетом выделения на их реализацию финансовых средств, а именно: затраты на основные мероприятия. Данный нормативный акт имеет ряд существенных недостатков: он не обеспечивает надлежащее согласование федеральных и региональных интересов из-за отраслевого подхода к разработке и реализации государственных программ, и предусматривает выделение ресурсов из федерального бюджета только регионам, способным привлечь средства из бюджета данной территории для финансирования программ. В федеральном законе «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [13], закреплены основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ. В соответствии с этим же законом федеральные государственные нужды - это «потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация». Данный закон содержит базовые критерии формирования заказов, размещения поставок для федеральных государственных нужд и ответственность за неисполнение государственных контрактов. Федеральные государственные нужды, к которым относится и утвержденный перечень федеральных целевых программ, объемы их финансирования из федерального бюджета предусматри- 75 ваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период [1, 5, б, 7]. Для финансирования региональных программ субъектов Федерации могут привлекаться средства из федерального бюджета по специальному указу Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации. Основным условием долевого участия государства в финансировании региональных программ является наличие финансовых ресурсов у заказчика программы, не связанных с федеральным бюджетом. Средства федерального бюджета выделяются регионам в виде субсидий, субвенций и трансфертов в случае необходимости реализации программ, которые представляют интерес для РФ и которые невозможно реализовать за счет иных источников финансирования. Правительством Российской Федерации решение о финансировании программ регионов принимается за 1,5 - 2 месяца до начала прогнозируемого периода [2].
Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных для реализации программ, осуществляет орган исполнительной власти региона, который самостоятельно определяет организационные формы проведения такого контроля. На стадии разработки проекта программы после того, как сформирован перечень проблем, подлежащих программированию, выбран разработчик проекта программы; сформулированы ее цели и задачи, обоснован механизм и срок реализации программы, определен орган ответственный за формирование и реализацию программы, нельзя обойти вниманием наличие ресурсного подкрепления на покрытие затрат, на разработку и непосредственно реализацию программы, источников и порядка финансирования. В соответствии с законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» «потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для ... реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Потребность в ресурсах (материально-технических, природных, трудовых, финансовых, информационных) устанавливается на весь период реализации программы с разбивкой по годам программного периода, отдельным этапам и исполнителям.
Расчет потребности программ во всех видах ресурсов осуществляется с целыо:
Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации. Ресурсная оценка дает возможность окончательно судить о целесообразности государственной программы. Если программа не обеспечена ресурсами, то ее не следует принимать к реализации. Раздел «оценка социально-экономической эффективности программы» предполагает проведение оценки эффективности по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации. Однако в законе не обозначены методики проведения оценки. Когда проект программы полностью разработан и просчитан, он представляется заказчику на рассмотрение и утверждение. Заказчик организует независимую экспертизу проекта и его обсуждение. В случае приемлемости про- 77 ект представляется в органы власти для утверждения. После утверждения проекта начинается этап реализации принятой программы. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [8] дополняет методическую базу в исследуемой области.
Вся работа доступна по ссылке |
|