У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структурно-функциональный анализ формирования и оценки государственных программ субъектов РФ

Разработка, реализация и оценка государственных программ основывает­ся на законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на осно­вании которых принимаются законы, постановления, решения на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Перейдем к рассмотрению основных нормативно-правовых актов касаю­щихся порядка разработки, реализации и оценки государственных программ Российской Федерации на основе критериев программно-целевого управления, а именно разработки целей и задач программы, сроков и механизма ее реализа­ции, а также оценки эффективности и результативности.

Одним из важных актов в данной области является федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», который включает в себя «Порядок разработки и реализации федеральных целевых про­грамм и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» [13]. В данном порядке четко обозначены этапы в работе с программами, порядок их разработки и реализации.

Проанализировав данный нормативно-правовой документ автор, пришел к выводу, что в разрабатываемой программе должны быть прописаны требова­ния к постановке цели, задач, решаемых с помощью программно-целевого планирования, по схеме: «цель - задачи - методы - средства» (рис. 1.8). В до­кументе представлены требования, предъявляемые к целям, задачам и меро­приятиям госпрограммы. Однако основные требования к целям программы представлены неполно. Специфичность цели программы, по мнению разработ­чиков данного постановления, заключается в том, что цель должна соответст­вовать компетенции государственного заказчика. Тем не менее, в связи с уни-
кальностыо каждой программы, ее специфичность также будет заключаться в ответе на ряд других вопросов, связанных с тем, кто участвует в постановке цели, как происходит постановка цели с учетом классификации государствен­ных программ, что необходимо выполнить для ее реализации, определить ус­ловия и обосновать причины постановки цели.

Измеримость цели в данном постановлении подставляет собой возмож­ность проверки достижения цели. Однако, как правило, для одной цели выби­рается 3-5 критериев ее измерения или целевые индикаторы, определяемые расчетным методом (методы расчетов не указаны в данном документе).

По нашему мнению, необходимо добавить критерий обоснованности це­ли. Для этого следует оценить значимость цели путем разработки отдельных критериев для оценки ее важности. Например, определить приоритетность программы, что в дальнейшем может послужить для разработки оценочных критериев и индикаторов.

Задачи, помимо их необходимости и достаточности для достижения цели и временных рамок, должны соответствовать тем же требованиям, что и цель, а именно, быть специфичными, измеримыми, обоснованными, реалистичными и должны укладываться во временные рамки.

Поскольку «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» является основополагающим документом в области разработки программ, в нем должны быть четко закреплены требова­ния к постановке цели и задач. Нормативно-правовая база на региональном уровне не предполагает описание своих критериев к постановке целей, задач программы. Следовательно, при их трактовки, существующей на федеральном уровне они могут не выдерживаться на региональном.

Про разработку механизма реализации программы, в законе говорится следующее: «в государственной программе должен быть разработан механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия

74

 

государственных заказчиков программы». Однако в нем не закреплены основ­ные методы регулирования, необходимые для выполнения механизма реализа­ции программы. В федеральном документе они определены абстрактно, и за­конодательно не закреплены.

Раздел «разработка сроков реализации программы» в федеральном зако­не прописан четко. В программе должны устанавливаться не только сроки вы­полнения цели и задач программы, но и сроки реализации отдельных меро­приятий. Стоит отметить, что корректность постановки целей, задач и меро­приятий программы связана со сроком их реализации.

Что касается ресурсной обеспеченности государственных программ, то они осуществляются с учетом выделения на их реализацию финансовых средств, а именно: затраты на основные мероприятия.

Данный нормативный акт имеет ряд существенных недостатков: он не обеспечивает надлежащее согласование федеральных и региональных интере­сов из-за отраслевого подхода к разработке и реализации государственных программ, и предусматривает выделение ресурсов из федерального бюджета только регионам, способным привлечь средства из бюджета данной террито­рии для финансирования программ.

В федеральном законе «О поставках продукции для федеральных госу­дарственных нужд» [13], закреплены основные принципы разработки и реали­зации федеральных целевых программ. В соответствии с этим же законом фе­деральные государственные нужды - это «потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и меж­государственных целевых программ, в которых участвует Российская Федера­ция». Данный закон содержит базовые критерии формирования заказов, раз­мещения поставок для федеральных государственных нужд и ответственность за неисполнение государственных контрактов. Федеральные государственные нужды, к которым относится и утвержденный перечень федеральных целевых

программ, объемы их финансирования из федерального бюджета предусматри-

75

ваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период [1, 5, б, 7]. Для финансирования региональных программ субъектов Федерации могут привлекаться средства из федерального бюджета по специальному указу Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации. Основным условием долевого участия государства в финансирова­нии региональных программ является наличие финансовых ресурсов у заказ­чика программы, не связанных с федеральным бюджетом. Средства федераль­ного бюджета выделяются регионам в виде субсидий, субвенций и трансфер­тов в случае необходимости реализации программ, которые представляют ин­терес для РФ и которые невозможно реализовать за счет иных источников фи­нансирования. Правительством Российской Федерации решение о финансиро­вании программ регионов принимается за 1,5 - 2 месяца до начала прогнози­руемого периода [2].

I

 

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных для реали­зации программ, осуществляет орган исполнительной власти региона, который самостоятельно определяет организационные формы проведения такого кон­троля.

На стадии разработки проекта программы после того, как сформирован перечень проблем, подлежащих программированию, выбран разработчик про­екта программы; сформулированы ее цели и задачи, обоснован механизм и срок реализации программы, определен орган ответственный за формирование и реализацию программы, нельзя обойти вниманием наличие ресурсного под­крепления на покрытие затрат, на разработку и непосредственно реализацию программы, источников и порядка финансирования.

В соответствии с законом Российской Федерации «О поставках продук­ции для федеральных государственных нужд» «потребности субъектов Рос­сийской Федерации в продукции, необходимой для ... реализации региональ­ных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), опреде­ляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

Потребность в ресурсах (материально-технических, природных, трудо­вых, финансовых, информационных) устанавливается на весь период реализа­ции программы с разбивкой по годам программного периода, отдельным эта­пам и исполнителям.

I

 

Расчет потребности программ во всех видах ресурсов осуществляется с целыо:

  •  определения ресурсоемкости каждой программы и всей совокупности принимаемых к реализации программ, установления их ориентировочной стои­мости и обоснования бюджетных заявок;
  •  определения максимально допустимого количества одновременно реа­лизуемых программ;
  •  рационального размещения программных объектов;
  •  оценки экономической эффективности программ, которая определяется как в целом по программе, так и по отдельным этапам ее выполнения (в ходе реализации программы, может быть достигнут экономический, экологический, социальный, научно-технический эффект);
  •  организации закупок и поставок продукции для программного обеспе­чения [3, 13].

Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государствен­ных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ресурсная оценка дает возможность окончательно судить о целесообраз­ности государственной программы. Если программа не обеспечена ресурсами, то ее не следует принимать к реализации.

Раздел «оценка социально-экономической эффективности программы» предполагает проведение оценки эффективности по годам или этапам в тече­ние всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реали­зации. Однако в законе не обозначены методики проведения оценки.

Когда проект программы полностью разработан и просчитан, он пред­ставляется заказчику на рассмотрение и утверждение. Заказчик организует не­зависимую экспертизу проекта и его обсуждение. В случае приемлемости про-

77

ект представляется в органы власти для утверждения. После утверждения про­екта начинается этап реализации принятой программы.

Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [8] дополняет методическую базу в иссле­дуемой области.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/80006.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.