Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретико-методологические основы анализа этнополитиче-ских конфликтовВ нашем исследовании нам важно более четко определить собственное познавательное «поле» и, уже с учетом его содержания и границ, обратиться к определению исходных теоретико-методологических средств анализа. Для этого, прежде всего, нам важно уяснить, в каких общих социальных пространственных характеристиках мы видим развертывание нашего предмета исследования. В рамках решения этой задачи станут более ясными и очевидными логика и масштаб восприятия и интерпретации объективной обусловленности этнополитических конфликтов. Во-вторых, соразмерно пространственным характеристикам предмета нашего исследования становится возможным и выбор адекватных методологических средств его анализа. В-третьих, решение первых, двух, постановочных задач позволит, как нам представляется, более четко определить путь и алгоритм внутренне непротиворечивого познания и объяснения сущности этнополитического конфликта. Как уже отмечалось, этнополитические конфликты приобрели сегодня универсальный характер и проявляются в совершенно различных по социально-экономическому и политическому состоянию обществах, что свидетельствует о некоторой атрибутивности данного явления . Вместе с тем, каждый из проявляющихся этнополитических конфликтов имеет свое собственное содержание: историю возникновения, причины, предмет, субъектов, способы и характер проявления и т.д. В более широком теоретико-методологическом смысле, а также, учитывая многомерность социального пространства, в рамках которого вызревают и проявляются этнополитические конфликты, следует, очевидно, говорить о целом ряде обстоятельств, детерминирующих их возникновение и развитие, и, соответственно, анализе условий вызревания и проявления данного явления. 10 См. об этом более подробно: Ачкасов В.А. Этнополитология: Учебник.- СПб.. 2005. С. 4-23. 17
Прежде всего, следует отметить, что тенденция этнизации, а в более широком смысле - регионализация современных политических процессов имеет в своей основе некоторые системные причины и закономерности, и вполне обоснованно связывается большинством отечественных и зарубежных исследователей с явлениями глобализации . Представляя собой объективно детерминированное состояние и выражение современного цивилиза-ционного развития, глобализация придает этим тенденциям, с одной стороны, устойчивый и долговременный характер, а с другой стороны - обуславливает неопределенность и непредсказуемость форм и способов их содержательных проявлений. В качестве гипотезы, обоснование которой является одной из задач настоящего исследования, мы выдвигаем тезис о том, что в сложившихся условиях этничность, проявляющаяся как фактор политики, и актуализация этнической идентичности, представляют собой один из способов аккумуляции и институализации противоречий данного процесса, а не исходный, базовый источник этнополитических противоречий и конфликтов. Здесь, скорее, уместно видеть «политическую обусловленность этнических явлений и процессов» современности, и обратное воздействие и влияние последних на, собственно, политику и политические процессы, придавая им качественное своеобразие. То есть, в отмечаемых многими авторами процессах «этнизации политики» и «политизации этнич-ности» , именно последним принадлежит роль исходной детерминанты, что методологически принципиально для поиска путей адекватной интерпретации и решения поставленных исследовательских задач. Именно в этом своем особом содержании и функциях, проблема этничности требует тщательного 11 См.: Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. - М.: Дело, 2005.; Ачкасов 12 Ачкасов В.А. Этнопо литология: Учебник.- СПб., 2005. С.5. 13 См. напр.: Авксентьев В.В. Этноконфликтный процесс на Северном Кавказе: причины, тенденции, 18
анализа своих субстанциональных и феноменологических свойств и признаков. Во-вторых, как нам представляется, современная Россия переживает одновременно и воздействие факторов глобального цивилизационного развития, и влияние процессов внутренней качественной трансформации системообразующих базовых структур своей организации и функционирования. Эти два фактора, несмотря на синхронизированность во времени, имеют разную корневую систему и разное ландшафтное социальное значение для роста внутренних этнополитических конфликтов в стране. Эти факторы проявляют себя посредством диалектики внутреннего и внешнего, при определяющей роли внутренних факторов, что предполагает соответствующий анализ и исследование особенностей их взаимосвязи в современных российских условиях. В-третьих, сказанное выше означает, что отмечаемый в литературе «этнический ренессанс», очевидно, нельзя рассматривать как источник переживаемого страной этнополитического кризиса. Соответственно, регулирующее и управленческое воздействие следует акцентировано направлять не на собственно межэтнические отношения и этничность, как культурно-историческое явление, а на способы локализации и ограничение действия вышеназванных факторов в сфере этнополитических отношений. Очевидно, заявленные выше тезисы должны получить соответствующее обоснование на основе некоторых концептуальных идей и теоретико-методологических подходов, сформировавшихся в современной системе социально-гуманитарного знания. В рамках оформляющейся в самостоятельное научное направление отечественной гуманитарной мысли - этнополитоло-гии, за последние 15-20 лет уже вполне наметились определенные теоретико-методологические подходы понимания современных проблем этничности, как фактора социально-политических процессов, приобретших в нашей стране особую остроту. Они представляют собой результат обобщения наработок целого ряда наук: социологии, политологии, конфликтологии, этноло- 19
гии, культурологии, социальной психологии и др. Каждая из названных областей знания исследует свой специфический срез этнореальности, выявляет ее наиболее устойчивые свойства, признаки, формы проявления, взаимно дополняя и обогащая общенаучные методологические средства познания. Уровень и содержание этих методологических подходов достаточно разнообразны, а инструментальные возможности имеют разное назначение. Мы будем оперировать этими подходами, сообразуясь с масштабом и конкретными задачами нашего исследования, заявленными во вводной части работы и определяющими ее цели и познавательные границы. Начнем с некоторого констатирующего положения, приобретшего, по мнению многих исследователей, определенное методологическое значение для понимания нашего предмета. Довольно значительное число современных авторитетных исследователей признает, что своеобразным детонатором, приведшим к росту этнического самосознания и роли этничности в политических процессах последних десятилетий, стал распад СССР . Постперестроечное обострение борьбы в обществе «за статус и ресурсы, права и влияние самых разных социальных субъектов: республик (с центром и между собой), регионов и отраслей, предпринимателей и трудовых коллективов, профсоюзов, партий и общественных движений, крупных и малых национальных общностей, социальных групп и личностей» было, по мнению Е.И.Степанова, закономерным и неизбежным. Но при всей обоснованности подобной констатации, не до конца раскрытой остается глубинная причина обострения межэтнических отношений и этнополитических конфликтных процессов, последовавших за указанным геополитическим разломом. Распространенное мнение, что возникший «... у россиян кризис идентичности, 14 См. напр.: Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические и ДР- 15 Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические и 20
который имеет выраженное этнополитическое содержание» и обусловлен утратой «общенародной идентичности», есть, скорее, констатация факта, но не объяснение природы данного явления. Но, главное, подобная констатация, на наш взгляд, не раскрывает детерминант, глубинных системных причин и механизмов формирования нового содержания этнополитических процессов и конфликтов в современной России. Вся работа доступна по ссылке |
|