У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и содержание понятия «профессиональные компетенции»

Глобальные изменения, происходящие практически на всех уровнях
российского высшего образования, определяются Концепцией развития
образования на период до 2020 года [138], Приоритетным национальным
проектом «Образование» [218], Болонским соглашением [46] в которых
подчеркивается,    что    в    ближайшие    десятилетия     конкурентоспособность

любой страны мира будет зависеть от способности интегрироваться в глобальную экономику знаний. Производство и эффективное применение новых знаний становится главным условием развития национальных экономик и улучшения качества жизни   большого числа людей.

Основой      модернизации      образования     в      России      признан

компетентностный подход, являющийся концептуальной основой создания
единого образовательного пространства и обновления содержания
образовательного     процесса.     В     Концепции        модернизации     российского

образования на период до 2020 года отмечается, что основной целью
современного     образования     становится      подготовка     компетентного

специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в
смежных      областях     деятельности,      нацеленного      на      постоянный

профессиональный рост и готового к социальной и профессиональной мобильности [138].

 

40

В настоящее время необходимость применения компетентностного подхода в системе российского высшего образования связана с вхождением России в Болонский процесс.

Компетентностному подходу отводится ведущая и определяющая роль в формировании ФГОС 3-го поколения (введены в практику высшей школы с 2008 учебного года), а процессы интеграции мировой экономической системы смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности и конкурентоспособности будущих выпускников высших образовательных учреждений.

В рамках компетентностного подхода поиски отечественных ученых,
главным    образом,    направлены      на    связь    компетентности    и    содержания

образования, процесс формирования компетенций рассматривается как конечный, итоговый   результат   образовательного процесса.

Формирование     профессиональных     компетенций      у      будущих

специалистов, востребованных обществом на современном этапе, явилось
причиной более детального изучения данных основополагающих категорий,
а     также      уточнения     понятий     «компетенция»,     «компетентность»,

«профессиональная компетенция». Как показывает анализ проведенных научных исследований последних лет, проблемы формирования различного рода компетенций у студентов высших образовательных учреждений в настоящий момент являются активно разрабатываемыми (165 результатов поиска по запросу «формирование компетенций» в электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки). На практике, а иногда и в научной литературе возникает смешение понятий «компетенция» и «компетентность». Это происходит от их синонимического использования [180] и замены одного другим [246], иногда от противопоставления [104]. Сущностный анализ данных базовых категорий позволил выявить многозначный подход к их определению.

В трактовке В.О. Евсеева, «профессиональные компетенции» описываются       как       комплекс       знаний,       навыков       и       качеств       личности,

 

41

позволяющие решать конкретные задачи для получения желаемого
результата. Профессиональные компетенции представляются в виде
совокупности определенных требований к знаниям, навыкам и личностным
качествам специалиста для выполнения определенных функций, занятия
должности или определения круга обязанностей участника проекта. Если
профессиональные навыки, знания и личностные качества работника
соответствуют требованиям к компетенции для занятия определенной
должности или выполнения проектной функции, то предполагается, что
соответствующая работа при прочих благоприятных обстоятельствах может
быть выполнена подобным работником эффективно и качественно.
Квалификация,     как       синоним     компетентности,     трактуется     как     степень

развитости у специалиста определенных компетенций (в первую очередь — в области знаний и навыков). Соответственно, чем выше квалификация сотрудника, т.е. чем более он компетентен, тем эффективнее и качественнее выполняется работа в рамках обозначенных компетенций [86, c. 7].

Возникновению и развитию новых направлений в теории и практике педагогической мысли способствовали инновационные процессы в системе высшего образования. Среди научно-теоретических и научно-методических работ, появившихся в последнее время и раскрывающих сущность и проблемы формирования ключевых компетентностей, можно отметить монографию А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения» [309].

В     своей        работе        А.В.   Хуторской    рассматривает        понятие

«компетентность» как владение, обладание человеком определенной
компетенцией, базирующееся на сугубо личностном отношении к ней и
предмету деятельности. Данное определение компетентности теряет смысл
при ее оценивании, т.к. автором между владением компетенцией и
качественным    выполнением    работы    устанавливается    знак    равенства.   С

данной точки зрения понятие «компетентность» рассматривается слишком ограниченно, что приводит к утрате интегральности.

 

42

В трактовке Э.Ф. Зеер это понятие рассматривается как содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений [99]. Компетентность имеет интегративную природу и представляет собой существо выполняемой работы, способов и средств достижения наличных целей, а также соответствующие умения и навыки [102]. Э.Ф. Зеер утверждает, что структурно любая компетентность включает в себя мотивационную, когнитивную, операционно-технологическую, личностно-смысловую, креативную сферы развития личности [100].

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/75244.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.