Быстрый переход к готовым работам
|
Историко-теоретические предпосылки становления инклюзивного образования
Истоки многих современных дилемм, в частности системы образования, обусловлено, прежде всего, трансформацией общественного сознания по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Как известно, о благополучии общества можно судить по тому, как оно относится к детям, старикам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Исторические факты являются свидетельством того, как за период почти двух столетий в результате непрерывной борьбы прогрессивно мыслящих представителей науки, культуры, медицины, образования с господствующей в обществе идеологией по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ДОВЗ) постепенно изменялся вектор отношения общества к ним: полное неприятие и даже уничтожение - сегрегация – интеграция – инклюзия. Данные процессы являются общими для большинства стран мира [241]. Господствующая вплоть до индустриальной революции XIX века идеология предопределяла их жизнь в условиях жесткого угнетения, бесправия, отсутствия способствующих благополучию данных лиц в обществе [165; 101]. Данное исключительно с точки зрения природы возникновения у них дефекта, обусловивших возникновение целого калейдоскопа нередко противоположных и
18 парадоксальных суждений о предназначении такого ребенка в обществе: от предписывания им магических способностей, окутанных аурой волшебства, до отношения к ним как к «демоническим существам». Характерно, что такое предубеждение разделяли не только обычные граждане, но и представители интеллигенции (врачи, юристы, философы) [134,310]. Важной историческим этапом, во многом заложившим фундамент для свидетельствуют о том, что остракизм, изоляция и принудительная эвтаназия больных и физически слабых младенцев как бесполезных членов общества были общепризнанны в античном мире [28,51, 308]. В этой связи следует отметить, что, несмотря на то, что со временем был введен ряд ограничений по данному вопросу, дети с нарушениями в психофизическом развитии оставались абсолютно бесправными, в обществе доминировали тенденции остракизма и изоляции таких детей из жизни общества. В истории сохранились фрагментарные сведения о жизни великих людей древности, имевших нарушения в физическом развитии, таких как поэт Гомер, философ Дидим Слепой, баснописец Эзоп, поэт Тиртэос. В период средневековья отношение общества к детям, страдающим физическими и психическими недугами, не стало более гуманным. Несмотря на кардинальные изменения, происходившие в ряде зарубежных стран в течение полутора тысячелетий (реформы государственного устройства, становление новой идеологии, утверждение новых ценностей, новой религии, развитие научной мысли), в средневековом законодательстве юридический статус детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ДОВЗ) не пересматривался. По данным некоторых исторических свидетельств типичная позиция европейского
19 общества к данным детям может быть выражена в термине «идиот» (от греч. обозначения детей с любым уровнем психофизического нарушения, от незначительного до выраженного, а также обусловил отсутствие медицинской, социально-культурной поддержки детям-инвалидам, полное исключение их из нормальной жизни общества вплоть до середины XVIII века [51,307]. Таким образом, анализируемый период является периодом полной социальной и педагогической изоляции. Значительное влияние на изменение и расширение государственной поддержку. Принятие рядом зарубежных стран закона об обязательном всеобщем бесплатном начальном образовании положило начало стремительному развитию систем специальных учреждений в странах, являющихся центрами мировой культурной, научной и политической жизни (Австралии, Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Нидерландах, США, Франции, Швеции), определило источники финансирования, способствовало разработке целей и методов обучения. В педагогических воззрениях и опытах некоторых ученых прослеживается также зарождение идеи совместного обучения ДОВЗ. В этой связи следует заметить, что изменения, происходившие в обществе в целом, и, в частности, в системе образования, привели к созданию системы специальных школ и специальной педагогики, как отдельного направления, ориентированного на изучение потребностей ДОВЗ. Расширение системы специальных школ позволило глубже изучить нарушения детей с различными патологиями, но одновременно способствовало их социальной и образовательной изоляции [72].
20 Проведенный анализ данного периода истории показал, что первые попытки обучения ДОВЗ были обращены к глухим, слепым и умственно отсталым детям. Практически отсутствуют исторические обзоры, отражающие теоретические и практические исследования по вопросу обучения других категорий детей, в некоторых педагогических исследованиях данный процесс представлен избирательно [235, 306, 251]. В анализируемый период сведения о реализации идеи совместного обучения ДОВЗ и здоровых детей также представлены ограничено, что, на наш взгляд, во многом обусловлено тем, что данное обучение рассматривалось как неэффективное и нецелесообразное с позиции государства. В 1717 г. правительство Германии начинает уделять особое внимание возможности получения всеми детьми в возрасте от 5 до 12 лет начального образования. И к середине XIX века большинство федеральных земель Германии приняло закон «Об обязательном начальном образовании», что позволило школам официально получить статус государственных учреждений, контроль за деятельностью которых осуществляли специально созданные органы управления на всей территории страны. [78,51].
Вся работа доступна по ссылке |
|