У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Содержание и структура парциальных компетентностей, составляющих социальную компетентность студентов

В нашем исследовании социальная компетентность студента представлена как комплементарное единство следующих парциальных компетентностей: ком­петентность в общении, гражданская, культурно-досуговая и социально-личност­ная компетентности. Чтобы педагогическое сопровождение формирования дан­ных компетентностей было эффективным, необходимо обосновать актуальность их формирования, выявить их сущность, раскрыть содержание компонентов, вы­деленных в структуре каждой компетентности.

Компетентность в общении. Роль общения в современном мире постоянно возрастает. Работодателю нужны работники, обладающие навыками эффективно­го общения [55; 171; 432]. Высшие учебные заведения также заинтересованы в студентах, способных к эффективному общению, поскольку современные техно­логии обучения (интерактивные технологии, обучение в сотрудничестве, проекты, игровые методы и т. д.) требуют от обучаемых умений общаться.

В целом, успех в получении образования во многом зависит от умений сту­дента реализовать себя через общение, вступать в контакт с преподавателями и сокурсниками, сообщать и разъяснять свои мысли, предложения и решения, адек­ватно понимать преподавателей и студентов, снимать напряженность, не допус­кать возникновение конфликта и т. д. Другими словами, успешная образователь­ная деятельность студента напрямую связана с наличием у него компетентности в общении. Формирование компетентности в общении является важной задачей, которую необходимо решать совместными усилиями преподавателей и студентов.

Общение - сложный многогранный феномен. Ввиду сложности и емкости феномена общения «толкование этого понятия зависит от исходных теоретиче­ских и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности» [455, 297].

Структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимо­связанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуни­кативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по об­щению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями [19; 231].

Следуя данной логике, в компетентности в общении можно выделить ком­муникативную, перцептивную и интерактивную составляющие. Закономерно, что в контексте педагогического сопровождения формирования компетентности в общении для нас особый интерес представляли работы, раскрывающие особенно­сти коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей и иссле­дования проблем их формирования.

Коммуникативная компетентность по сравнению с перцептивной и интерак­тивной является наиболее исследованной областью в педагогической и психоло­гической науках. Анализ работ Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, И. А. Зимней, И. Н. Зотовой, Д. А. Иванова, Е. М. Кузьминой, А. П. Панфиловой, JI. А. Петров­ской, А. В. Хуторского и др. показал, что коммуникативная компетентность по­нимается в широком смысле как компетентность в общении, а в узком смысле - как компетентность в осуществлении обмена информацией. В своем исследова­нии мы рассматриваем работы, в которых коммуникативная компетентность трак­туется как компетентность в осуществлении обмена вербальной и невербальной информацией.

Коммуникативная компетентность, по мнению Д. А. Иванова, есть способ­ность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы ком­муникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Коммуникативная компетентность — готовность и способ­ность к осуществлению успешной коммуникации. Успешной можно считать ком­муникацию, «участники которой либо достигли своих целей, либо в их позициях произошли изменения, которые рассматриваются ими как позитивные» [171, 54].

Коммуникативная компетентность является ключевой в силу ряда причин. Среди наиболее часто называемых причин - требования, предъявляемые работо­дателями к современному специалисту. В каждой профессиональной деятельно­сти существуют свои нормы коммуникации. Можно говорить о коммуникативной компетентности менеджера, педагога, журналиста и т. п. Эти компетентности от­личаются друг от друга по набору конкретных профессиональных умений, но их объединяет универсальный набор областей, в которых может осуществляться коммуникативная деятельность любого профессионала: работа с информацией (с текстом), обсуждение (дискуссия), выступление (презентация) и написание раз­личных текстов [171].

Вышесказанное в полной мере относится к студентам вузов. Различные ви­ды работы с текстом, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, высту­пления с докладами, полемические выступления, участие в обсуждениях и дис­куссиях, презентации и многое другое составляют содержание учебной деятель­ности студентов. Владение разнообразными средствами вербальной и невербаль­ной коммуникации способствует эффективному общению студентов и преподава­телей, студентов друг с другом в ходе учебной и внеучебной деятельности.

Как показало наше пилотное исследование, проведенное до начала экспе­римента, 80% студентов из 700 опрошенных студентов 1 и 2 курсов Кемеровского государственного университета (КемГУ) и Кемеровского технологического ин­ститута пищевой промышленности (КемТИПП) имели слабое представление об основных категориях коммуникации. Они могли объяснить на бытовом уровне, что такое коммуникация, что такое обратная связь, но не имели полного и точного представления о коммуникативном процессе, эффективной обратной связи, ком­муникативных барьерах и способах их преодоления, видах коммуникативного воздействия и т. д. Это значит, что студентам не хватало теоретических знаний, которые должны создавать основу коммуникативной составляющей компетентно­сти в общении.

Приходится констатировать, что для еще большего количества студентов (95%) перцептивная сторона общения оказалась неосвоенной областью знания. Из предложенных терминов студенты смогли объяснить только значение термина «стереотип». Около 5% студентов имели примерное представление о том, что та­кое рефлексия и идентификация. Подавляющее большинство студентов призна­лись, что для них абсолютно незнакомы такие термины, как эмпатия, каузальная атрибуция и аттракция. Следовательно, студентам, прежде всего, было необходи­мо овладеть базовыми знаниями о перцептивной стороне общения.

Особенности перцептивной стороны общения, межличностной и социаль­ной перцепции рассматриваются в работах Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Н. В. Казариновой, В. Н. Куницыной, Б. Д. Парыгина, JT. А. Петровской, В. М. Поголь- ша и др.

Чтобы обеспечить успешное восприятие, познание и оценивание человека человеком, необходимо знать и принимать в расчет механизмы межличностной и социальной перцепции (идентификацию, каузальную атрибуцию, рефлексию, эм­патию и др.) и сопряженные с ней эффекты и явления, т. е. обладать перцептив­ной (социально-перцептивной) компетентностью.

Согласно А. А. Бодалеву, социально-перцептивная компетентность - это способность и подготовленность человека к овладению процессами и механизма­ми восприятия, понимания и оценки социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.), а также отношений между ними [57].

Определяя содержание перцептивной составляющей компетентности в об­щении, мы опирались на работы Г. А. Андреевой, А. А. Бодалева, И. А. Зимней, М. Ю. Коноваленко, В. А. Мартыновой, J1. А. Петровской, A. J1. Фатыховой и других авторов, исходили из нашего понимания компетентности как интегратив­ного качества личности и принимали во внимание социальные объекты воспри­ятия студента.

Перцептивная составляющая компетентности в общении позволяет студен­ту распознавать психологические особенности людей (прежде всего преподавате­лей и студентов), с которыми он общается и взаимодействует, понимать их под­линное внутреннее состояние, чувства и намерения и выстраивать свое поведение адекватно перцептивной ситуации.

Коммуникативная и перцептивная стороны общения неразрывно связаны с его интерактивной стороной, с взаимодействием людей.

Теоретическое осмысление сущности и различных аспектов процесса взаи­модействия изложены в трудах Г. М. Андреевой, М. М. Бахтина, Э. Берна, Г. Блу- мера, А. А. Бодалева, С. Виттманн, И. А. Зимней, М. С. Кагана, Н. В. Казарино- вой, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, Л. А. Петровской, А. У. Ха- раш, Р. Хинш и других ученых. Исследования, в которых проблемы взаимодейст­вия рассматриваются в компетентностном формате, были осуществлены С. В. Дмитриченковой, Н. М. Кодинцевой, Т. А. Лариной, О. В. Сусловой, А. Г. Хари­тоновой, Р. Хинш.

С точки зрения успешности формирования интерактивной составляющей компетентности в общении для нас значимы проверенные практикой идеи немец­ких психологов Р. Хинша и С. Виттманн. В социальном взаимодействии они вы­деляют следующие компоненты: ситуация, когнитивная оценка, эмоции, поведе­ние, реакция партнера. Реакция партнера - это новая ситуация, которую человек воспринимает и оценивает. Многие проблемы социального взаимодействия связа­ны с тем, что партнер неправильно определяет тип ситуации и поэтому ведет себя неуместно [439]. Поэтому для осуществления эффективного взаимодействия сту­дентам необходимо овладеть знаниями, которые помогли бы им распознавать различные типы ситуаций взаимодействия, позиции партнеров в ситуациях взаи­модействия, стили взаимодействия и цели выбора того или иного стиля, составить представление о мотивах социального поведения и т. д.

В настоящее время, когда агрессивное поведение, межличностные и межэт­нические конфликты становятся обыденностью [203; 416; 445}, особенно важно понимать их суть и мотивы, уяснить факторы, провоцирующие агрессию и кон­фликты.

Человек не может прожить жизнь среди людей, не попадая в конфликтные ситуации. Особенно часто в конфликтных ситуациях оказываются молодые люди в силу присущих им бескомпромиссности и максимализма. Согласно результатам нашего пилотного исследования, оказавшись в конфликтной ситуации, 58% сту­дентов чаще выбирают стратегию соперничества, что превращает любой кон­фликт в деструктивный. Следовательно, в процессе педагогического сопровожде­ния формирования интерактивной составляющей компетентности в общении пре­подаватель должен помочь студенту прийти к пониманию сущности конфликта как особой формы межличностного и межгруппового взаимодействия, составить представление о структуре конфликта и стадиях его развития, о способах взаимо­действия в конфликте и др. С другой стороны, в современных условиях необхо­димо сконцентрировать внимание студентов на таких конструктивных видах взаимодействия, как кооперация и конкуренция.

Интерактивная составляющая компетентности в общении позволяет студен­ту вести себя адекватно той или иной ситуации взаимодействия, возникающей в ходе учебной и других видах деятельности, и гибко менять свое поведение в слу­чае изменения ситуации.

В целом, обладая компетентостью в общении, студент может осуществлять эффективную вербальную и невербальную коммуникацию в процессе межлично­стного и социального общения, адекватно воспринимать внешние признаки соци­альных объектов (студентов, преподавателей, сотрудников вуза и др.), соотносить внешние признаки с личностными характеристиками воспринимаемых объектов, интерпретировать и прогнозировать на этой основе их поступки и поведение, раз­рабатывать стратегию и тактику своего собственного поведения, успешно взаи­модействовать с преподавателями, студентами, сотрудниками вуза в ходе совме­стной учебной и внеучебной деятельности и осуществлять эффективное взаимо­действие в разнообразных ситуациях общения в широком социальном контексте.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.