Быстрый переход к готовым работам
|
Содержание и структура парциальных компетентностей, составляющих социальную компетентность студентовВ нашем исследовании социальная компетентность студента представлена как комплементарное единство следующих парциальных компетентностей: компетентность в общении, гражданская, культурно-досуговая и социально-личностная компетентности. Чтобы педагогическое сопровождение формирования данных компетентностей было эффективным, необходимо обосновать актуальность их формирования, выявить их сущность, раскрыть содержание компонентов, выделенных в структуре каждой компетентности. Компетентность в общении. Роль общения в современном мире постоянно возрастает. Работодателю нужны работники, обладающие навыками эффективного общения [55; 171; 432]. Высшие учебные заведения также заинтересованы в студентах, способных к эффективному общению, поскольку современные технологии обучения (интерактивные технологии, обучение в сотрудничестве, проекты, игровые методы и т. д.) требуют от обучаемых умений общаться. В целом, успех в получении образования во многом зависит от умений студента реализовать себя через общение, вступать в контакт с преподавателями и сокурсниками, сообщать и разъяснять свои мысли, предложения и решения, адекватно понимать преподавателей и студентов, снимать напряженность, не допускать возникновение конфликта и т. д. Другими словами, успешная образовательная деятельность студента напрямую связана с наличием у него компетентности в общении. Формирование компетентности в общении является важной задачей, которую необходимо решать совместными усилиями преподавателей и студентов. Общение - сложный многогранный феномен. Ввиду сложности и емкости феномена общения «толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности» [455, 297]. Структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями [19; 231]. Следуя данной логике, в компетентности в общении можно выделить коммуникативную, перцептивную и интерактивную составляющие. Закономерно, что в контексте педагогического сопровождения формирования компетентности в общении для нас особый интерес представляли работы, раскрывающие особенности коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей и исследования проблем их формирования. Коммуникативная компетентность по сравнению с перцептивной и интерактивной является наиболее исследованной областью в педагогической и психологической науках. Анализ работ Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, И. А. Зимней, И. Н. Зотовой, Д. А. Иванова, Е. М. Кузьминой, А. П. Панфиловой, JI. А. Петровской, А. В. Хуторского и др. показал, что коммуникативная компетентность понимается в широком смысле как компетентность в общении, а в узком смысле - как компетентность в осуществлении обмена информацией. В своем исследовании мы рассматриваем работы, в которых коммуникативная компетентность трактуется как компетентность в осуществлении обмена вербальной и невербальной информацией. Коммуникативная компетентность, по мнению Д. А. Иванова, есть способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Коммуникативная компетентность — готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации. Успешной можно считать коммуникацию, «участники которой либо достигли своих целей, либо в их позициях произошли изменения, которые рассматриваются ими как позитивные» [171, 54]. Коммуникативная компетентность является ключевой в силу ряда причин. Среди наиболее часто называемых причин - требования, предъявляемые работодателями к современному специалисту. В каждой профессиональной деятельности существуют свои нормы коммуникации. Можно говорить о коммуникативной компетентности менеджера, педагога, журналиста и т. п. Эти компетентности отличаются друг от друга по набору конкретных профессиональных умений, но их объединяет универсальный набор областей, в которых может осуществляться коммуникативная деятельность любого профессионала: работа с информацией (с текстом), обсуждение (дискуссия), выступление (презентация) и написание различных текстов [171]. Вышесказанное в полной мере относится к студентам вузов. Различные виды работы с текстом, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, выступления с докладами, полемические выступления, участие в обсуждениях и дискуссиях, презентации и многое другое составляют содержание учебной деятельности студентов. Владение разнообразными средствами вербальной и невербальной коммуникации способствует эффективному общению студентов и преподавателей, студентов друг с другом в ходе учебной и внеучебной деятельности. Как показало наше пилотное исследование, проведенное до начала эксперимента, 80% студентов из 700 опрошенных студентов 1 и 2 курсов Кемеровского государственного университета (КемГУ) и Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) имели слабое представление об основных категориях коммуникации. Они могли объяснить на бытовом уровне, что такое коммуникация, что такое обратная связь, но не имели полного и точного представления о коммуникативном процессе, эффективной обратной связи, коммуникативных барьерах и способах их преодоления, видах коммуникативного воздействия и т. д. Это значит, что студентам не хватало теоретических знаний, которые должны создавать основу коммуникативной составляющей компетентности в общении. Приходится констатировать, что для еще большего количества студентов (95%) перцептивная сторона общения оказалась неосвоенной областью знания. Из предложенных терминов студенты смогли объяснить только значение термина «стереотип». Около 5% студентов имели примерное представление о том, что такое рефлексия и идентификация. Подавляющее большинство студентов признались, что для них абсолютно незнакомы такие термины, как эмпатия, каузальная атрибуция и аттракция. Следовательно, студентам, прежде всего, было необходимо овладеть базовыми знаниями о перцептивной стороне общения. Особенности перцептивной стороны общения, межличностной и социальной перцепции рассматриваются в работах Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Н. В. Казариновой, В. Н. Куницыной, Б. Д. Парыгина, JT. А. Петровской, В. М. Поголь- ша и др. Чтобы обеспечить успешное восприятие, познание и оценивание человека человеком, необходимо знать и принимать в расчет механизмы межличностной и социальной перцепции (идентификацию, каузальную атрибуцию, рефлексию, эмпатию и др.) и сопряженные с ней эффекты и явления, т. е. обладать перцептивной (социально-перцептивной) компетентностью. Согласно А. А. Бодалеву, социально-перцептивная компетентность - это способность и подготовленность человека к овладению процессами и механизмами восприятия, понимания и оценки социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.), а также отношений между ними [57]. Определяя содержание перцептивной составляющей компетентности в общении, мы опирались на работы Г. А. Андреевой, А. А. Бодалева, И. А. Зимней, М. Ю. Коноваленко, В. А. Мартыновой, J1. А. Петровской, A. J1. Фатыховой и других авторов, исходили из нашего понимания компетентности как интегративного качества личности и принимали во внимание социальные объекты восприятия студента. Перцептивная составляющая компетентности в общении позволяет студенту распознавать психологические особенности людей (прежде всего преподавателей и студентов), с которыми он общается и взаимодействует, понимать их подлинное внутреннее состояние, чувства и намерения и выстраивать свое поведение адекватно перцептивной ситуации. Коммуникативная и перцептивная стороны общения неразрывно связаны с его интерактивной стороной, с взаимодействием людей. Теоретическое осмысление сущности и различных аспектов процесса взаимодействия изложены в трудах Г. М. Андреевой, М. М. Бахтина, Э. Берна, Г. Блу- мера, А. А. Бодалева, С. Виттманн, И. А. Зимней, М. С. Кагана, Н. В. Казарино- вой, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, Л. А. Петровской, А. У. Ха- раш, Р. Хинш и других ученых. Исследования, в которых проблемы взаимодействия рассматриваются в компетентностном формате, были осуществлены С. В. Дмитриченковой, Н. М. Кодинцевой, Т. А. Лариной, О. В. Сусловой, А. Г. Харитоновой, Р. Хинш. С точки зрения успешности формирования интерактивной составляющей компетентности в общении для нас значимы проверенные практикой идеи немецких психологов Р. Хинша и С. Виттманн. В социальном взаимодействии они выделяют следующие компоненты: ситуация, когнитивная оценка, эмоции, поведение, реакция партнера. Реакция партнера - это новая ситуация, которую человек воспринимает и оценивает. Многие проблемы социального взаимодействия связаны с тем, что партнер неправильно определяет тип ситуации и поэтому ведет себя неуместно [439]. Поэтому для осуществления эффективного взаимодействия студентам необходимо овладеть знаниями, которые помогли бы им распознавать различные типы ситуаций взаимодействия, позиции партнеров в ситуациях взаимодействия, стили взаимодействия и цели выбора того или иного стиля, составить представление о мотивах социального поведения и т. д. В настоящее время, когда агрессивное поведение, межличностные и межэтнические конфликты становятся обыденностью [203; 416; 445}, особенно важно понимать их суть и мотивы, уяснить факторы, провоцирующие агрессию и конфликты. Человек не может прожить жизнь среди людей, не попадая в конфликтные ситуации. Особенно часто в конфликтных ситуациях оказываются молодые люди в силу присущих им бескомпромиссности и максимализма. Согласно результатам нашего пилотного исследования, оказавшись в конфликтной ситуации, 58% студентов чаще выбирают стратегию соперничества, что превращает любой конфликт в деструктивный. Следовательно, в процессе педагогического сопровождения формирования интерактивной составляющей компетентности в общении преподаватель должен помочь студенту прийти к пониманию сущности конфликта как особой формы межличностного и межгруппового взаимодействия, составить представление о структуре конфликта и стадиях его развития, о способах взаимодействия в конфликте и др. С другой стороны, в современных условиях необходимо сконцентрировать внимание студентов на таких конструктивных видах взаимодействия, как кооперация и конкуренция. Интерактивная составляющая компетентности в общении позволяет студенту вести себя адекватно той или иной ситуации взаимодействия, возникающей в ходе учебной и других видах деятельности, и гибко менять свое поведение в случае изменения ситуации. В целом, обладая компетентостью в общении, студент может осуществлять эффективную вербальную и невербальную коммуникацию в процессе межличностного и социального общения, адекватно воспринимать внешние признаки социальных объектов (студентов, преподавателей, сотрудников вуза и др.), соотносить внешние признаки с личностными характеристиками воспринимаемых объектов, интерпретировать и прогнозировать на этой основе их поступки и поведение, разрабатывать стратегию и тактику своего собственного поведения, успешно взаимодействовать с преподавателями, студентами, сотрудниками вуза в ходе совместной учебной и внеучебной деятельности и осуществлять эффективное взаимодействие в разнообразных ситуациях общения в широком социальном контексте.
Вся работа доступна по ссылке |
|