У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социально-психологические особенности студентов в контексте социальной компетентности

Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом сопро­вождении формирования социальной компетентности студентов вуза предполага­ет изучение личности студента, являющегося субъектом формирования социаль­ной компетентности, выявление его социально-психологических особенностей, значимых для овладения социальной компетентность и для осуществления эф­фективного субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента.

Для решения этой задачи мы обратились к научным публикациям по про­блемам студенческой молодежи, изучили результаты социологических исследо­ваний, проведенных в различных регионах нашей страны, провели собственное пилотное исследование, предшествующее экспериментальной работе по осущест­влению педагогического сопровождения формирования социальной компетентно­сти студентов. Обобщенные результаты анализа этих материалов представлены в данном параграфе.

Заслуга постановки проблемы студенчества как особой социально-психоло­гической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. Представителями школы Б. Г. Ананьева изучены психофизиологиче­ские особенности студенческого возраста, который выделяется в качестве особого, важнейшего для общественного развития и становления личности периода жизни. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Бордовской, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и других содержится эмпирический мате­риал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обоб­щений по этой проблеме.

Исследования проблем студенческой молодежи в социально-психологи- ческом и психолого-педагогическом аспектах проводились Е. А. Бурдуковской,

А.  М. Гализеевым, В. В. Егоровым, И. А. Зимней, А. Е. Ивановым, С. Д. Смирно­вым, А. В. Соколовым и др.

В работах вышеназванных авторов студенчество определяется как

-  социально-психологическая и возрастная категория;

-  особая социальная категория;

-  специфическая страта молодежи;

-  определенная социальная группа;

-  особая мобильная социальная группа;

-  социальная общность;

-  специфическая общность людей, организационно объединенных институ­том высшего образования.

Студенческий возраст обычно охватывает период с 17 до 23 лет (очная форма обучения). Обобщая точки зрения Б. Г. Ананьева, Е. А. Бурдуковской, И. А. Зимней, А. Е. Иванова, С. Д. Смирнова, А. В. Соколова и др. на студенче­ский возраст, можно охарактеризовать его следующим образом. Это период поздней юности — ранней взрослости. На него приходятся оптимумы психофизио­логических функций, особенно интеллектуального развития. В личностном отноше­нии - это период наиболее активного нравственного и эстетического развития, ста­билизации характера, начала экономической активности, овладения полным ком­плексом ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политичес­кие, профессионально-трудовые. Это важнейший этап становления человека как личности и как деятеля, когда осуществляется интенсивное преобразование моти­вации, всей системы ценностных ориентации, происходит формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, выстраивается собст­венная стратегия жизни. Для данного возраста характерно стремление к пере­устройству, самоутверждению, самореализации.

Общее, что объединяет студентов, - это направленность, ценности, мотива­ция, качества и способности, связанные с учебой в вузе и с будущей профессио­нальной деятельностью. Большинству студентов присущи целеустремленность и заинтересованность в приобретении полезных знаний, они планируют сделать ус­пешную карьеру, добиться признания и самореализации. Именно студенчество содержит в себе будущую элиту общества, хранителей культурных и социальных

 

ценностей - тех, кто в недалеком будущем непосредственно будет влиять на раз­витие страны. Таков традиционный взгляд на студенческую молодежь.

В настоящее время научный подход к изучению проблем современной рос­сийской молодежи как социальной группы, по мнению Е. Л. Омельченко, пережи­вает кризис. Он связан с упрощенным взглядом на молодежь и не принимает во внимание важнейшие социокультурные изменения реалий молодежной жизни в со­временном обществе [305]. Сказанное в определенной степени верно в отношении студенческой молодежи.

Так, принято считать профессиональную направленность одной из главных отличительных характеристик студентов. Однако, результаты исследований, про­водимых и в рамках одного вуза, и в масштабах всей страны, свидетельствуют о том что, студенчество постепенно утрачивает эту характеристику. В последние годы, по данным различных исследований, от 20% до 75% получивших высшее профессиональное образование работают не по специальности, примерно 6% вы­пускников сразу по окончании вуза регистрируются в качестве безработных [82; 86; 342].

Высшее профессиональное образование рассматривается студентами как первая ступень построения успешной карьеры и достижения материального бла­гополучия. Профессиональная направленность сменяется карьерной направленно­стью или направленностью на достижение высокого материального положения [231; 259].

В условиях современной России студентам приходится начинать строить свою карьеру уже на первых курсах обучения в вузе. Прежде всего, это связано с требованиями, которые предъявляют к выпускникам работодатели. В некоторых сферах деятельности получение вакантного места напрямую зависит от имеюще­гося у претендента опыта работы в данной области, и студенты стараются приоб­рести его, совмещая обучение и работу.

Оказавшись в непростых условиях динамичного рынка, человек вынужден делать выбор между стратегиями профессиональной и социальной адаптации; по­следняя для него представляется, несомненно, более ценной в жизненном плане.

Ему важны размер дохода; социальный престиж, который, в конечном счете, из­меряется деньгами; приобретение жилья, материальных благ; возможность пла­нировать семью, рождение детей [82].

Даже социальные связи молодых людей формируются так, чтобы их можно было использовать для поступления на хорошую работу, при продвижении по карьерной лестнице. Это определяет перспективы выстраивания «молодежных» карьерных стратегий, наращивания человеческого капитала через «молодежную» инфраструктуру социальных сетей и, в конечном счете, влияет на отношение мо­лодого поколения к образованию [330].

Угроза остаться невостребованным на рынке труда характерна для студен­тов всех вузов и факультетов. Востребованность специалистов определяется кон­кретным рынком труда города, района, региона, т. е. имеет территориальную при­вязку. При этом студенты ориентируются на получение работы в крупных горо­дах и не хотят ехать на периферию. Проблема трудоустройства является самой главной среди студенческой молодежи. Таким образом, профессиональные планы молодежи в определенной степени формируются под влиянием страха оказаться безработным после окончания вуза, а не под влиянием мечты, желания проявить себя в сфере труда [342; 362].

При рассмотрении стратегий, определяющих отношение студентов к своей учебе, обнаружен феномен, заключающийся в возрастающем расхождении между образовательными и профессиональными ценностями. Значительная часть сту­дентов занимается «не-учебой», т. е. работой, досугом, затрачивая минимальные усилия на занятия в вузе. Только 17% студентов российских вузов высказались за упорную учебу, требующую определенных самоограничений. Остальные не видят в этом нужды, считая, что смогут реализоваться в профессиональной карьере, ус­пех в которой для них рассматривается как нечто обособленное от процесса обу­чения, не связанное с ним [82].

В условиях рыночных отношений молодежь раньше включается в трудовую деятельность, реально влияя на содержание труда и на отношение к нему. Проис­ходит смена стереотипов социального поведения: от «жить, чтобы работать» - к «учиться и работать, чтобы жить». Молодежь относится к трудовой деятельности лишь как к средству достижения личного блага и не считает труд какой-либо цен­ностью вообще [345].

О стремлении включиться в рыночную экономику говорит позитивное от­ношение студентов к бизнесу. О чем, например, свидетельствуют данные иссле­дования, проводимого лабораторией социологических исследований Иркутского университета в Иркутском государственном техническом университете, Братском и Бурятском государственных университетах. Три четверти охваченных исследо­ванием хотят организовать свое дело. Каждый второй уважает тех, кто «сколотил состояние». Около трети считает, что «нет честных и нечестных способов делать деньги». Каждый пятый хотел бы «получить деньги «на халяву» и сразу», 42%, в случае выигрыша миллиона, вложат его в собственный бизнес. Только 15% счи­тает бизнес обманом, жестокостью и эксплуатацией. Для молодежи бизнес - это работа на себя и свою семью, упорство и настойчивость в достижении целей - 70%. При этом каждый третий респондент считает, что богатство - это свобода тратить деньги. И ради этой цели юноши и девушки готовы пойти на многие жертвы [362].

В труде современная молодежь ориентирована на социально-экономическое выживание вопреки своему биологическому и социально-психологическому са­мосохранению. По данным совместного социологического исследования Саратов­ского государственного университета и Института аграрных проблем РАН, менее всего молодое поколение обращает внимание на нагрузки, санитарные условия и полное использование своих знаний. Ранний биологический и психологический износ молодого поколения нарастает, здоровье приносится в жертву цели дости­жения высокого материального положения [345].

Идет процесс слияния прагматических и ценностных измерений образова­тельной и трудовой деятельности. В целом, студенты возлагают на образование большие надежды, связывают с ним свое будущее положение, социальный статус. Каждый второй видит смысл высшего образования в получении профессии, хо­рошей квалификации; 40% респондентов считают, что учеба дает возможность повышения своего культурного уровня, духовности, интеллекта; каждый третий уверен, что высшее образование способствует повышению социального статуса и выступает как необходимый ресурс успешной жизни в наше время.

При этом студенты считают, что достижение успеха в жизни зависит, преж­де всего, от личностных качеств человека и ряда факторов. Здесь на первый план выходят коммуникабельность, предприимчивость, энергичность, работоспособ­ность, трудоспособность, самостоятельность, адаптивность, инициативность, оп­ределенная жесткость, открытость изменениям, умение рисковать, умение доби­ваться цели, умение работать в коллективе/команде, способность к постоянному обучению и переобучению, стремление получить знания в смежных отраслях. Важным фактором является наличие социальных связей, которые можно исполь­зовать для поступления в престижный вуз, на хорошую работу, для карьерного роста. Также важен фактор удачи и везения, т. е. надо оказаться в нужное время в нужном месте. Основной стратегией достижения успеха становится индивидуа­лизм [5; 127; 305; 330; 342; 362].

Проведенное нами пилотное исследование, в целом, дало аналогичные ре­зультаты. Студентам КемГУ (500 студентов) и КемТИПП (200 человек) был задан вопрос: «Что необходимо человеку для достижения успеха в жизни?». Поскольку нам было важно выяснить, связывают ли студенты достижение успеха с личност­ными качествами человека или с внешними обстоятельствами, мы не предлагали веера возможных ответов. Тем не менее, абсолютно во всех ответах процент лич­ностных качеств значительно превысил процент других факторов. Мы выбрали 10 наиболее часто встречающихся ответов. В скобках указан процент студентов, давших данный ответ: ответственность (85%); коммуникабельность (81%); целе­устремленность (65%); нужные связи (62%); любовь к профессии (58%); матери­альное положение (58%); сила воли (50%); настойчивость (42%); квалификация (38 %); знания (38%).

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.