Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретические предпосылки педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентовВ данном параграфе дается анализ научных публикаций, раскрывающих теоретические основания педагогического и других видов сопровождения, с целью определения теоретических предпосылок педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вуза. Согласно словарю русского языка, предпосылка - это предварительное условие; исходный пункт, отправное положение какого-либо рассуждения. [380,369]. В качестве теоретических предпосылок педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вуза мы рассматриваем теоретические положения, изложенные в научных работах отечественных и зарубежных исследователей и раскрывающие сущность и особенности сопровождающей деятельности учителя, преподавателя, психолога. Понятие «педагогическое сопровождение» появилось и стало активно использоваться в отечественной педагогической литературе относительно недавно - на стыке XX и XXI веков. Большинство работ, посвященных исследованию проблем педагогического сопровождения, начинаются с анализа и уточнения термина «сопровождение», для чего авторы обращаются к разнообразным справочным изданиям, поскольку словарь дает «информацию научного сообщества, а не отдельного субъекта, исследователя» [112, 56]. В словарях русского языка «сопровождение» определяется как действие по глаголу «сопровождать». Сопровождать - значит: 1) следовать вместе с кем- нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь; 2) идти, ехать вместе в качестве спутника или провожатого; 3) напутствовать при уходе, отъезде, посылать пожелания, замечания, советы; 4) совершать действие, сопутствующее другому (обычно основному) действию, дополняющее его; 5) прибавлять, присоединять к чему-то, дополнять чем-то при отправлении, подаче; 6) аккомпанировать кому-то, чему-то, исполнять вторую партию [304, 747]. В логике своих исследований авторы выделяют разные значения данного глагола. Так, например, М. И. Губанова выделяет три последних значения и определяет сопровождение как «сопутствующие действия», «дополнение- присоединение», «исполнение второй партии» [112, 57]. В логике нашего исследования мы выделили три первых значения. Первое значение определяет позицию сопровождающего в зависимости от ситуации - рядом, впереди или сзади. Второе значение позволяет определить «сопровождение» как действие в качестве провожатого. Провожатый - тот, кто сопровождает кого- нибудь (для охраны, для указания пути) [304, 605]. Следовательно, провожатый знает путь, по которому идет сопровождаемый. Присутствие провожатого облегчает прохождение пути, гарантирует достижение намеченной цели. Очевидно, что в контексте педагогического сопровождения таким провожатым (сопровождающим) является педагог (учитель, преподаватель, воспитатель), а сопровождаемым - ученик, студент, воспитанник и т. п. Важно и третье значение глагола «сопровождать», связывающее сопровождение с пожеланиями, замечаниями, советами сопровождающего сопровождаемому. Большинство исследований (Е. А. Александрова, М. И. Губанова, И. А. Липский, А. В. Мудрик, Н. С. Пряжников, Т. Н. Сапожникова, Г. И. Симонова, С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова и др.), посвященных педагогическому сопровождению, связаны с процессами, протекающими в общеобразовательной школе. Основные положения, касающиеся сути, содержания, структуры, принципов и т. д. педагогического сопровождения, осуществляемого в общеобразовательной школе, остаются верными для педагогического сопровождения в условиях высшей школы. В этой связи изучение работ вышеуказанных авторов было важным для нашего исследования. Любая педагогическая проблема, как утверждает С. Д. Смирнов, имеет психологический контекст [284]. Данное утверждение справедливо и в отношении педагогического сопровождения. В нем обязательно наличие психологической составляющей, отсюда возникла необходимость в анализе работ М. Р. Битяновой, Т. П. Демидовой, Н. JI. Коноваловой, В. И. Слободчикова, JI. Г. Субботиной и др., посвященных проблемам психологического и психолого-педагогического сопровождения. В русле исследования педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов для нас особую значимость приобрели вопросы социально-педагогического сопровождения (С. В. Демочкин, JI. В. Мардахаев, М. И. Рожков), поскольку социально-педагогическое сопровождение направлено на гармонизацию отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с социумом, на достижение которой также сориентировано овладение социальной компетентностью. В контексте нашего исследования особый интерес представляли работы, связанные с педагогическим, психологическим и психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса студентов вузов. Проблемы сопровождающей деятельности преподавателей вузов изучались Н. Г. Барышниковой, Н. М. Борытко, М. А. Валеевой, Я. JI. Горшениной, Н. Г. Ершовой, Н. Н. Jlaryce- вой, JT. А. Новоселовой, А. В. Остапенко, Е. С. Романовой, И. М. Яковенко и др.). Приходится констатировать, что таких работ немного. Исследуя педагогическое сопровождение профессионального воспитания в вузе, Н. М. Борытко во главу угла ставит решение проблем, возникших у студентов. Он определяет педагогическое сопровождение как создание и развитие разносторонних условий для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника. Сопровождение предполагает диагностику существа проблемы, ее причин и выбор наиболее эффективных способов ее решения. Однако, подчеркивает Н. М. Борытко, решить проблему воспитанник должен в большей степени самостоятельно и, следовательно, нести большую ответственность [68, 77]. В педагогическое сопровождение продуктивного процесса развития творческого потенциала будущего педагога в вузе И. М. Яковенко, наряду с формированием совокупности условий, включает обеспечение педагогической технологией, способствующей готовности студентов к творческому взаимодействию с учениками [476]. Барышникова Н. Г. ставит знак равенства между педагогическим сопровождением профессиональной подготовки студентов-иностранцев и поддержкой иностранных студентов, которая направлена на повышение степени адекватности образовательных услуг запросам субъектов образования и стратегии развития международного образования в Российских вузах. Вслед за Н. М. Борытко, Е. И. Казаковой, А. П. Тряпициной и другими авторами Н. Г. Барышникова развивает взгляд на педагогическое сопровождение как на деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. При этом Н. Г. Барышникова утверждает, что любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития [34]. В определении И. Б. Добродеева, педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения - это деятельность преподавателя, которая включает в себя применение новых информационных технологий, организацию, корректировку и контроль выполняемой в индивидуальном режиме самостоятельной работы обучающихся, стимулирование активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности обучающихся, создание психологического комфорта в процессе обучения, обеспечение различных уровней интерактивного взаимодействия, оперативной обратной связи [128, 11]. Таким образом, автор расставляет акценты на самостоятельности студентов и коммуникативном аспекте педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в вузе, в понимании Н. Н. Лагусевой, - это комбинаторная технология, объединяющая психологический и педагогический аспекты. Психологический аспект включает диагностику исходного уровня и динамики профессионального воспитания студентов; выявление характера и особенностей профессиональных установок, ожиданий, намерений, интересов, предпочтений и ценностей, а также личностных возможностей студентов; помощь в развитии профессионально личностного потенциала; психологическую поддержку в преодолении трудностей самостоятельного проектирования деятельности и поведения; консультирование по вопросам жизнедеятельности; содействие в профессиональном самоопределении. Педагогический аспект включает создание гуманистического воспитательного пространства, направленного на интеграцию отношений всех субъектов воспитания; эстетизацию сферы и среды обучения и воспитания; учет всех элементов воспитательного пространства, в том числе создание высокоорганизованного студенческого и педагогического сообщества, оптимизацию профессионального партнерства студентов, преподавателей и других субъектов учебно-воспитатель- ного процесса; научно-методическое обеспечение воспитательного процесса [248, 119]. Для нашего исследования значимы следующие положения, вытекающие из работы Н. Н. Лагусевой: актуализация и использование внутренних ресурсов личности студента в определенной последовательности, гуманитаризация учебно- воспитательного пространства, сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Исследования Г. В. Безюлевой, Н. Г. Ершовой и О. Н. Нургатиной объединяет системный подход к рассмотрению психолого-педагогического сопровождения в ракурсе будущей профессиональной деятельности студентов. Согласно Г. В. Безюлевой, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов - это специально организованная, целенаправленная система содействия студентам со стороны педагогических работников и психологов образовательного учреждения с привлечением к ней социальных партнеров. Она направлена на оказание помощи в формировании внутренней готовности личности к самоопределению, самопознанию; адаптации к условиям и требованиям обучения и дальнейшей профессиональной деятельности; установлении деловых отношений с коллегами; прохождении производственной практики; нахождении места работы; проектировании собственного будущего [41, 80]. Мы находим перспективным предложение автора расширить круг лиц, осуществляющих сопровождение, за счет привлечения социальных партнеров. Конкретизируя понятие «психолого-педагогическое сопровождение подготовки менеджера в вузе», О. Н. Нургатина истолковывает его как системноорганизованный педагогический процесс, направленный на формирование готовности к профессиональной деятельности, развитие личностных качеств и социально-профессиональных компетенций студента вуза с целью максимальной адаптации к социально-профессиональной среде [301, 10]. Отсюда следует, что особую важность автор придает развитию адаптивной способности выпускника вуза. Н. Г. Ершова под психолого-педагогическим сопровождением студента подразумевает систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия [136, 44]. В. Н. Бобылев, Е. В. Колосов и В. А. Кручинин рассматривают психологическое сопровождение в процессе обучения и воспитания студентов в контексте деятельности психологической службы вуза по созданию психолого-педагогичес- ких условий, способствующих творческому и профессиональному развитию студентов, формированию личности выпускника, способной к эффективной профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений. В ходе психологического сопровождения, по утверждению авторов, решаются следующие задачи: профилактика и преодоление отклонений в социальном и психическом развитии; профилактика и разрешение конфликтов; формирование ответственности; повышение учебной и профессиональной мотивации; коррекция и формирование имиджа и др. [224, 11]. Научные публикации Н.Г. Ершовой, В. Н. Бобылева, Е. В. Колосова и В. А. Кручинина служит подтверждением тому, что для большинства отечественных исследователей педагогическое и психологическое сопровождение связаны с созданием специальных психолого-педагогических условий.
Вся работа доступна по ссылке |
|