У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов

Исторически термин «стратегия» связан с военным делом, поэтому в слова­рях «стратегия», прежде всего, определяется как высшая область военного искус­ства. В настоящее время понятие «стратегия» экстраполировано на другие облас­ти жизнедеятельности человека. Стратегия понимается как искусство руководства какой-либо деятельностью, как общий план, реализуемый в ходе деятельности. Она связана с определением целей и задач, включает способы и формы подготов­ки и ведения стратегических операций, распределение кадров и материальных ре­сурсов. Стратегия подразумевает знание закономерностей и объективных предпо­сылок предстоящей деятельности [304; 378; 421].

Понятие «стратегия» используется для обозначения существенности, важ­ности достижения общих целей на каком-либо этапе, соотносится с обществен­ной, политической жизнью, экономической, научной и другими видами деятель­ности, планированием. Стратегия соотносится с проведением в жизнь генераль­ной линии, связанной с основной целью, с помощью тактики - использования и комбинирования всех доступных средств и методов [467; 134].

В сфере образования термин «стратегия», хотя и начал употребляться отно­сительно недавно, нашел широкое распространение. Для нас было важно выяс­нить, как трактуется понятие «стратегия» применительно к сфере образования в работах различных авторов - педагогов, психологов, организаторов образования, руководителей образовательных учреждений.

По данным П. Г. Постникова, исследователи обращаются к понятию «стра­тегия» для характеристики развития образовательных процессов, описания функ­ционирования субъектов в процессе их жизнедеятельности в результате взаимо­действия с образовательной средой при решении профессиональных задач [333].

В психолого-педагогической литературе термин «стратегия» встречается в словосочетаниях «образовательная стратегия», «стратегия развития образования», «педагогическая стратегия», «стратегия воспитания», «стратегия обучения», «стратегия развития», «стратегия жизни», «жизненная стратегия», «стратегия раз­вития вуза», «стратегия проектирования образовательного процесса».

О.  И. Шушерина справедливо отмечает, что любое из видовых понятий (об­разовательная стратегия, педагогическая стратегия, психологическая стратегия и др.) можно истолковать как «искусство планирования конкретной деятельности на длительную перспективу, ее последовательной реализации на основе целесо­образного отбора соответствующего обеспечения и организации соответствующе­го процесса (деятельности)» [467, 77].

Согласно И. А. Зимней, стратегия - «это комплекс, многомерное представ­ление процесса актуального состояния, сохранения, развития или изменения, об­щий проект и проектирование его осуществления на определенный отрезок вре­мени» [161, 71]. Под стратегией И. А. Зимняя также понимает общий глобальный проект; долгосрочное планирование реализации цели деятельности; многосторон­нюю программу [161; 162].

Рассматривая стратегию развития образования в России, В. С. Аванесов на­зывает стратегию искусством и наукой достижения желаемых результатов пред­стоящей деятельности и определяет стратегию как учение о лучшем употребле­нии всех сил и средств с целью повышения уровня и качества образованности на­селения страны [3].

Наряду с вопросом о необходимости образовательной стратегии государст­ва в публикациях по проблемам образования правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки стратегии развития вузов, школ и других образова­тельных учреждений.

По мысли С. И. Плаксия, стратегия вуза - это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, постав­ленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности вуза. Автор считает, что стратегия вуза включает в себя изучение закономерностей, концепту­альных основ высшего образования в контексте развития общества; анализ внеш­них и внутренних условий; прогнозирование тенденций и возможных вариантов;

определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач; разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям [323]. Мы считаем продуктивной идею включения в стратегию дерева целей, и воплотили ее в стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Стратегия школы рассматривается П. Г. Постниковым как система, вклю­чающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуации, цели, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как участника образовательного процесса, связи между этими компонентами сис­темы. По мнению автора, системообразующим элементом стратегии становятся не цели, а выводы из анализа социально-образовательной ситуации, определяю­щие образовательные стратегии школы [333].

Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич утверждают, что педагогическая стра­тегия является высшим уровнем перспективной теоретической разработки глав­ных направлений образовательной деятельности и реализуется в таких профес­сиональных умениях учителя, как способность проникать в сущность явления, осознавать его реальный смысл; устанавливать причинно-следственные связи, оп­ределять цели, задачи воспитания и обучения, создавать условия, способствую­щие педагогическому взаимодействию и сотрудничеству и др. [61]. Мы полно­стью разделяем точку зрения авторов на важность профессиональных умений учителя, в нашем случае - преподавателя, для реализации стратегии.

Рассматривая педагогическую стратегию как деятельность, О. И. Шушерина вслед за В. В. Игнатовой, выделяет цель в качестве ориентира и средства ее дос­тижения. Необходимость генеральной (общей) цели как стратегического ориенти­ра определена потребностью выбора конкретного направления педагогической деятельности, что обеспечивает выбор принципов, содержания, реализацию усло­вий. Содержание педагогической стратегии конкретизируется в соответствии с личностным смыслом педагога, который конструирует стратегию и определяет средства ее реализации, то есть стратегия субъективируется педагогом [467, 77- 78].

В своей работе мы принимаем точку зрения В. В. Игнатовой и О. И. Шуше- риной и используем термины «образовательная стратегия» и «педагогическая стратегия» как синонимичные.

И. А. Зимней принадлежит ряд определений стратегии воспитания. В одном из них стратегия трактуется автором как комплексное образование, направленное на предотвращение возможных негативных последствий личностного развития человека в сложившейся в современной России ситуации общественных перемен, являющихся следствием глобальной деидеологизации, отсутствия четкой соци­альной политики в области образования, упразднения воспитательных программ и т. д. и одновременно направленное на сохранение и дальнейшее развитие всего того позитивного, что накоплено в опыте общественного развития народа [161].

Стратегия воспитания, в видении ученого, - это многосторонняя программа, включающая развернутую последовательную подготовку кадров педагогов-воспи- тателей, воспитателей и помощников воспитателей; разработку и технологию соз­дания образовательных, воспитательных систем, сред; определение дерева целей и преемственности каждой из них для разных ступеней образования; определение организационных форм воспитания [162]. Применительно к стратегии педагоги­ческого сопровождения формирования социальной компетентности студентов для нас важно, что И. А. Зимняя включает в стратегию подготовку кадров, обеспечи­вающих проведение стратегии в жизнь.

В педагогической науке встречается и более узкое понимание педагогиче­ской стратегии. Так, Е. В. Лопаткин под педагогическими стратегиями развития мотивации профессионального выбора понимает направления профессионально значимой деятельности студентов и педагогического взаимодействия с ними, ко­торые проектирует и реализует преподаватель вуза для достижения поставленных целей [264].

В утверждении П. Г. Постникова о том, что под стратегией понимается «управленческое решение, направленное на оптимизацию взаимодействия участ­ников образовательного процесса с учетом гармонизации и прогнозирования раз­вития создавшейся ситуации, определения необходимых изменений посредством использования конкретной тактики» [333, 42] для нас была важной направлен­ность стратегии на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В работе В. В. Игнатовой и М. Г. Шишковой нас привлекла значимость, ко­торую авторы придают адекватности форм и методов обучения цели стратегии, определяя педагогическую стратегию ориентирования на творческую самореали­зацию учащихся как совокупность интерактивных форм и эвристических методов обучения, которые делают это ориентирование реально выполнимым [175].

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.