Быстрый переход к готовым работам
|
Содержание и этапы педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентовСтратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов была реализована в эксперименталной группе, которую составили 576 студентов КемГУ и КемТИПП. В данном параграфе рассматриваются содержательная и процессуальная стороны педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Согласно разработанной нами стратегии, педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов осуществлялось в три этапа: I этап - подготовительный (ознакомительно-прогностический), II этап - основной (организационно-исполнительский) и III этап - заключительный (рефлек- сивно-оценочный). В содержании педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов условно выделены целевой, теоретический, практический и результативный компоненты. Целями подготовительного этапа были мотивирование студентов к формированию социальной компетентности; выявление исходного уровня сформированности социальной компетентности студентов; их предварительное знакомство с имеющимися в вузе ресурсами для формирования социальной компетентности, прогнозирование перспектив формирования социальной компетентности студентов с учетом выявленного уровня сформированности парциальных компетентностей, составляющих социальную компетентность студента. Разумеется, студенты были проинформированы о том, что они являются участниками эксперимента по осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности. Эта информация была встречена с одобрением и интересом. Усилия преподавателей и кураторов, участвующих в эксперименте, были направлены на создание условий для осознания студентами важности обладания социальной компетентностью в жизни современного человека и формирования мотивации студентов к овладению социальной компетентностью. На подготовительном этапе происходило осознание молодыми людьми социальной роли студента, себя как представителя студенчества и как субъекта формирования социальной компетентности. Мы разъяснили студентам, что педагогическое сопровождение предполагает конструктивное взаимодействие преподавателя и студента на равных. Поскольку невозможно напрямую выучить другого человека компетентности, то задача преподавателя - создать специальные условия для деятельности студента по формированию социальной компетентности, а задача студента - активно и ответственно использовать эти условия, при необходимости изменяя и улучшая их, для формирования социальной компетентности. При этом студент всегда может рассчитывать на помощь и поддержку преподавателя. Приняв условия такого взаимодействия, студенты с пониманием отнеслись к необходимости самостоятельного целенаправленного поиска информации о социальной компетентности, обработки и систематизации информации, обмена информацией с другими студентами и преподавателями и ее обсуждения. Основное внимание уделялось формированию научно обоснованных представлений о феномене социальной компетентности студента, ее содержании и содержании, входящих в ее состав парциальных компетентностей. На учебных занятиях и специально организованных встречах со студентами преподавателей и кураторов групп студенты знакомились с основными идеями и понятиями, связанными с социальным явлением «социальная компетентность» и составляющими ее парциальными компетентностями, основными направлениями и способами их формирования в условиях вуза, обсуждались трудности, с которыми студенты могут встретиться в процессе формирования социальной компетентности. Мы ориентировали студентов на то, что овладеть теоретическими знаниями, составляющими основу социальной компетентности и ее парциальных компетентностей, они могут, прежде всего, в курсе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Совместно со студентами мы размышляли над возможностями и ближайшими перспективами применения полученных знаний в реальной жизни, что способствовало развитию потребности студентов в формировании социальной компетентности. Студенты были сориентированы на использование всех доступных источников информации и ресурсов формирования социальной компетентности, в первую очередь, имеющихся в вузе. Так, на занятиях по иностранному языку развитие коммуникативных умений по темам «Наш университет» (КемГУ) и «Наш институт» (КемТИПП) предполагало, что студенты должны уметь рассказать о своем вузе, факультете, изучаемых дисциплинах, студенческом самоуправлении и т. д. Вместе со студентами первого курса преподаватели выходили на сайт вуза, знакомили студентов с перечнем дисциплин, изучаемых на факультете, обсуждали перспективы использования дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в целях формирования каждой парциальной компетентности. Первокурсники также узнали об имеющихся в вузе возможностях для участия студентов в жизни вуза, общественной деятельности, организации студенческого досуга, реализации их творческого потенциала, занятий спортом и т. д. Следует отметить, что для студентов-первокурсников подобные виртуальные экскурсии по вузу, по их собственному признанию, были своевременны и полезны как с точки зрения концентрации усилий на формировании социальной компетентности, так и с точки зрения адаптации к новой социальной роли и вузу. С другой стороны, студенты почувствовали заинтересованность преподавателей в том, как будет складываться их студенческая жизнь. Это способствовало созданию доверительных отношений между преподавателями и студентами и повышению мотивации формирования социальной компетентности. Первый этап был связан с диагностикой уровня сформированности парциальных компетентностей студентов на начало эксперимента. На основе полученных данных были выделены три группы студентов в соответствии с уровнем сформированности каждой парциальной компетентности - высоким, средним и низким. Результаты диагностики были проанализированы вместе со студентами. Осмысление студентами результатов диагностики использовалось для развития их потребности в формировании социальной компетентности в плане овладения способами самонаблюдения, самодиагностики изменений уровня сформированности социальной компетентности, развития рефлексивных умений. Далее, опираясь на анализ результатов диагностики, осуществлялось прогнозирование перспектив успешного формирования парциальных компетентностей, предвидение трудностей в процессе их формирования для каждой из выделенных групп, проектирование условий для решения возможных проблем. Второй, организационно-исполнительский этап педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов, был нацелен на создание благоприятных условий для формирования социальной компетентности студентов, прежде всего на отбор материалов, содержание которых способствовало формированию парциальных компетентностей, и применение технологий, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих их формирование. Кроме этого, цели данного этапа включали оптимальное использование ресурсов вуза и города для формирования компетентности в общении, гражданской, культурно-досуговой и социально-личностной компетентностей студентов; осуществление постоянного мониторинга процесса формирования парциальных компетентностей и диагностики уровня сформированности парциальных компетентностей, внесение корректив в процесс педагогического сопровождения на основе полученных данных; оказание помощи и поддержки студентам в решении проблем, возникших в процессе формирования социальной компетентности. Основное внимание было направлено на поиск и работу с информацией, обеспечивающей овладение деятельностными знаниями в области компетентности в общении, гражданской, культурно-досуговой и социально-личностной компетентностей. Углубление, расширение, систематизация и осмысление знаний происходило на лекциях, семинарах и практических занятиях в курсе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Мы разделяем мнение М. Ю. Кононовой о том, что дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла помогают студентам сориентироваться в мировоззренческих проблемах, социальных противоречиях и конфликтах, во внутренней и международной политике нашего государства. Они способствуют передаче ценностей, социализации и самореализации личности студента [220, 51]. Среди гуманитарных и социальных дисциплин, входящих в базовую и вариативную часть основных образовательных программ факультетов, на которых проводился эксперимент, мы выделяем философию, историю, педагогику и психологию, русский язык и культуру речи, культурологию, иностранный язык, а также физическую культуру как наиболее значимые в плане формирования социальной компетентности студентов. Изучение философии вносит значительный вклад в формирование социальной компетентности студента. Знание категорий, законов и методов философии составляет основу когнитивного компонента каждой парциальной компетентности. Развитое теоретическое мышление позволяет студенту понимать объективную истину, осуществлять свою деятельность с учетом объективных законов, помогает формированию способности понимать, анализировать и решать социально и личностно значимые проблемы, т. е. способствует формированию как когнитивного, так и поведенческого компонента. Изучение философии было связано с формированием аксиологического, мотивационного и поведенческого компонентов парциальных компетентностей, поскольку в ходе изучения дисциплины поднимались вопросы смысла человеческого бытия, иерархии ценностей, направляющей целеполагание личности и ее поведение. Рассмотрение философских вопросов о сущности человека, свободе и ответственности, свободе воли и др. повлияло на формирование эмоционально-волевого и персонального компонентов парциальных компетентностей. Изучение истории было связано, прежде всего, с формированием гражданской компетентности студентов. Понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, исторической роли России способствовало формированию национального и гражданского самосознания, что определило формирование когнитивного компонента гражданской компетентности. В курсе изучения истории происходила переоценка исторических ценностей, укреплялось чувство достоинства и чести гражданина России, формировались демократические ценности, что побуждало студентов к участию в общественно-политической деятельности, в волонтерских акциях на благо Родины {аксиологический, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты гражданской компетентности). Изучение истории такой многонациональной, многоконфессиональной страны, какой является Россия, способствовало не только развитию чувства патриотизма, но и формированию коммуникативной, межкультурной, межнациональной и религиозной толерантности {персональный компонент гражданской компетентности), что приобретает особую актуальность в ситуации, когда в Российских вузах, в том числе КемГУ и КемТИПП, обучаются студенты, приехавшие из Кавказских регионов РФ и зарубежных стран-бывших Среднеазиатских республик Советского Союза.
Вся работа доступна по ссылке |
|