У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Содержание и этапы педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов

Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной ком­петентности студентов была реализована в эксперименталной группе, которую составили 576 студентов КемГУ и КемТИПП. В данном параграфе рассматрива­ются содержательная и процессуальная стороны педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Согласно разработанной нами стратегии, педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов осуществлялось в три эта­па: I этап - подготовительный (ознакомительно-прогностический), II этап - ос­новной (организационно-исполнительский) и III этап - заключительный (рефлек- сивно-оценочный). В содержании педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов условно выделены целевой, теоретиче­ский, практический и результативный компоненты.

Целями подготовительного этапа были мотивирование студентов к фор­мированию социальной компетентности; выявление исходного уровня сформиро­ванности социальной компетентности студентов; их предварительное знакомство с имеющимися в вузе ресурсами для формирования социальной компетентности, прогнозирование перспектив формирования социальной компетентности студен­тов с учетом выявленного уровня сформированности парциальных компетентно­стей, составляющих социальную компетентность студента.

Разумеется, студенты были проинформированы о том, что они являются участниками эксперимента по осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности. Эта информация была встречена с одобрением и интересом.

Усилия преподавателей и кураторов, участвующих в эксперименте, были направлены на создание условий для осознания студентами важности обладания социальной компетентностью в жизни современного человека и формирования мотивации студентов к овладению социальной компетентностью. На подготови­тельном этапе происходило осознание молодыми людьми социальной роли сту­дента, себя как представителя студенчества и как субъекта формирования соци­альной компетентности.

Мы разъяснили студентам, что педагогическое сопровождение предполага­ет конструктивное взаимодействие преподавателя и студента на равных. По­скольку невозможно напрямую выучить другого человека компетентности, то за­дача преподавателя - создать специальные условия для деятельности студента по формированию социальной компетентности, а задача студента - активно и ответ­ственно использовать эти условия, при необходимости изменяя и улучшая их, для формирования социальной компетентности. При этом студент всегда может рас­считывать на помощь и поддержку преподавателя.

Приняв условия такого взаимодействия, студенты с пониманием отнеслись к необходимости самостоятельного целенаправленного поиска информации о со­циальной компетентности, обработки и систематизации информации, обмена ин­формацией с другими студентами и преподавателями и ее обсуждения. Основное внимание уделялось формированию научно обоснованных представлений о фе­номене социальной компетентности студента, ее содержании и содержании, вхо­дящих в ее состав парциальных компетентностей.

На учебных занятиях и специально организованных встречах со студентами преподавателей и кураторов групп студенты знакомились с основными идеями и понятиями, связанными с социальным явлением «социальная компетентность» и составляющими ее парциальными компетентностями, основными направлениями и способами их формирования в условиях вуза, обсуждались трудности, с кото­рыми студенты могут встретиться в процессе формирования социальной компе­тентности.

Мы ориентировали студентов на то, что овладеть теоретическими знаниями, составляющими основу социальной компетентности и ее парциальных компе­тентностей, они могут, прежде всего, в курсе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Совместно со студентами мы размышляли над возможностями и ближайшими перспективами применения полученных зна­ний в реальной жизни, что способствовало развитию потребности студентов в формировании социальной компетентности.

Студенты были сориентированы на использование всех доступных источ­ников информации и ресурсов формирования социальной компетентности, в пер­вую очередь, имеющихся в вузе.

Так, на занятиях по иностранному языку развитие коммуникативных уме­ний по темам «Наш университет» (КемГУ) и «Наш институт» (КемТИПП) пред­полагало, что студенты должны уметь рассказать о своем вузе, факультете, изу­чаемых дисциплинах, студенческом самоуправлении и т. д. Вместе со студентами первого курса преподаватели выходили на сайт вуза, знакомили студентов с пе­речнем дисциплин, изучаемых на факультете, обсуждали перспективы использо­вания дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в целях формирования каждой парциальной компетентности. Первокурсники также узна­ли об имеющихся в вузе возможностях для участия студентов в жизни вуза, об­щественной деятельности, организации студенческого досуга, реализации их творческого потенциала, занятий спортом и т. д.

Следует отметить, что для студентов-первокурсников подобные виртуаль­ные экскурсии по вузу, по их собственному признанию, были своевременны и по­лезны как с точки зрения концентрации усилий на формировании социальной компетентности, так и с точки зрения адаптации к новой социальной роли и вузу. С другой стороны, студенты почувствовали заинтересованность преподавателей в том, как будет складываться их студенческая жизнь. Это способствовало созда­нию доверительных отношений между преподавателями и студентами и повыше­нию мотивации формирования социальной компетентности.

Первый этап был связан с диагностикой уровня сформированности парци­альных компетентностей студентов на начало эксперимента. На основе получен­ных данных были выделены три группы студентов в соответствии с уровнем сформированности каждой парциальной компетентности - высоким, средним и низким. Результаты диагностики были проанализированы вместе со студентами.

Осмысление студентами результатов диагностики использовалось для раз­вития их потребности в формировании социальной компетентности в плане овла­дения способами самонаблюдения, самодиагностики изменений уровня сформи­рованности социальной компетентности, развития рефлексивных умений.

Далее, опираясь на анализ результатов диагностики, осуществлялось про­гнозирование перспектив успешного формирования парциальных компетентно­стей, предвидение трудностей в процессе их формирования для каждой из выде­ленных групп, проектирование условий для решения возможных проблем.

Второй, организационно-исполнительский этап педагогического сопро­вождения формирования социальной компетентности студентов, был нацелен на создание благоприятных условий для формирования социальной компетентности студентов, прежде всего на отбор материалов, содержание которых способствова­ло формированию парциальных компетентностей, и применение технологий, ме­тодов и средств обучения и воспитания, гарантирующих их формирование.

Кроме этого, цели данного этапа включали оптимальное использование ре­сурсов вуза и города для формирования компетентности в общении, гражданской, культурно-досуговой и социально-личностной компетентностей студентов; осу­ществление постоянного мониторинга процесса формирования парциальных ком­петентностей и диагностики уровня сформированности парциальных компетент­ностей, внесение корректив в процесс педагогического сопровождения на основе полученных данных; оказание помощи и поддержки студентам в решении про­блем, возникших в процессе формирования социальной компетентности.

Основное внимание было направлено на поиск и работу с информацией, обеспечивающей овладение деятельностными знаниями в области компетентно­сти в общении, гражданской, культурно-досуговой и социально-личностной ком­петентностей. Углубление, расширение, систематизация и осмысление знаний происходило на лекциях, семинарах и практических занятиях в курсе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

Мы разделяем мнение М. Ю. Кононовой о том, что дисциплины гуманитар­ного и социально-экономического цикла помогают студентам сориентироваться в мировоззренческих проблемах, социальных противоречиях и конфликтах, во внутренней и международной политике нашего государства. Они способствуют передаче ценностей, социализации и самореализации личности студента [220, 51].

Среди гуманитарных и социальных дисциплин, входящих в базовую и ва­риативную часть основных образовательных программ факультетов, на которых проводился эксперимент, мы выделяем философию, историю, педагогику и пси­хологию, русский язык и культуру речи, культурологию, иностранный язык, а также физическую культуру как наиболее значимые в плане формирования соци­альной компетентности студентов.

Изучение философии вносит значительный вклад в формирование соци­альной компетентности студента. Знание категорий, законов и методов филосо­фии составляет основу когнитивного компонента каждой парциальной компе­тентности. Развитое теоретическое мышление позволяет студенту понимать объ­ективную истину, осуществлять свою деятельность с учетом объективных зако­нов, помогает формированию способности понимать, анализировать и решать со­циально и личностно значимые проблемы, т. е. способствует формированию как когнитивного, так и поведенческого компонента. Изучение философии было свя­зано с формированием аксиологического, мотивационного и поведенческого ком­понентов парциальных компетентностей, поскольку в ходе изучения дисциплины поднимались вопросы смысла человеческого бытия, иерархии ценностей, направ­ляющей целеполагание личности и ее поведение. Рассмотрение философских во­просов о сущности человека, свободе и ответственности, свободе воли и др. по­влияло на формирование эмоционально-волевого и персонального компонентов парциальных компетентностей.

Изучение истории было связано, прежде всего, с формированием граж­данской компетентности студентов. Понимание движущих сил и закономерно­стей исторического процесса, места человека в историческом процессе, историче­ской роли России способствовало формированию национального и гражданского самосознания, что определило формирование когнитивного компонента граждан­ской компетентности. В курсе изучения истории происходила переоценка истори­ческих ценностей, укреплялось чувство достоинства и чести гражданина России, формировались демократические ценности, что побуждало студентов к участию в общественно-политической деятельности, в волонтерских акциях на благо Ро­дины {аксиологический, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты гражданской компетентности). Изучение истории такой многонациональной, многоконфессиональной страны, какой является Россия, способствовало не только развитию чувства патриотизма, но и формированию коммуникативной, межкультурной, межнациональной и религиозной толерантности {персональный компонент гражданской компетентности), что приобретает особую актуаль­ность в ситуации, когда в Российских вузах, в том числе КемГУ и КемТИПП, обучаются студенты, приехавшие из Кавказских регионов РФ и зарубежных стран-бывших Среднеазиатских республик Советского Союза.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.