У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Ролевой репертуар преподавателя, осуществляющего педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов

В данном параграфе раскрывается решение одной из стратегических задач - подготовка преподавателя к педагогическому сопровождению формирования со­циальной компетентности студентов.

В экспериментальной работе по реализации стратегии педагогического со­провождения формирования социальной компетентности студентов приняли уча­стие 52 преподавателя КемГУ и КемТИПП. Для этого им потребовалось освоить ролевой репертуар сопровождающего. Как показало наше исследование, основ­ными мотивами участия преподавателей в эксперименте и овладения новыми функциональными ролями были:

-  гражданская и профессиональная ответственность преподавателя, осоз­нающего важность формирования социальной компетентности студентов как для самого студента, так и для общества в целом;

-  потребность в постоянном самообразовании, стремление к самосовершен­ствованию и профессиональному росту;

-  осознание необходимости инновационных изменений в связи с переходом на новую компетентностную парадигму высшего профессионального образова­ния;

-  возможность использования приобретенных знаний и умений для педаго­гического сопровождения формирования профессиональных и общекультурных

 

компетенций студентов, а также в более широком профессионально-педагоги- ческом контексте и других сферах жизнедеятельности;

-    стремление соответствовать выявленной потребности студентов в препо- давателе-фасилитаторе;

-    самоуважение, уважение и признание коллег.

Подготовка преподавателей проходила в соответствии с разработанной на­ми программой подготовки к осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов (приложение 5). Целью программы являлось формирование готовности преподавателей вуза к выполне­нию функциональных ролей фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора в ходе осуществления педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Программа была ориентирована на теоретическую и практическую подго­товку преподавателей к выполнению данных ролей, которая обеспечивалась ре­шением следующих задач:

-    приобретение знаний основ педагогического сопровождения формирова­ния социальной компетентности студентов вузов;

-    формирование представлений о сущности и содержании деятельности фа­силитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора;

-    понимание специфики деятельности фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора при осуществлении педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов;

-    овладение основными формами, методами и средствами сопровождающей деятельности фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора.

В соответствии с программой подготовка преподавателей осуществлялась в форме лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы преподавателей - участников программы. Программа осваивалась преподавателями в свободное от профессиональной деятельности время. Приобретение практического опыта вы­полнения новых ролей проходило непосредственно на занятиях и во внеучебной работе преподавателей.

Помимо программы значительная часть подготовки проходила в форме са­мообразования и взаимообучения. Самообразование включало целенаправленный самостоятельный поиск и изучение научных, научно-методических публикаций соответствующей тематики, составление списка литературы, что впоследствии позволило расширить список рекомендуемой литературы, включенный в про­грамму; поиск информации в Интернете, составление списка соответствующих сайтов. Взаимообучение осуществлялось как обмен информацией и ее обсужде­ние, взаимопосещение занятий и их последующий анализ.

Поскольку фасилитационная деятельность является ядром сопровождающей деятельности преподавателя, то логично было начать теоретическую и практиче­скую подготовку преподавателей с углубления их знаний в области педагогиче­ской фасилитации и развития фасилитационных умений.

Слово «фасилитация» происходит от латинского facile, обозначающего «легкий». В русский язык слова «фасилитация», «фасилитатор» пришли из анг­лийского как производные от глагола to facilitate - устранять трудности и препят­ствия; делать более легким; помогать; поддерживать [498, 469].

Фасилитация в образовании, деятельность преподавателя как фасилитатора стали предметами исследований JI. А. Гореловой, М. И. Губановой, Э. Ф. Зеера, И. В. Жижиной, Н. В. Кларина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, А. П. Пан­филовой, В. А. Сластенина, С. Н. Чистяковой и др.

В данной работе мы рассматриваем фасилитационную деятельность и по­зицию фасилитатора в широком и узком смысле.

В широком смысле фасилитационная деятельность - это деятельность пре­подавателя, направленная на облегчение процесса учения, воспитания, формиро­вания качеств личности, развития личности и т. д. В основе такого понимания ле­жат гуманистические идеи К. Роджерса о свободе и безграничных возможностях реализации потенциала каждой личности.

Согласно воззрениям К. Роджерса, педагог-фасилитатор не опекает и не на­правляет ученика, а старается понять и принять его позицию; демонстрирует раз­личные варианты действий и поведения, позволяя ученику осуществить собст­венный выбор; содействует развитию учеников как отдельных личностей. Фаси- литатор строит взаимоотношения с учеником на основе следующих принципов: искренность, открытость и эмпатия, понимание и принятие ученика, доверие и со­трудничество [347].

Именно в таком понимании, фасилитационная деятельность является систе­мообразующим элементом педагогической деятельности преподавателя, осущест­вляющего педагогическое сопровождение.

В узком смысле, употребляемом в большей степени в сфере повышения квалификации, бизнес-обучения и обучения персонала, фасилитация понимается как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение группой поставленных целей. Фасилитатор - это лицо, которое управляет процессом обсуждения, вовлекает участников в работу и структурирует работу группы [202; 381].

Необходимо отметить, что деятельности фасилитатора, даже если ее рамки ограничены групповой дискуссией, базируется на основных положениях педаго­гической фасилитации К. Роджерса и его последователей.

Проанализировав работы названных выше авторов и экстраполируя обоб­щенные выводы на деятельность преподавателя-сопровождающего, мы пришли к пониманию позиции и особенностей деятельности фасилитатора в условиях педа­гогического сопровождения формирования социальной компетентности студен­тов.

Фасилитатор - это преподаватель, отказавшийся от роли эксперта в пользу роли помощника, сопровождающего студентов в формировании социальной ком­петентности в условиях специально организованного межличностного общения. Деятельность фасилитатора в основном связана с групповой работой студентов на семинарах, практических занятиях, тренингах.

Целью деятельности фасилитатора как организатора совместного обсужде­ния является решение поставленной задачи или проблемы качественно, без потерь и к намеченному сроку. Основное внимание фасилитатора должно быть направ­лено на обеспечение продуктивного протекания процесса.

Активную роль фасилитатора связывают, чаще всего, с тем, что он задает вопросы, уточняет ответы, фиксирует на доске или флип-чате высказываемые идеи, промежуточные и окончательные результаты поиска решения проблемы и озвучивает их.

На занятиях в рамках программы подготовки, анализируя с преподавателя­ми деятельность фасилитатора, мы пришли к выводу, что не менее важна скрытая активность фасилитатора, заключающаяся в постоянном наблюдении за ситуаци­ей в группе и проявляющаяся во вмешательстве преподавателя в ход обсуждения, когда отдельные участники демонстрируют раздражение и нетерпимость, наблю­дается пассивность некоторых участников; участники испытывают дискомфорт, о чем говорит их вербальное и невербальное поведение, и т. д.

В отечественных публикациях, которые были изучены преподавателями, большое внимание уделяется деятельности фасилитатора непосредственно во время обсуждения, и недостаточное внимание уделяется планированию процесса обсуждения. Хотя именно от тщательного планирования зависят плавное проте­кание процесса, успешное прохождение каждого его этапа, соблюдение времен­ных рамок, адекватная реакция на возможные повороты в дискуссии, своевремен­ное вмешательство с целью оказания помощи в преодолении затруднений и ус­пешное решение проблемы. Поэтому во время подготовки преподавателей к овла­дению ролью фасилитатора мы особое внимание уделяли планированию дискус­сии и антиципации возможных затруднений.

Преподаватели познакомились с методами и средствами обучения, исполь­зуемыми фасилитатором. Они включают методы интерактивного обучения (ана­лиз конкретных случаев, ролевые и деловые игры, динамическую фасилитацию, эвристическую беседу; мозговой штурм, метод Дельфи, метод номинальных групп, метод открытого пространства, работу в малых группах; работу по кругу и т. д.), различные приемы активизации деятельности учащихся, разогревающие техники. Многие из них преподаватели, осваивающие роль фасилитатора, уже имели в своем методическом арсенале на начало эксперимента.

Совместный с преподавателя анализ литературных источников, видеотре­нингов, собственного опыта и опыта коллег по освоению роли фасилитатора, по­зволил выделить основные функции (организаторская, координирующая, комму­никативная, стимулирующая) и умения фасилитатора:

-  организовать общение и сотрудничество внутри учебной группы; вовле­кать всех членов группы в работу (дискуссию, обсуждение, поиск ответов на по­ставленные или возникшие по ходу дискуссии вопросы и т. д.), направлять про­цесс обмена информацией; рационально распределять время обсуждения; помо­гать участникам подводить промежуточные и окончательные итоги, делать выво­ды; способствовать принятию групповых решений;

-  координировать коллективную познавательную деятельность студентов; быстро и правильно ориентироваться в изменяющихся условиях; быть готовым предоставить необходимую информацию и помочь найти ее;

-  помогать студентам взаимодействовать с учетом точки зрения и индиви­дуальной активности каждого; позитивно реагировать на разнообразные сигналы, идущие от группы; задавать открытые вопросы; побуждать к высказыванию, слу­шать не перебивая; понимать происходящие в группе процессы и помогать сту­дентам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе; обеспечивать ясность в конфликтах между студентами;

-  стимулировать познавательную и творческую активность каждого студен­та и всей группы; создавать ситуацию успеха и комфортную, благоприятную ат­мосферу на занятиях и т. д.

Естественно, преподаватели обладали многими из этих умений, но участие в эксперименте позволило преподавателям по-новому взглянуть на них через приз­му педагогического сопровождения и актуализировать их в фасилитационной деятельности.

Исследователи ставят успех фасилитационной деятельности в зависимость от личностных и профессиональных качеств преподавателя таких, как уважение и позитивное принятие обучаемого, искренний интерес к личности обучаемого, вера в возможности и способности обучаемых; доброжелательность, педагогиче­ский такт, открытость, демократичный стиль общения, эмоциональная культура; эмпатийность; чувство юмора (но не насмешливость); объективность; целеуст­ремленность, активность, гибкость; самокритичность и др. [100; 202; 347].

Согласно исследованиям J1. А. Гореловой, Э. Ф. Зеера, И. В. Жижиной, Н. В. Кларина, В. А. Сластенина и др., педагогов-фасилитаторов не хватает. По раз­ным данным, такие педагоги составляют всего 14 - 16% или 18 - 20%.

Для того чтобы выяснить, есть ли у студентов потребность в преподавате- лях-фасилитаторах, в начале эксперимента мы провели анкетирование 500 сту­дентов в КемГУ и КемТИПП. Им было предложено оценить по 10-балльной шка­ле важность профессионально-личностных качеств преподавателя и указать, ка­кой процент преподавателей из тех, кто их обучал и обучает, обладают данными качествами. В список качеств мы включили качества преподавателя- фасилитатора. Именно эти качества были высоко оценены студентами. Например, выдержка и самообладание были оценены в 9.3 балла. По мнению студентов, 66% преподавателей обладают этими качествами. Студенты традиционно ценят в преподавателях чувство юмора (9,1 балла), но обладают этим чувством, как счи­тают студенты, только 52% преподавателей. Демократичный стиль общения (8,3 балла) присущ тоже 52% преподавателей. Согласно полученным данным, одно из важнейших качеств преподавателя-фасилитатора - способность помочь в преодо­лении трудностей в учебе (8,6 балла) встречается гораздо реже, только у 19% преподавателей. Способностью сопереживать студентам (8 баллов) обладают лишь 14% преподавателей.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.