У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности воспитания и самовоспитания нравственно-волевых качеств учащихся подросткового возраста

В процессе занятий в спортивных школах очень часто ребенок проходит несколько этапов своего развития, начиная с детства, когда ребенок приходит в спортивную школу, и заканчивая во взрослом, зрелом возрасте — на этапе высшего спортивного мастерства или профессионального спорта. Психологи очень часто подчеркивают различные этапы взросления человеческого индивида и на каждом из них выделяют наличие определен­ного сочетания ведущего и «неведущего» видов деятельности. Педагогические исследования показывают, что любая спортивная деятельность влияет почти на все психологические процессы, начиная с самых простых и заканчивая самыми сложными. В подростковым возрасте такими процессами очень часто являются воспитание и самовоспитание. В данном исследовании занятия единоборствами в спортивных школах рассматриваются как средство воспитания и самовоспитания нравственно­волевых качеств личности подростка. Этот вид деятельности способствуют удовлетворению широкого спектра потребностей личности в образовании, воспитании, оздоровлении. Их направленность не ограничивается развитием и совершенствованием двигательных способностей личности, а выполняет рекреактивную, гигиеническую, реабилитационную, познавательную, ценностно-ориентационную, позитивно-регулятивную, эстетическую и другие функции, включая социализацию.

Подростковый возраст - это очень сложный и интересный период в процессе становления человеческого индивида. Это время, когда происходит качественная перестройка всей психической деятельности юношей и девушек, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. В этот период меняется отношение личности к учебе, спорту, друзьям, семье. «Он может относиться к учению и ответственно, и безразлично; то заботиться о расширении своего кругозора, то ничем не интересоваться; то самостоятельно выполнять задания, то готов списать их у товарищей. Он может с удовольствием выполнять поручения педагога и одновременно шалить и озорничать» Очень важно, чтобы в этом возрасте все эти изменения проходили на высоконравственной основе. Ведь именно нравственность позволит подростку определить свои жизненные ценности, сумеет заставить будущего спортсмена работать над собой, направлять ведущую роль его деятельности на путь воспитания и самовоспитания, которые на протяжении всей его жизни будут определять его жизненное кредо и его жизненный путь.

Придя в спортивную школу еще ребенком, юный спортсмен за три- четыре года, что провел в ней, немного окреп, овладел навыками спортивной деятельности, рядом технико-тактических наработок и самое главное у него уже начинает сформировываться нравственно-волевая основа, помогающая и являющаяся социальным компасом, определяющая его дальнейшую деятельность. В возрасте 11—12 лет у юношей и девушек начинается так называемый подростковый возраст. Это время характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.

Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, то есть субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживания готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Очень важно, чтобы этот мир имел в своей основе нравственное начало и позволял подростку развиваться, учитывая высшие, общечеловеческие ценности и принципы. Здесь и становится ориентиром спортивная школа. В ней подросток проводит большую часть своего свободного времени. На спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах примером для него становятся старшие товарищи, тренеры, наставники, имеет огромное значение их положительный опыт. Здесь подросток начинает впервые уделять внимание самовоспитанию, которое основывается пока только на принципах подражания и стремления к идеалу.

Именно в подростковом возрасте ребенок ставит на первое место взаимоотношения с товарищами. В спортивной практике таковыми являются спортсмены, знакомые из соседних спортивных секций или просто соперники по ковру или рингу, иногда имеющие значимую роль в спортивном сообществе. В этом возрасте отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры делах. Общение охватывает широкий диапазон видов деятельности, начиная с совместного труда до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Интересно также то, что в подростковом возрасте у юных девушек или юношей начинают формироваться элементы самосознания. Они накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, к спортивной деятельности, к взаимоотношениям с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, оно является проявлением своеобразного стремления к самопознанию, бесконечному самоанализу. Так, после каждого поступка, действия или бездействия подросток может длительное время анализировать свое поведение в данной конкретной ситуации. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. Очень часто родители и педагоги, в частности тренеры спортивных школ, начинают требовать от него слишком многого, не понимая всей трудности этого периода. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых ему требований. Развитие самосознания подростков начинается с осознания ими своего поведения (сначала отдельных поступков, потом всего поведения в целом), затем — своих моральных качеств, характера, своих способностей. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Таким образом, если уровень достижений подростка в выбранном спорте уже достаточно высок и он видит себя в будущем профессиональным спортсменом или тренером, то его мотивация в этой сфере уже четко определена и уровень личности в социуме достаточно высок. Но если подросток только встал на путь спортивной карьеры и еще не приобрел достаточного мастерства для высоких результатов, то ему следует обратиться к сложному процессу самовоспитания, который и поможет ему встать на верный путь. Именно в этом возрасте важно направить усилия тренерской деятельности на воспитание у подростка нравственно-волевых качеств, основой формирования которых является становление и развитие личности ребенка. В результате у него определяется отношение к друзьям, родственникам, обществу. В этом возрасте значимую роль играют сверстники и товарищи, поэтому слова и поучения педагога не всегда приносят должного результата, а иногда просто отталкивают юношу или девушку от своего тренера. Определяется главная задача преподавателя- создать учебно-тренировочные занятия, позволяющие развить и сформировать у подростка навык самовоспитания, который поможет ему в процессе данной спортивной деятельности вести работу над собой, над теми или иными качествами, определяющими его внутреннее состояние и, соответственно, его нравственно-волевое мировоззрение. Л.П. Буева в своей работе утверждает, что воспитание личности юного спортсмена не является односторонним процессом. По мнению этого исследователя, «диалектическое рассмотрение детерминации социальных систем учитывает активность действующих субъектов... На самом деле это глубоко взаимосвязанные, относительно самостоятельные аспекты единого процесса формирования и развития личности, предполагающего общественную обусловленность ее свойства, направленность развития, индивидуальную активность, проявляющуюся в различных видах общественной деятельности и отношений личности».

По мнению ряда исследователей, решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, формирующие у подростка верную самооценку. Педагогические основы проблемы взаимодействия как сущностной характеристики детерминирующей роли деятельности в формировании и воспитании нравственно-волевых качеств подростков (школьников) рассмотрены в работах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого,

В.А. Сухомлинского и других ученых, уделявших серьезное внимание особенностям взаимодействия в коллективе и подчеркивающих важность его гуманного характера для школы. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление, найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также способствуют развитию самосознания. Новый этап в развитии самосознания подростков связан с выделением образца, в сопоставлении с которым подросток оценивает свое поведение. Такие образцы начинают ориентировать его поведение и создают предпосылки самовоспитания. При этом задача спортивной школы создать такие образцы и следовать им. В школе подросток проводит значительную часть свободного времени, общается, видит жизнь со стороны спортивных тренировок, здесь и происходит работа над собой. Как известно, значительное и основное отличие дополнительного образования от общего - это мотивация занятий. Если общеобразовательной школе юные личности уделяют внимание в обязательном, так называемом принудительном порядке, то в детско-юношеских спортивных школах основное - это желание и интерес к занятиям. Именно в таких условиях добровольного посещения и интереса к занятиям происходит актуализация процесса становления самовоспитания у подростков. Тем самым подросток вступает в новый, этап своего развития, определяющегося не только воспитанием, но и самовоспитанием. Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков. При этом порой возникает противоречие между родившейся потребностью в самовоспитании и неверием в его возможности, недостаточностью осведомленности в интересующем нас вопросе.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/254703.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.