У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Факторы и педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств у подростков в образовательном процессе спортивной школы

Образовательный процесс спортивной школы — это сложный педагогический процесс, требующий к себе огромного внимания исследователей и педагогов. Для успешного развития и протекания данного процесса диссертантом была разработана модель самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков, обучающихся в спортивной школе. При этом мы учитывали то, что на протяжении всего процесса обучения, начиная с этапа начальной подготовки и до этапа высшего спортивного мастерства, юноши и девушки сталкиваются с различными проблемами, решение которых не всегда зависит только от них. Они иногда встречаются с такими трудностями, которые являются внешними раздражителями, например: неудачи в общении с товарищами, выбор друга, материальные трудности, сложности во взаимоотношении с коллективом и др. Это определило значимость рассмотрения в разработанной модели внешних и внутренних факторов и условий, способствующих становлению и развитию у подростков процесса самовоспитания нравственно-волевых качеств.

Понятие «фактор» в Большой советской энциклопедии определяется как «причина, движущая силу какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты» (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий)[1]. В нашем исследовании факторы воспитания рассматриваются как внешние обстоятельства, действия или бездействия личности относительно их, природные факторы и социальные нормы, влияющие на эффективность воспитательного воздействия, побуждающего человека к активной деятельности. Такой подход к факторам становления и развития процесса самовоспитания позволяет охватить широкий диапазон

'Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. Л.М. Прохорова. 3-є изд. М.: Советская энциклопедия, 1977. Т. 23. С. 194.

«рычагов воздействия» на неокрепшую личность с целью включения её в работу над собой.

Проблема эффективности влияния факторов на воспитание личности всегда была предметом, который интересует ученых. Так, Ю.К. Бабанский классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые В.Н. Турченко выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающей

существенное влияние на ход этого процесса В трактовке Н.В. Бордовской и А.А. Реана, факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные . Таким образом, в трудах ученых наблюдается неоднозначность в классификации факторов, влияющих на эффективность процесса воспитания. В разработанной модели самовоспитания нравственно­волевых качеств у подростков в процессе педагогической деятельности спортивной школы было взято за основу разделение факторов на внешние и внутренние. Такая градация позволила выявлять и конкретизировать различные влияния на юную личность и делать выводы о необходимости их учета на всех этапах обучения.

Внешними факторами, усиливающими или снижающими эффективность образовательного процесса в спортивной школе, являются:

—                    правила и требования спортивной школы и тренера;

—                    социальное окружение: спортивное сообщество, родители, друзья;

—                    средства массовой информации и популяризация материально­вещевых отношений;

—                     правовые отношения государства в области физической культуры и спорта;

—                     этнокультурные и географические особенности (обычаи, традиции народа и др.);

—                     занимаемое место в семье, учебной или иной социальной группе, уровень притязаний личности.

Эти факторы имеют место и оказывают влияние на становление и развитие личности спортсмена на всех этапах обучения, усиливаясь или ослабляясь, в зависимости от возраста обучающегося и этапа его подготовки. Так, например, родители и занимаемое место в семье становятся менее значимым фактором в старшем подростковом возрасте, а значение товарищей и друзей усиливает свое влияние на мотивацию и деятельность личности.

Внутренними факторами становления и развития личности в спортивной школе являются те изменения и противоречия, которые происходят во внутреннем мире ребенка и организме, направляют его деятельность в различных отношениях. Особенностью изменений во внутреннем мире и организме растущей личности является неизбежность их возникновения. В данном исследовании выделяются следующие внутренние факторы самовоспитания нравственно-волевых качеств обучающихся в детско-юношеских спортивных школах:

—    личностные особенности организма:                особенности     возраста,

характера, уровня воспитания;

—                     ценностные ориентиры подростка;

—                     генетические и физиологические особенности человека;

—                     социальный опыт;

—    уровень притязаний личности и опережающий                          характер

деятельности.

На каждом этапе обучения существуют свои особенности, цели и задачи. Для успешного выполнения поставленных задач                                                                                      тренеры-

 

преподаватели выбирают свои методы, средства и формы проведения занятий. Занятия в спортивной школе рассматривались нами в аспекте формирования нравственно-волевых качеств личности подростка, совокупность которых обеспечивает его личностное развитие. В процессе работы над реализацией модели самовоспитания нравственно-волевых качеств мы выделили ряд педагогических условий, влияющих на эффективность учебных занятий в спортивной школе.

В педагогических исследованиях В.М. Андреева [18], Ю.К. Бабанского [25], В.А. Беликова [27], JI.B. Мещеряковой [151], А .Я. Найна [163] и других ученых рассматриваются два аспекта понятия условий учебной деятельности - общепедагогический и дидактический. Определения этих понятий различаются только предметом, в отношении которого они рассматриваются: процесс обучения (дидактические условия), процесс образования (педагогические условия). Так, JI.B. Мещерякова под комплексом дидактаческих условий формирования личности понимает «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» а к педагогическим относит те условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное протекание этого процесса.

 


[1] Педагогика : учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1989. С. 36.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/254703.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.