Быстрый переход к готовым работам
|
Исторический опыт функционирования федераций и практика децентрализации управления в унитарных государствахВ течение многих веков история политической мысли была сконцентрирована на проблеме образования национального государства, которое было бы независимо от Римского Папы, порождало одну нацию и обеспечивало сильную центральную власть. На формирование национального государства в XVI -XVII вв. значительное влияние оказали три великих философа - И. Альтузиус, Ж. Боден и Т. Гоббс Концепция суверенитета, автором которой был Боден, дала возможность королю Франции установить независимость от Римского Папы, с одной стороны, и утвердить абсолютную и неконтролируемую власть над своими подданными - с другой. Так появилось выражение «король милостью Божьей», то есть сам Бог наделял короля властью. Такой абсолютный суверенитет делал незаконным любое право на самоопределение и утверждал такую центральную власть, которая отвечала бы только перед Богом. Ж. Боден был создателем концепции абсолютного и неделимого суверенитета, в рамках которой не может быть законным никакое право меньшинства, никакое территориальное распределение полномочий или даже разделение власти. В историографии, касающейся федерализма в истории России, важное место занимают работы, рассматривающие федерализм в исторической ретроспективе. Этот вопрос исследуется в сочетании с исследованием государственного устройства России. Большое значение имеют исторические исследования, в которых ученые рассматривают существо русской идеи, национальную доктрину, патриотизм, проблемы национальной безопасности, интеграцию и дезинтеграцию, проявления сепаратизма. Исследуется политическая история от истории Российской империи до новейшей истории. В историческом аспекте рассматриваются традиции, и на их базе проектируются перспективы российской государственности. В то же время в литературе недостаточно исследуется опыт советского федерализма, который имел черты, важные для формирования современной схемы федерализма. Большое внимание уделяется исследованию соотношения российской истории и российской реальности федерализма. Вместе с тем историография свидетельствует, что в исследовании исторического опыта федерализма, в пересмотре прежних выводов и идеологических догм в России сделаны лишь первые шаги В дореволюционной России национальный вопрос выражался в патерналистской, охранительной политике империи к инородцам. Тем не менее, в России имел место процесс ассимиляции, причем зачастую искусственной. По данным Всесоюзной переписи населения СССР, учтенные национальности составили: 1926 - 194; 1959 - 109; 1979 - 104; 1989 - около 128 2. Понятия «нация» и «народ» используются в различных онтологических смыслах: политико-государственном, социально-демографическом и социально-этническом. В условиях демократии многие проблемы наций и национальных отношений поглощаются реализацией универсальных прав личности. При этом обращается внимание на коллективные права национальных, этнических общностей. Особенно это характерно для России, где связь человека со своей общиной всегда была весьма значительной. Этнос складывался исторически при выполнении совместных социальных и культурных задач. Родовые корни этносов дают нам бесконечные нити исторической, наследственной, кровной, духовной, социальной и прочих связей. Становление нации - исторически длительный эволюционный процесс. Общности, которые создали и сохранили культуру, язык, традиции, в той или иной степени вместили в себя, ассимилировали в своей этничности элементы духовной культуры других самобытных этнокультурных образований. В отдельных изданиях последних лет наметились новые подходы в этом вопросе. В частности, нация чаще трактуется как этносоциальная общность, хотя всегда было ясно, что нация это, прежде всего, социальная категория, связанная с понятиями «человек» и «общность людей» [1]. Права и свободы национальных меньшинств в России включают в себя следующие принципы: сохранение и развитие этнических признаков и самобытности; защита от геноцида; защита прав, связанных с языком, обучением и религией; право собственности на землю и природные ресурсы, владение ими и их использование; сохранение традиционной среды обитания, образа жизни, включая охоту, промысел рыбы, скотоводство, собирательство, заготовку леса и обработку земли; охрана окружающей среды; участие в политической, экономической и социальной жизни государства; право на самоуправление или автономию при решении собственных внутренних и местных вопросов; право на традиционные контакты и сотрудничество, осуществляемые через границы государства; соблюдение договоров и других соглашений, заключенных с коренным населением. В современных условиях под принципами национальной политики понимают основополагающие ценностные идеи, которые в отличие от общих деклараций могут быть проведены на всех уровнях формирования и осуществления политики на основе взаимодействия и сотрудничества различных народов в составе единого государства, сочетания их интересов с государственными интересами, соблюдения прав и свобод конкретного человека. В реальной жизни реализация этих принципов, по нашему мнению, предполагает: точный учет конкретно-исторических обстоятельств развития народов и в целом государства, времени и ситуации их применения; создание общепризнанных согласованных и законных механизмов и норм, с помощью которых на практике обепечивается осуществление и внедрение в жизнь этих принципов, которые в своей совокупности и могут составить суть национальной политики государства Россия - это совокупность наций и многочисленных этносов, а российская национальная самобытность заложена не в имперских традициях, а в исторически сложившемся межкультурном взаимодействии и в единстве многонационального сообщества народов. Высшая цель национальной политики Российского государства - это создание всем народам благоприятных и гарантированных законами условий равноправного и свободного развития в составе многонационального народа Российской Федерации. Национальная политика вырабатывается на основе тщательного научного анализа, изучения и обобщения этнополитологией исторической практики развития наций и национальных отношений. Для периода общественной трансформации свойственна тенденция к борьбе конкретных этносов против ассимиляции и сохранению своей национально-культурной идентичности. Россия, пережившая в своей истории самые различные трансформационные периоды, наследовала опыт «гармоничного сожительства, сотрудничества наций, народов и культур». Вместе с тем в стране в первом десятилетии XXI века стал ощутимым дефицит последовательной этнонациональной политики. В условиях трансформации, развала старой системы и формирования новых элементов государственной национальной политики было необходимо методологически корректно классифицировать этнополитические концепции по своей природе и их отношению к феномену этничности. Практически через десять лет после принятия Концепции государственной национальной политики центральной властью был предложен проект федерального закона об основах государственной национальной политики, в значительной степени противоречащий данной Концепции. Все очевиднее стала проявляться тенденция отхода государства от заявленных принципов государственной национальной политики[2]. Формирование федерации как классической формы, в которую входит этносистема во всем ее демографическом многообразии, выступает важнейшим средством достижения целей демократического федеративного развития российского общества и государства. Объяснение этого фактора кроется в его стратегическом влиянии на организацию и функционирование социальных институтов, их эффективность и безопасность, обеспечение курса реформ и демократии. Нельзя не упомянуть и о том, что на рубеже веков существенно возросло значение прав человека и прав народов, их цивилизованного и универсального наследия. А один из реальных путей к этой цели — создание новых или модернизация существующих федеративных отношений. Указанные ориентиры (как потенциальная возможность) заданы основами конституционного строя и особенностями этногенеза российского государства. Для многонациональной России одной из важнейших задач становится достижение приоритетной цели федерализма - формирование гражданского общества. Судьба федерализма неотрывна от судьбы России. Федеративность, этничность и государственность России в своем онтологическом проявлении определяют во многом условия существования миллионов людей. Основные принципы федеративного развития предполагают не только совершенствование всей общественной системы, но и отдельных ее частей, как этнотерриториальных, так и региональных. Только в гармонии интересов может сохраниться сама Федерация и сформироваться предпосылки для ее динамичного развития, процветания и укрепления внутренней сопротивляемости разрушительным сепаратистским тенденциям. Этническое многообразие - это не фактор противостояния, а фактор взаимодействия и сотрудничества во имя общего процветания. В логике федеративного развития важно учитывать опыт предыдущих поколений. Необходимо учиться на опыте сотен поколений, прошедших множество вариантов развития до нас. «Федерализм - это территориальная форма демократии», - утверждал американский федералист Т.Джеферсон.[3] В силу целого ряда хорошо известных особенностей географического положения, этнического состава населения, исторической и политической наследственности, политических и социально-экономических обстоятельств и факторов, сложившихся после распада СССР, федерализм для России стал неизбежным выбором. После достаточно продолжительного периода поиска эффективных управленческих решений Россия вступила в период относительно стабильного общественного развития. За пятнадцать лет в стране были сформированы государственные институты, образовавшие социально-экономическую, политическую и правовую системы Российского государства. Однако дальнейшее развитие государства в начале XXI века было невозможно без совершенствования форм и методов государственного управления, улучшения взаимодействия между органами публичной власти на всех уровнях. Нельзя не упомянуть и о том, что на рубеже веков существенно возросло значение прав человека и прав народов, их цивилизованного и универсального соблюдения. А один из реальных путей к этой цели - создание новых или модернизация существующих федеративных отношений.
[1] См.: Абдулатипов Р.Г. Российская государственность и национальный вопрос//Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып. II. - С. 6. [2] См.: Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика: от концепции к реализации. -М., 1997. [3] Dictionnaire International Du Federalisme, sous la direction de Denis De Rougement, edite par Francois Saint-ouen, Bruylant. Brussels, 1994.
Вся работа доступна по ссылке |
|