У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Исторический опыт функционирования федераций и практика децентрализации управления в унитарных государствах

В течение многих веков история политической мысли была сконцен­трирована на проблеме образования национального государства, которое бы­ло бы независимо от Римского Папы, порождало одну нацию и обеспечивало сильную центральную власть. На формирование национального государства в XVI -XVII вв. значительное влияние оказали три великих философа - И. Альтузиус, Ж. Боден и Т. Гоббс

Концепция суверенитета, автором которой был Боден, дала воз­можность королю Франции установить независимость от Римского Папы, с одной стороны, и утвердить абсолютную и неконтролируемую власть над своими подданными - с другой. Так появилось выражение «король милостью Божьей», то есть сам Бог наделял короля властью. Такой абсолютный суве­ренитет делал незаконным любое право на самоопределение и утверждал та­кую центральную власть, которая отвечала бы только перед Богом. Ж. Боден был создателем концепции абсолютного и неделимого суверенитета, в рам­ках которой не может быть законным никакое право меньшинства, никакое территориальное распределение полномочий или даже разделение власти.

В историографии, касающейся федерализма в истории России, важное место занимают работы, рассматривающие федерализм в исторической рет­роспективе. Этот вопрос исследуется в сочетании с исследованием государ­ственного устройства России. Большое значение имеют исторические иссле­дования, в которых ученые рассматривают существо русской идеи, нацио­нальную доктрину, патриотизм, проблемы национальной безопасности, инте­грацию и дезинтеграцию, проявления сепаратизма. Исследуется политиче­ская история от истории Российской империи до новейшей истории. В исто­рическом аспекте рассматриваются традиции, и на их базе проектируются перспективы российской государственности. В то же время в литературе не­достаточно исследуется опыт советского федерализма, который имел черты, важные для формирования современной схемы федерализма. Большое вни­мание уделяется исследованию соотношения российской истории и россий­ской реальности федерализма. Вместе с тем историография свидетельствует, что в исследовании исторического опыта федерализма, в пересмотре преж­них выводов и идеологических догм в России сделаны лишь первые шаги

В дореволюционной России национальный вопрос выражался в патер­налистской, охранительной политике империи к инородцам. Тем не менее, в России имел место процесс ассимиляции, причем зачастую искусственной. По данным Всесоюзной переписи населения СССР, учтенные национально­сти составили: 1926 - 194; 1959 - 109; 1979 - 104; 1989 - около 128 2.

Понятия «нация» и «народ» используются в различных онтологических смыслах: политико-государственном, социально-демографическом и соци­ально-этническом. В условиях демократии многие проблемы наций и нацио­нальных отношений поглощаются реализацией универсальных прав лично­сти. При этом обращается внимание на коллективные права национальных, этнических общностей. Особенно это характерно для России, где связь чело­века со своей общиной всегда была весьма значительной. Этнос складывался исторически при выполнении совместных социальных и культурных задач. Родовые корни этносов дают нам бесконечные нити исторической, наследст­венной, кровной, духовной, социальной и прочих связей.

Становление нации - исторически длительный эволюционный процесс. Общности, которые создали и сохранили культуру, язык, традиции, в той или иной степени вместили в себя, ассимилировали в своей этничности эле­менты духовной культуры других самобытных этнокультурных образований.

В отдельных изданиях последних лет наметились новые подходы в этом вопросе. В частности, нация чаще трактуется как этносоциальная общ­ность, хотя всегда было ясно, что нация это, прежде всего, социальная кате­гория, связанная с понятиями «человек» и «общность людей» [1].

Права и свободы национальных меньшинств в России включают в себя следующие принципы: сохранение и развитие этнических признаков и само­бытности; защита от геноцида; защита прав, связанных с языком, обучением и религией; право собственности на землю и природные ресурсы, владение ими и их использование; сохранение традиционной среды обитания, образа жизни, включая охоту, промысел рыбы, скотоводство, собирательство, заго­товку леса и обработку земли; охрана окружающей среды; участие в полити­ческой, экономической и социальной жизни государства; право на само­управление или автономию при решении собственных внутренних и местных вопросов; право на традиционные контакты и сотрудничество, осуществляе­мые через границы государства; соблюдение договоров и других соглаше­ний, заключенных с коренным населением.

В современных условиях под принципами национальной политики по­нимают основополагающие ценностные идеи, которые в отличие от общих деклараций могут быть проведены на всех уровнях формирования и осуще­ствления политики на основе взаимодействия и сотрудничества различных народов в составе единого государства, сочетания их интересов с государст­венными интересами, соблюдения прав и свобод конкретного человека.

В реальной жизни реализация этих принципов, по нашему мнению, предполагает: точный учет конкретно-исторических обстоятельств развития народов и в целом государства, времени и ситуации их применения; создание общепризнанных согласованных и законных механизмов и норм, с помощью которых на практике обепечивается осуществление и внедрение в жизнь этих принципов, которые в своей совокупности и могут составить суть нацио­нальной политики государства

Россия - это совокупность наций и многочисленных этносов, а россий­ская национальная самобытность заложена не в имперских традициях, а в ис­торически сложившемся межкультурном взаимодействии и в единстве мно­гонационального сообщества народов.

Высшая цель национальной политики Российского государства - это создание всем народам благоприятных и гарантированных законами условий равноправного и свободного развития в составе многонационального народа Российской Федерации. Национальная политика вырабатывается на основе тщательного научного анализа, изучения и обобщения этнополитологией ис­торической практики развития наций и национальных отношений.

Для периода общественной трансформации свойственна тенденция к борьбе конкретных этносов против ассимиляции и сохранению своей нацио­нально-культурной идентичности. Россия, пережившая в своей истории са­мые различные трансформационные периоды, наследовала опыт «гармонич­ного сожительства, сотрудничества наций, народов и культур».

Вместе с тем в стране в первом десятилетии XXI века стал ощутимым дефицит последовательной этнонациональной политики. В условиях транс­формации, развала старой системы и формирования новых элементов госу­дарственной национальной политики было необходимо методологически корректно классифицировать этнополитические концепции по своей природе и их отношению к феномену этничности. Практически через десять лет после принятия Концепции государственной национальной политики центральной властью был предложен проект федерального закона об основах государст­венной национальной политики, в значительной степени противоречащий данной Концепции. Все очевиднее стала проявляться тенденция отхода госу­дарства от заявленных принципов государственной национальной политики[2].

Формирование федерации как классической формы, в которую входит этносистема во всем ее демографическом многообразии, выступает важней­шим средством достижения целей демократического федеративного развития российского общества и государства. Объяснение этого фактора кроется в его стратегическом влиянии на организацию и функционирование социаль­ных институтов, их эффективность и безопасность, обеспечение курса ре­форм и демократии. Нельзя не упомянуть и о том, что на рубеже веков суще­ственно возросло значение прав человека и прав народов, их цивилизованно­го и универсального наследия. А один из реальных путей к этой цели — соз­дание новых или модернизация существующих федеративных отношений.

Указанные ориентиры (как потенциальная возможность) заданы основа­ми конституционного строя и особенностями этногенеза российского государ­ства. Для многонациональной России одной из важнейших задач становится достижение приоритетной цели федерализма - формирование гражданского общества. Судьба федерализма неотрывна от судьбы России. Федеративность, этничность и государственность России в своем онтологическом проявлении определяют во многом условия существования миллионов людей.

Основные принципы федеративного развития предполагают не только совершенствование всей общественной системы, но и отдельных ее частей, как этнотерриториальных, так и региональных. Только в гармонии интересов может сохраниться сама Федерация и сформироваться предпосылки для ее динамичного развития, процветания и укрепления внутренней сопротивляе­мости разрушительным сепаратистским тенденциям. Этническое многообра­зие - это не фактор противостояния, а фактор взаимодействия и сотрудниче­ства во имя общего процветания. В логике федеративного развития важно учитывать опыт предыдущих поколений. Необходимо учиться на опыте со­тен поколений, прошедших множество вариантов развития до нас.

«Федерализм - это территориальная форма демократии», - утверждал американский федералист Т.Джеферсон.[3] В силу целого ряда хорошо из­вестных особенностей географического положения, этнического состава на­селения, исторической и политической наследственности, политических и социально-экономических обстоятельств и факторов, сложившихся после распада СССР, федерализм для России стал неизбежным выбором.

После достаточно продолжительного периода поиска эффективных управленческих решений Россия вступила в период относительно стабильно­го общественного развития. За пятнадцать лет в стране были сформированы государственные институты, образовавшие социально-экономическую, поли­тическую и правовую системы Российского государства. Однако дальнейшее развитие государства в начале XXI века было невозможно без совершенст­вования форм и методов государственного управления, улучшения взаимо­действия между органами публичной власти на всех уровнях. Нельзя не упо­мянуть и о том, что на рубеже веков существенно возросло значение прав че­ловека и прав народов, их цивилизованного и универсального соблюдения. А один из реальных путей к этой цели - создание новых или модернизация су­ществующих федеративных отношений.

 


[1] См.: Абдулатипов Р.Г. Российская государственность и национальный вопрос//Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып. II. - С. 6.

[2] См.: Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика: от концепции к реализации. -М., 1997.

[3] Dictionnaire International Du Federalisme, sous la direction de Denis De Rougement, edite par Francois Saint-ouen, Bruylant. Brussels, 1994.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/206830.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.