Быстрый переход к готовым работам
|
Задачи, организация и методика экспериментального исследованияДля проверки предлагаемой нами методики обучения был осуществлен формирующий педагогический эксперимент. Опытная работа проводилась с учащимися Детской Хоровой Студией "Пионерия" и участниками хора Детской Хоровой Студии "Ровесник" (рук. Т.Н.Пронина). В ходе эксперимента предполагалось выявить влияние определенных комплексов вокально-хоровых упражнений на формирование певческих навыков учащихся в процессе хоровой работы. В связи с тем, что экспериментальная методика обучения предусматривает 2 этапа, был избран аналогичный порядок и условия проведения эксперимента: первый этап охватывает один год, второй - два года. Этапы эксперимента сопровождались констатирующими срезами. Подбор учащихся - участников эксперимента осуществлялся с учетом наиболее характерных для детских хоров (этого возраста) показателей: приблизительно одинаковой общемузыкальной подготовкой (2-3 года занятий на одном из музыкальных инструментов, знания элементарных основ музыкальной грамоты) и некоторой хоровой практики (I-З года пения в младших хорах). Обучение пению іучастников контрольной группы шло на основе действующей црактики обучения, в которой вокально-хоровым упражнениям не уделялось целенаправленного внимания. Обучение участников экспериментальной группы происходило по разработанной наш методике формирования певческих навыков с помощью вокально-хоровых упражнений. Каждый этап эксперимента был направлен на решение соответствующих задач. На первом этапе решались следующие задачи: осозна- ние певческого процесса и овладение действиями (правильными певческими навыками) по всем параметрам певческого развития. На втором этапе эксперимента решались задачи доведения этих сознательных действий до необходимой степени совершенства (свободное владение голосом под контролем вокального слуха). Обучающий (формирующий) эксперимент был проведен дважды: как пробный и как контролирующий (проверочный) В цроцессе пробного эксперимента (1976-1979) решались следующие задачи: I) определение параметров, по которым фиксировались бы результаты контрольных срезов; 2) определение критериев оценки певческого развития, которыми мы руководствовались бы при проведении эксперимента; 3) оцределение комплекса уцражнений для наиболее плодотворного развития певческих навыков учащихся: а)уточ- нить требования, которым должен отвечать предложенный комплекс; б) выработать требования к каждому упражнению; в) обосновать комплексность предложенных цримеров (выявить наиболее целесообразную их последовательность); 4) разработка путей и содержания наблюдений за формированием певческих навыков учащихся. В процессе контрольного (цроверочного) эксперимента (1977- 1980 г) цроверялась эффективность разработанной методики в других условиях (на другом составе участников). Контроль за ходом эксперимента осуществлялся с помощью констатирующих срезов - измерений уровня овладения певческими навыками учащихся: в ходе первого среза измерялся исходный уровень владения певческими навыками перед началом эксперимента; в ходе второго среза измерялся уровень владения певческими навыками по окончании первого этапа эксперимента (конец первого года обучения );в ходе третьего среза - степень сформированности навыков вто- 1В диссертации мы ограничиваемся подробным изложением хода пробного эксперимента. рого года обучения; в ходе четвертого - степень сформированное™ певческих навыков по окончании второго этапа эксперимента. Экспериментальное исследование требовало выработки методики измерений педагогических факторов и явлений, соответствующей его целям. Нами была разработана рабочая документация по проведению анкетирования и по методике измерения уровня певческих навыков учащихся. Анкета использовалась для получения от учащихся сведений о роли вокально-хоровых упражнений, применяемых в эксперименте, для их вокального развития. При составлении вопросов анкеты был использован ряд современных методов социально-педагогических исследований: выявление скрытой позиции опрашиваемых путем сопоставления ответов на разные вопросы; ранжирование исследуемых признаков. Полученные результаты подвергались обработке методами математической статистики. Истинное мнение каждого выявлялось при сопоставлении ответов на четыре вопроса анкеты. Результаты этих ответов переводились на язык шкалы значимости (удовлетворенности) с помощью специальной таблицы, подразделяющей все ответы на 3 степени значимости (удовлетворенности): I) явная значимость 2)неопределенное отношение 3) явное отсутствие значимости. Различной степени значимости придавались условные значения от "+І" до I) максимум значимости =+1(а) 2) неопределенное и безразличное отношение =0 (в) 3) явное отсутствие значимости = -4(c). После такой обработки вычислялся индекс значимости (I) по обследованной группе на основе формулы: т а (+І) + в (0) + с (-І) , где И - общее число респонден- ! - тов. Для определения степени удовлетворенности учащихся своей певческой деятельностью сопоставлялись ответы на вопросы 1,8,12. Рабочим инструментом исследований явилась методика измерения уровня сформированноети у учащихся певческих навыков. Данная методика предназначалась для первого и второго этапов эксперимента. При ее создании мы опирались на методы, предлагаемые экспериментальной педагогикой для измерения педагогических (певческих) навыков (Л.Ф.Спирин, Ф.И.Юрченко, 1973). Они предлагают определения существенных признаков оценки навыков, формулировку уровней в определенных критериях, а также формы измерений, пригодной как для получения качественных данных, так и для количественной обработки. В качестве существенных признаков оценки владения голосом учащихся были выделены следующие: а) способ звукообразования; .6) степень владения голосоведением; в) тембральные качества голоса и его сила; г) дыхание; д) дикция; е) вокальный слух; ж) музыкальность. Существенными характеристиками качественного звучания были выделены: а) высокое резонирование (высокая позиция звука); б)округ- ленность, собранность звучания; в) наличие в голосе каждого учащегося определенной доли "вибрато".
Вся работа доступна по ссылке |
|