Быстрый переход к готовым работам
|
Стратегическое управление государственным имуществом на основе программ инновационного развития и модернизации инструментария оценки его эффективностиИсследуя эффективность управлення государственным имуществом, нельзя обойти вниманием программы инновационного развития (ПИР) субъектов ГСЭ, которые являются важнейшей составляющей процесса модернизации национальной экономики. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России [105], утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, установила стратегические ориентиры развития субъектов ГСЭ, достижение которых предусматривается через разработку и реализацию ПИР. Экономическое развитие и инновационная экономика неразделимы. ПИР, содержащие стратегические цели, задачи, индикаторы, инициативы и т.д., призваны выступить инструментом стратегического планирования и управления в ГСЭ. Федеральный портал по научной п инновационной деятельности [249] определяет «инновационную программу как комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий)». В целях активизации инновационной деятельности Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям были утверждены рекомендации по разработке ПИР акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий (протокол от 03.08.2010 г. №4) [223]. 47 крупных компаний с государственным участием (ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ОАО «Ав- товаз», ГК «Росатом», ОАО «РусГидро», ГК «Ростехнологии» и др.) должны были в течение 2010-2011 гг. разработать ПИР и приступить к их реализации. К концу 2010 г. все компании подготовили концепции своих ПИР, однако, только девять из них оказались достаточно проработанными [90], и этот факт предопределил необходимость разработки методических рекомендаций по составлению данных программ. Методические рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием были утверждены Распоряжением Министерства экономического развития РФ от 31.01.2011 г. № ЗР-ОФ [135]. В последующем были разработаны методические материалы по формированию среднесрочного плана реализации программы инновационного развития. Инновационная программа предусматривает: — разработку, внедрение новых технологий; — создание новых товаров, услуг, продукции; -технологическое развитие и модернизацию субъектов ГСЭ; — новации в производственных процессах; — инновационное разви тие в стратегически важных отраслях экономики и др., включая цели, задачи и пути их достижения, а также необходимые для разработки и реализации ПИР ресурсы. ПИР холдингов с государственным участием, выступая в роли инструмента управления, позволят путем концентрации усилий решить проблемы формирования инновационной экономики в РФ. Рассматривая ПИР холдингов в аспекте проектного управления, следует четко сформулировать цели и задачи ПИР, перечень запланированных к реализации мероприятий с обоснованием их эффективности, сроков их выполнения, результатов, измеряемых количественных показателей выполнения поставленных задач - целевых индикаторов. При этом должно быть разработано методическое обеспечение оценки эффективности реализации ПИР. Программы инновационного развития субъектов ГСЭ (холдингов) формируются, как правило, на среднесрочный период (3 года) [135] с учетом приоритетов проводимой государством инновационной и научно-технической политики. К основным мероприятиям ПИР субъектов ГСЭ можно отнести: освоение новых эффективных производственных, управленческих технологий; внедрение в производство и вывод на рынок новых продуктов, товаров, (услуг); изменения в организации управления; модернизация системы управления качеством; проведение мероприятий по повышению энсрго- и ресур- соэффективыости; планирование НИР и НИОКР, определение сроков проектирования и внедрения проектов; установление взаимодействия с вузами, малыми инновационными предприятиями и научными организациями. Процесс разработки и реализации ПИР может быть представлен в виде пяти этапов [21]: 1 этап. Бенчмаркинг с основными российскими и зарубежными конкурентами (уровень технологий, производительности и т.д.). На данном этапе технологический уровень исследуемого субъекта ГСЭ сравнивается с конкурентами в России и за рубежом, определяется необходимость проведения технологического аудита, обобщается и должным образом используется информация о лучших мировых аналогах в области науки, техники и технологий. 2 этап. Формирование целей и задач ПИР. В рамках данного этапа формируется корпоративное видение в части создания новых конкурентоспособных технологий, продуктов, услуг на длительный (10 и более лет) период. 3 этап. Внедрение новых технологий, инновационных продуктов, услуг, совершенствование механизмов планирования и оптимизация управления процессами инновационной деятельности в субъекте ГСЭ. 4 этап. Создание системы управления реализацией ПИР. Этот этап предполагает распространение положений корпоративной ПИР на дочерние и зависимые общества; обоснование и выделение (из корпоративной ПИР высшего уровня, т.е. холдинга) программных мероприятий ключевых компаний, входящих в структуру субъекта ГСЭ, а также разработку и утверждение ПИР указанных компаний. 5 этап. Формирование системы мониторинга и отчетности и её внедрение. Важнейшим элементом ПИР субъектов ГСЭ являются - ключевые показатели эффективности (КПЭ)[1], которые по своей сути являются измерителями достижимости целей. По нашему мнению, в процессе мониторинга и оценки эффективнос ти реализации программ инновационного развития к КР1 должны предъявляться следующие требования: количественная измеримость (допускаются стоимостные или количественные значения KPI и т.д.); сопоставимость; соответствие стратегическим целям ГСЭ; достаточность.
[1] Ключевые показатели эффективности (от англ. Key Performance Indicator (KPI))
Вся работа доступна по ссылке |
|