Быстрый переход к готовым работам
|
Нормативно-правовое регулирование выборов и правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправленияПредставительный орган местного самоуправления формируется из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат определен как «член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения». В соответствии с п. 13 ч. 2 действующего ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[1] депутат - это «лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (данная формулировка несколько отличается от первоначальной редакции, где вместо слов «муниципального образования» были слова «местного самоуправления», что не имеет принципиального значения для нашего исследования. Возможно, указанные определения не в полной мере отражают социально-правовую природу института народного представительства в форме депутатства. В этой связи представляется необходимым уточнить понятие депутата представительного органа местного самоуправления. В литературе справедливо указывается, что «выборные лица являются не только защитниками интересов населения соответствующей территории, но и лицами, обладающими полномочиями по принятию решений, обязательных для населения. Выборные лица сочетают в себе полномочия лица, обслуживающего население, и лица, являющегося руководителем муниципального образования»[2]. Через отмеченные решения депутат осуществляет свои полномочия, предусмотренные законодательством. При этом представительство депутатом местного населения сориентировано не на противопоставлении интересов избирателей округа и интересов «всех граждан, проживающих на территории» соответствующего представительного органа, «а на поиск разумного сочетания этих интересов, выработку и принятие таких решений, которые бы исключали конфронтационное противопоставление отдельных групп населе- 2 НИЯ» . Действительно, несмотря на различие в предвыборных программах, все кандидаты, ставшие депутатами представительного органа, должны решать проблемы, касающиеся всего населения, а не только тех, кто за них голосовал, и тем более. К этому обязывает и предмет ведения представительного органа местного самоуправления, а также полномочия депутата, предусмотренные муниципальным законодательством. Представляет интерес понятие депутата, которое дается в Уставе города Ростова-на-Дону[3]: «Депутат городской Думы - полномочный представитель городского сообщества, наделенный полномочиями участвовать в осуществлении функций местного самоуправления посредством различных организационно-правовых форм деятельности городской Думы и создаваемых ею органов». Данные концептуальные положения, как представляется, должны найти отражение в понятии «депутат». Соответственно есть основания полагать депутатом представительного органа местного самоуправления лицо, избранное избирателями - жителями соответствующего избирательного округа на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в представительный орган поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, который выражает интересы населения муниципального образования в решении вопросов местного значения и наделенное в связи с этим необходимыми полномочиями Следует заметить, что законодательно не определено и понятие «муниципальные выборы», которое было введено и нормативно закреплено ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. в ст. 23. В юридической литературе при рассмотрении вариантов определения муниципальных выборов имеются в виду: выборы представительных органов местного самоуправления; выборы коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного само
управления; выборы представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; выборы коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Мы солидарны с авторами, которые считают, что термин «муниципальные выборы» в наибольшей мере соответствует последнему - наиболее широкому из изложенных вариантов[4]. Здесь необходимо сразу подчеркнуть, что в понятие муниципальных выборов включается формирование только органов местного самоуправления (прежде всего представительного органа и главы муниципального образования), то есть органов власти, наделяемых полномочиями издавать веления, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования. И соответственно не включается избрание органов территориального общественного самоуправления, а также иных лиц, в целях участия в реализации отдельных полномочий местного самоуправления - это избрание осуществляется обычно на собраниях, сходах, конференциях граждан. При этом органы территориального общественного самоуправления не наделяются властными полномочиями. Отсюда, собственно, и различие в способах формирования властных органов и органов общественного самоуправления. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления регулируются в основном нормами муниципального и избирательного права. При этом в первом случае обозначаются лишь основные вопросы и принципы и делаются ссылки на избирательное законодательство. Так, в ст.23, 35 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются: 1) цели муниципальных выборов - это избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 23); 2) субъекты назначения муниципальных выборов - это в общем случае представительные органы муниципального образования, а в случаях, установленных федеральным законом (ниже эти случаи будут рассмотрены подробнее), - избирательная комиссия муниципального образования или суд (ч. 2 ст. 23); 3) обязательность официального опубликования (обнародования) итогов муниципальных выборов (ч. 4 ст. 23). 4) минимальная численность депутатов представительных органов местного самоуправления (ч. 6-8 ст. 35). Остальные вопросы выборов депутатов представительных органов местного самоуправления регулируются нормами избирательного права федерального и регионального уровней, о которых речь пойдет ниже. В рассматриваемом законе (ч. 3 ст. 23) определяется также разграничение полномочий федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации по регулированию избирательного процесса. Так, только на федеральном уровне регламентируются лишь один блок, а именно гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся регулирование порядка назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов (федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации). Наконец, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств (под избирательной системой законодатель понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов - об этом также ниже речь пойдет подробнее), при этом за муниципальным образованием остается право выбора вида избирательной систем из закрепленных в законе субъекта федерации (здесь же заметим, что в абсолютном большинстве муниципальных образований депутаты избираются по мажоритарным одномандатным округам; редко встречаются иные системы, как, например, в Армавире, где согласно ст. 23 Устава муниципального образования город Армавир 35 депутатов Думы избираются по семи пятимандатным округам[5], или в Волгограде, где в соответствии со ст. 23 Устава этого муниципального образования половина из 48 депутатов избирается по мажоритарной системе и половина - по пропорциональной[6]). Отметим, что указанное выше разграничение полномочий было уточнено федеральным законодателем Федерального законом от 21.07.2005 N 93- ФЗ о внесении изменения и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[7]. До этого все указанные выше вопросы регулировались федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, то есть имело место совместное их регулирование Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации[8]. Таким образом, наблюдается сужение полномочий субъектов Российской Федерации, которое в еще большей степени обусловлено даже не разграничением предметов полномочий в правовом регулировании института муниципальных выборов, а тем, что совместного ведения практически нет, поскольку федеральный центр столь детальнейшим образом отрегулировал порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов, что субъектам по существу ничего более не остается. Такой подход в общем вписывается в процесс установления более жесткой властной вертикали в политической системе России.
[1] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 05.04.2013г.) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». [2] Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. М., 2005. С. 39. Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 39. [3] Устав города Ростова-на-Дону (принят решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 (в ред. от 15.12.2009 г.) // Официальный сайт г. Ростова-на-Дону. 2010. Октябрь. [4] Михеева В.И. Место понятия «муниципальные выборы» в федеральном законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 43. 47 [5] Устава города-героя Волгограда (принят постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, в ред. от 26.05. 2010 г.) // Официальный сайт г. Волгограда. 2010. Ноябрь. [6] Устав муниципального образования город Армавир (принят решением Думы муниципального образования город Армавир от 25.12.2006 г. № 263, ред. 08.11.2009 г.) // Официальный сайт муниципального образования город Армавир Краснодарского края. 2010. Январь. [7] «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 93-Ф3 // Парламентская газета. 2005. 26 июля. [8] Худобин И.И. Правовое регулирование полномочий представительных органов местного самоуправления: на примере Белгородской области. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 77.
Вся работа доступна по ссылке |
|