У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ОЛИМПИЯ АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (600—480 гг. до н. э.)

 

  1.  Древнейшая история Олимпии. Возникновение Олимпийских игр.

Следы человеческой деятельности на территории Олимпии фиксируются уже для эпохи ранней бронзы. В историческое время Олимпия — это «роща Зевса Олимпийского»,’ ОХирлт'юи Д169 aXoos (Pind. Isthm. II. 27 f.). В Олимпии находился священный участок (терєуо?) Зевса (Pind. Nem. VI. 61; Xenophan. Fr.

  1.  2 f.). В то же время Олимпия — «долина благородного Пелопса», єсгХои ПєХотто? тгтиха'і (Pind. Nem. II. 21), чей теменос находился внутри теменоса Зевса. Именно священный участок этого героя (илл. I. 1) является ядром зарождения олимпийского культа.

На месте классического Пелопиона существовал доисторический тумулус — погребальный холм, датируемый, по мнению Й. Рамбаха, раннеэлладским периодом II — около 2600/2500 г. до н. э.[1] Этот тумулус — первый из известных на сегодняшний день следов человеческой деятельности в Олимпии[2]. Не исключено то, что тумулус имел ритуальное значение. После заката культуры раннеэлладского периода II территория Олимпии не была заселена до второй половины раннеэлладского периода III, когда около 2150/2100 г. к северу и востоку от тумулуса возникло поселение из апсидальных домов. Археологические данные позволяют говорить применительно к раннеэлладскому периоду III об организованном культовом пространстве или даже «святилище» в Олимпии. Вопрос о наличии в Олимпии чисто микенских слоев и материала, сакрального или профанного характера, остается пока открытым[3].

Континуитет в сфере культа между микенской и протогеометрической эпохами не прослеживается. Между следами раннебронзового периода и зарождением греческого святилища зияет пропасть в 1000 лет[4]. Доисторический тумулус, находившийся под священным участком Пелопса, считался, без сомнения, могилой этого героя, когда здесь был учрежден его культ. Связь самых ранних вотивов и предметов, имеющих отношение к жертвоприношениям, с областью Пелопиона и доисторических построек делает вероятным предположение, что учреждение олимпийского культа в начале железного века базировалось на почитании следов древнейшей деятельности. Пиндар в X Олимпийской оде упоминает об основании Гераклом святилища Зевса «у могилы Пелопса» — сгар.аті тгар ПеХотто? (24 f.), и литературная традиция в данном случае не противоречит данным археологии. Подобная привязка вновь учреждаемого культа к сохранившимся следам древних поселений имела место и в других древнегреческих святилищах: в Дельфах, на Делосе, в аргосском Герайоне, Менелайоне, в Элевсине[5]. Г. Кириляйс допускает, что первоначально на месте древнего холма возник культ героя — Пелопса, на который только позднее наложился культ Зевса. С другой стороны, не исключено, что особая связь Пелопса и Олимпии, собственно культ героя развился только в позднюю архаику или классику, так как данные Павсания относятся к гораздо более позднему времени[6].

Пелопион, кости Пелопса, о которых говорит Павсаний (V. 13. 6), являлись изначально знаками дорийско-пелопоннесской принадлежности Олимпии, так как Пелопс — это эпонимный герой Пелопоннеса. Кроме того, это и местный герой. Таким же образом могила Аркада с его костями в Мантинее (Paus. VIII. 9. 3) является памятником-символом аркадской общности[7]. Со временем, однако, локальный культ станет частью панэллинского культа в Олимпии, и соответствующий памятник, символ локальной идентичности, органично впишется в художественный ансамбль святилища.

В Дельфах следы культа для микенского времени более значимы, чем в Олимпии. Зато темные века (1000—800 гг. до н. э.) — не обозначены в Дельфах следами культа. В Олимпию уже до 800 г. делают многочисленные посвящения локального характера. Для Дельф не характерна такая связь с конкретным регионом. Треножники в Дельфах раннего периода не столь многочисленны, как в Олимпии, хотя треножник играл в святилище Аполлона особую роль. Космополитическому характеру Дельф соответствует большое число негреческих посвящений. Это также отличает Дельфы от Олимпии[8].

На рубеже II и I тыс. до н. э. начинается собственно история известного нам олимпийского святилища. Число вотивов геометрической эпохи и мастерство их исполнения делают Олимпию основным центром, где находят предметы искусства этой эпохи, а широкий географический спектр их происхождения указывает на надрегиональное значение Олимпии уже в VIII в. до н. э.[9] Известно более 6000 ранних статуэток, посвященных в Олимпию: свыше 4000 бронзовых и более 2000 терракотовых. Олимпия выступала в роли места, где периодически конкурировали мастерские Коринфа, Спарты, Аргоса или — как свидетельствуют треножники — Афин[10].

Вотивные фигурки животных в Олимпии более многочисленны, чем в других местах[11]. Ранние вотивные мужские и                                                                                              женские фигурки

немногочисленны по сравнению со статуэтками, представлявшими животных[12]. Среди антропоморфных терракотовых статуэток доминируют возницы колесниц, вооруженные мужчины и мужские изображения без атрибутов; меньше женских статуэток в диадеме. Антропоморфные бронзовые фигурки отличаются большим разнообразием по сравнению с глиняными: встречаются изображения женщин без атрибутов, фигурки в хороводе, всадники, кентавры[13]. В Олимпии обнаружено, с учетом фрагментов, более 100 моделей колесниц из глины и бронзы[14]. Почти все глиняные фигурки                                             геометрического и

раннеархаического времени происходят из одной действовавшей здесь с X в.

 

мастерской, 80% их датируются VIII в. Бронзовые фигурки имеют разное происхождение: из Аргоса (IX в.), Спарты, Коринфа. Р1о все они, как видим, представляют пелопоннесскую традицию[15]. Если считать, что число посвящаемых в Олимпию статуэток из глины и из бронзы было приблизительно равным, а до нас дошло 10% тех и других (это очень большое число), то мы получаем примерно 80000 вотивных фигурок на период в 350 лет; это 200 и 250 посвящений в год или же в среднем 900 посвящений в один четырехлетний цикл[16].

 

[1] Rambach J. Olympia — 2500 Jahre Vorgeschichte vor der Griindung des eisenzeitlichen griechischen Heiligtums // Olympia 1875—2000... S. 182, 185.

[2] Ibid. S. 189; OlBer XII. 2003. S. 6 ff.

[3] Rambach J. Olympia — 2500 Jahre Vorgeschichte... S. 191—200.

[4] Kyrieleis H. Zu den Anfangen des Heiligtums von Olympia // Olympia 1875—2000... S. 217.

[5] Ibid. S.218.

[6] Ibid. S. 219.

[7] Jost M. Op. cit. P. 370.

[8] Maas М. Das antike Delphi: Orakel, Schatze und Monumente. Darmstadt, 1993. S. 126—128.

[9] Kyrieleis H. Zu den Anfangen des Heiligtums von Olympia... S. 214.

[10] Heilmeyer W.-D. Olympia und die Entdeckung der geometrischen Plastik // Olympia 1875— 2000... S. 86 f.

[11] Ibid. S. 88.

[12] Ibid. S. 87. Anm. 7.

[13] OlBer IX. 1994. S. 172.

[14] Himmelmann N. Friihe Weihgeschenke in Olympia // Olympia 1875—2000... S. 95.

[15] FaO. S. 30 f.

[16] Heilmeyer IV.-D. Olympia und die Entdeckung der geometrischen Plastik... S. 89.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/200522.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.