У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Проблема возможности создания искусственного интеллекта в свете философии сознания

Для того чтобы понять, возможен ли искусственный интеллект, не­обходимо предварительно выяснить, что такое интеллект естественный. Интеллект человека - есть одно из проявлений его сознания. Следователь­но, мы никак не можем в контексте нашего исследования обойти проблему природы сознания человека. (Существует точка зрения, что интеллект как

1 W

таковой не требует наличия сознания . Полагают, что интеллект заклю­чен как в сознании, так и в бессознательном. Эта точка зрения, по меньшей мере, спорна. Она исходит из предположения, что сознание и бессозна­тельное - это как бы два относительно автономна работающих механизма. Но есть основания думать, что это не так. Никакой акт сознания не воз­можен без сопряженной деятельности бессознательного. Сознание в неко­тором смысле «состоит» из бессознательного. Но в таком случае как-то от­делять сознание и бессознательное и противопоставлять их друг другу не возможно. Сознание и бессознательное - это не два различных механизма, а два разных аспекта функционирования одного и того же механизма[1]. Просто одни психические процессы допускают рефлексивный самоотчет, а другие - нет. С этой точки зрения, человеческое бессознательное невоз­можно без человеческого сознания и, следовательно, интеллект не есть что-то нейтральное по отношению к сознанию).

Изучая механизмы и принципы функционирования сознания, необ­ходимо точно сформулировать, что именно является предметом исследо­вания, каковы признаки, отличающие сознание от других психических яв­лений. Трудность здесь в том, что проблема сознания по своей сути меж­дисциплинарна, она стоит на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания. Сознание можно оценивать с позиции объективного наблюдателя, как бы со стороны, и интроспективно, изнутри. Только согласовав эти два подхода, можно считать, что найдено достаточно полное описание призна­ков сознания. Что такое сознание? Как устроено сознание? Какие процес­сы, механизмы требуются, чтобы возникло сознание и осознание себя? Что нужно для того, чтобы создать не модель сознания, а именно само созна­ние (т. е. не просто воспроизвести функцию сознания, но также гарантиро­вать существование «внутреннего» аспекта сознания, т. е. существование субъективных феноменов)?

Чтобы ответить на поставленные выше вопросы рассмотрим само понятие сознания и концепции сознания, представленные в современной философии. В качестве исходного можно использовать следующее опреде­ление: сознание - состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переэ/сиваемости внешнего мира и жизни самого индивида и в способности к отчёту об этих событиях[2]. С другой стороны, (со­гласно П. В. Симонову (1987) сознание можно определить и как опериро­вание знанием, как способность к направленной передаче информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов (слов, художествен­ных образов и т. п.). В последнем определении субъективная сторона соз­нания во внимание не принимается, т.е. сознание мыслится как некая функциональная сущность.

 

К этому определению можно добавить, что эти символы или знаки должны быть выучены или найдены самим субъектом, а не быть врожден­ными[3]. Такое дополнение дает возможность исключить из форм осознан­ного поведения относительно простые виды коммуникации, присущие, на­пример, пчелам или муравьям. Следует заметить также, что использование условных знаков, в отличие от врожденных, предполагает возможность диалоговой формы общения, когда не понятые сразу сообщения могут быть, затем разъяснены и дополнены в ходе взаимного общения. Этот объ­ективный признак сознания, который может быть обозначен как «критерий Симонова», представляется достаточно точным. Несмотря на относитель­ную простоту, он действительно охватывает практически все формы соз­нательного поведения.

Из определённого понимания сознания исходили также науки о че­ловеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано со значительными трудностями. В конце 19 века биолог Т. Гекели выразил мнение, что природа сознания не поддаётся научному исследова­нию. Многие психологи в 19-20 вв. (В. Вундт) считали, что научно иссле­довать можно только отдельные явления сознания, что его содержание во всей его полноте не может быть выражено словесно, хотя сознание субъек­тивно дано нам в переживании. Между тем философы пытались анализи­ровать его природу и сформулировали следующие концепции сознания.

  1. Концепция, отождествляющая сознание со знанием; все, что мы знаем, - это и есть сознание. Эту концепцию в той или иной степени при­нимало большинство представителей классической философии, подкреп­ляя его ссылкой на этимологию слова. Латинское название для сознания происходит от слов cum и sciare, т. е. означает совместное знание (то же самое и в русском языке). Но некоторые философы не соглашались с таким

 

пониманием. Например, Кант считал, что индивид в принципе не может иметь знания о находящемся «внутри» его сознания Трансцендентальном Субъекте, хотя последний и осознаётся в качестве глубинного носителя индивидуального опыта142. Другие философы приводили пример воспри­ятия незнакомого предмета, которое, с их точки зрения, хотя и не есть зна­ние, но, безусловно, является актом сознания. В действительности все, что осознаётся, является знанием того или иного рода. Это, в частности, отно­сится и к восприятию незнакомого предмета. Чтобы данное восприятие стало возможным, субъект уже должен располагать определёнными пер­цептивными гипотезами и даже осуществлять акт мышления - при этом процесс использования этих гипотез происходит неосознанно. Восприятие, таким образом, является знанием, вопреки мнению, распространенному в классической философии. Другое дело, что это знание может оказаться весьма поверхностным, связано лишь с выделением в предмете специфи­ческих качеств, отличающих его от остальных и предполагающим воз­можность дальнейшего изучения. Осознание субъектом своих эмоций, же­ланий, волевых импульсов также является знанием. Конечно, сами эмоции, желания, волевые импульсы нельзя сводить к знанию, хотя они и предпо­лагают последнее, но, с другой стороны, их осознание есть не что иное, как знание об их наличии.

 

[1] См., например: Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов, 1998.

[2] Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Том 4, М., 2001. С. 589.

[3] А. М. Иваницкий. Сознание: Критерии и возможные механизмы. //Мозг и разум. М., 1994. С 113-120.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/354241.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.