Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретико-методологическое обоснование категории качества образованияДля понимания методологии управления качеством профессиональной подготовки будущего учителя, необходимо обратиться к теоретико-методологическому обоснованию категории качества в системе образования. Качество - это фундаментальная категория, которая впервые была проанализирована Аристотелем в IV веке до н. э. В «Метафизике» он дает такое определение качеству: «...качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное, потому, что это животное двуногое, а конь - четвероногое; и круг - некоторая качественно определенная фигура, ибо это - фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие» [381]. В данном определении Аристотель обращает внимание на отличительные признаки предметов и на вариативность способов воздействия на свойств (качества) с целью их изменения. В своей работе «Категории» он дополняет определение качества следующим образом: «... один предмет не является сходным с другим, поскольку он дается качественно определенным: поэтому отличительным признаком качества можно считать то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему» [381]. Из приведённых определений следует вывод о количественной характеристике качества и его мере, соответственно, и о возможном управлении им с целью изменения качества. 23
В работах представителей различных философских школ: немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фейербах), механической философии (Декарт, Локк, Гоббс) обнаруживается глубокое понимание сущности категории качества. Например, в определении Гегеля понятие качества тесно связывается с такими понятиями, как мера и количество. Философ смог показать диалектическую природу качества и возможность изменения степени выраженности качества на основе закона перехода количества в качество. В русской культуре качество, прежде всего, соотнесено с духовно-нравственными ценностями, социальной средой, человеком, производством. На такой основе возможно формирование целостного образа качества, которое охватывает духовность, ментальность, социальность, производство, управление в едином контексте и интегрируется в качестве жизни человека. Адекватное понимание качества вносит осмысленность в жизнь каждого человека, побуждает его к преобразованию и творчеству. Вся его деятельность приобретает смысл и свойства (качества) мощной созидающей силы. Но, осмысленность действиям человека придает целеполагание, т.е. в результате целенаправленной деятельности происходит познание нового качества. В словарях русского языка качество трактуется как свойство или принадлежность, все, что отражает сущность лица или вещи, или как наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других [346]. В философском энциклопедическом словаре, синтезируя исторически сложившиеся подходы к определению сущности философского понимания качества, качество определяется как определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов [381]. В малом энциклопедическом словаре под качеством понимают 24
совокупность всех средств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи [226]. В марксистской философии получило развитие системное рассмотрение понятия качества. Ф. Энгельс по новому рассмотрел природу качества: «... существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, и при том бесконечно многими качествами» [410]. На протяжение истории понятие категории качества формировалось под воздействием производственных сил. Общественное производство предъявляло объективные требования к качеству выпускаемой продукции. В период развития промышленного производства проверка качества заключалась в определении точность размеров и прочность ткани [199]. Повышение сложности производственных изделий стало причиной увеличения количества оцениваемых свойств, что привело к комплексной проверке качества изделия. В условиях массового производства качество стало трактоваться не с позиций отдельного продукта, а с позиций стандарта качества всех производимых изделий. Качество в понимании производителя и качество в понимании потребителя - понятия взаимосвязанные. Производителю необходимо проявлять заботу о качестве в течение всего периода от производства до потребления продукта/услуги. В условиях командно-административной и рыночной экономик выявляются основные различия в понимании качества. В командно-административной экономике качество определяется с позиции не потребителя, а с позиции производителя. В условиях рыночной экономики качество трактуется, в первую очередь, с позиции потребителя. Качество продукта проявляется в процессе потребления. Именно в рыночной экономике качество продукта понимается с позиции его соответствия требованиям потребителя. 25
На международном уровне требования к качеству определены стандартами ИСО серии 9000, первая редакция, которых была сформулирована в конце 80-х годов XX века и ознаменовала выход международной стандартизации на новый уровень. Все производственные процессы были подчинены стандартам. В начале 90-х годов XX века стандарты «вошли» в сферу образования и установили четкие требования к обеспечению качества. Международная организация по стандартизации (стандарт ИСО-9001:2000) определяет качество как степень, с которой совокупность характеристик (отличительных свойств) выполняет установленные требования (потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным) [423, с. 8].
Вся работа доступна по ссылке |
|