Быстрый переход к готовым работам
|
Местное самоуправление: понятие, основные принципы и проблемы реформированияИнститут местного самоуправления (МСУ) в России начал складываться в первой половине 1990-х гг. Однако специально он не планировался ни политиками, ни теоретиками . Потребность в «идее и институте МСУ» появилась в результате распада СССР. Местное самоуправление в РФ родилось как результат действий различных «центров силы», каждый из которых увидел в нем «нишу» для реализации своих политических и экономических интересов. Их позиции можно представить следующим образом: По мнению президента России Б:Н. Ельцина, местное самоуправление - это способ минимизировать вред, нанесенный лозунгами М.Горбачева о самоопределении. С точки зрения «демократов», самоуправление - это «ниша», где КПСС не имела организационных структур и заведомо проигрывала в идеологии. Представители городов, а также центры субъектов Федерации считали, что с помощью самоуправления можно решить экономические проблемы, получить возможность политического влияния на центральную власть. «Либералы-рыночники» рассматривали самоуправление как способ передать всю собственность в частные руки, используя для этого городские советы. Точкой отсчета в создании системы местного самоуправления стал Указ Президента России Б.Н. Ельцина от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». В декабре 1993 года в Конституции РФ было записано, что народ осуществляет свою власть 3 Вобленко СВ. Как рождалась идея местного самоуправления в РФ и в чем причины нынешнего положения дел с местным самоуправлением // Местное самоуправление в современной России. М:, 2007. С. 17. 13
непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления . Таким образом, в России конституционно были закреплены три уровня публичной власти: федеральный, региональный и муниципальный. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1995 года № 1281 была принята «Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления», в которой была поставлена цель - обеспечить становление и развитие, местного самоуправления населения Российской Федерации. В качестве задач в ней определены: 1. Разработка основ деятельности местного самоуправления, создающих 2. Формирование условий для развития системы местного самоуправления. 3. Обеспечение постепенного перехода от централизованного 4. Предоставление правовых, финансовых, ресурсных гарантий прав Субъекты Федерации приняли свои законодательные акты в сфере местного самоуправления. Был образован Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ. Стали действовать Союзы так называемых местных властей РФ: Союз российских городов, Союз-малых городов России, а также другие общественные организации, деятельность которых была направлена на создание и развитие структур местного самоуправления. Реформа местного самоуправления в 1990-х гг. имела лишь частичный успех5. Ее итогом стало неустойчивое равновесие, которое не устраивало 4 Конституция РФ 1993. М., 1995 5 Гельман В., Рыженков С, Белокуроа1 Е.Борисова Н. Автономия или и
никого из заинтересованных акторов. Подобная ситуация не способствовала ни эффективной работе муниципалитетов, ни доверию граждан к органам самоуправления, ни успешному решению местных проблем. Именно поэтому необходимость дальнейших преобразований, в сфере местного самоуправления признавалась в начале 2000-х гг. всеми специалистами . Как писал А.Швецов, «ясно, что в этой сфере грядут серьезные перемены. Неясно только, будут ли они к лучшему» . В результате был принят новый Федеральный закон о местном самоуправлении. (ФЗ - № 131 от 06.10.2003). Его приоритетом стала бюрократическая-рационализация. Основные идеи закона: определение зон ответственности муниципалитетов, приведение в соответствие круга полномочий' местного самоуправления и его финансовых возможностей, унификация регулирования местного самоуправления в муниципалитетах различного типа и реорганизация структуры самих муниципалитетов. В истории, теории и практике местного самоуправления сложились несколько основных моделей местного самоуправления: общественная, государственная и смешанная модели. Принципиальное отличие между ними - различная трактовка взаимоотношений местного самоуправления с органами государственной власти. За рубежом они соответственно называются англосаксонской, континентальной (французской) и иберийской (испанской) моделями. В Великобритании - на родине классических муниципальных форм -сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Одна из характерных черт этой системы — отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные 2002. С.45-. 6 Гельман В.Я. Реформы местного самоуправления и «вертикаль. власти» // 7 Швецов А. Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиций 15
выборные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, которые осуществляют власть, возложенную на них парламентом. В XIX веке в Великобритании утвердился принцип, согласно которому муниципальные органы могут лишь то, что им прямо разрешил закон. Это предопределило роль британского парламента в формировании муниципального права. Правовая база муниципального управления была установлена частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти. С 1689 по 1832 г. парламентом было принято более 200 таких актов, создавших основу для принятия в 1834 г. закона о попечительстве бедных, который считается актом, положившим начало современной системе местного управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы, которая постоянно работает с оплачиваемым аппаратом и стала основной деятельностью всех местных властей. Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвидацией нищеты. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях был в основном установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Данный акт предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т.д. Этим и последующими актами была создана современная система британских муниципальных органов8. Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде европейских государств возникла муниципальная система, которая в основе своей имеет континентальную (французскую) модель местного управления. Особые принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII — начале XIX в., существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Англии. Баранчиков В.Л. Правовое регулирование организации и деятельности муниципальных органов в Великобритании // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 10-24. 16
Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявлялось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест. То есть континентальная модель больше напоминает иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяют местное (коммунальное) самоуправление Германии (смешанная модель).
Вся работа доступна по ссылке |
|