У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Процессуальное положение подсудимого по позитивному праву Российской Федерации

В общетеоретическом смысле «право» - это набор норм, правил поведения, которые приняты в социуме и обязательны для всех. Их соблюдение гарантируется государственным аппаратом. То, что нормы и правила обязательны для всех, подразумевает, что они выполняются как отдельными людьми, так и их сообществами. Понятие права - очень важное, и при этом достаточно сложное общественное явление. Его сложность заключается в многозначности. Юристы уже более двух тысяч лет пытаются сформулировать это понятие, но до сих пор оно остается дискуссионным. Обозначению общего определения права являлось латинское слово jus, которое относят к индоарийской эпохе. Филологическое значение этого слова не предусматривает какое-либо отношение к понятиям справедливости, подобно тому, как в русском языке слово «право» подразумевает понятие «правоты», «правды». Право может иметь субъективное происхождение, но не субъективное содержание. В первоначальных представлениях о праве отсутствовал признак морального долженствования, право воспринималось как надындивидуальная данность - и это воплотилось во всей системе категорий, связываемых с общим понятием права.

Одним из элементов права является субъективное право. В Большом юридическом словаре дается следующее его толкование - это обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная

 

на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов[1]. Субъективное право защищается законом путем предъявления в суде или ином уполномоченном органе притязания к его нарушителю.

Субъективное право - закрепленная за уполномоченным лицом и обеспеченная возложением обязанностей на третьих лиц мера возможного поведения, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица в конкретном правоотношении. Субъективное право является одной из важнейших категорий юриспруденции. Изначально субъективные права и юридические обязанности появляются единично, то есть между двумя субъектами права: постепенно эти отношения складываются между другими индивидами и возникает массовая потребность в правовом регулировании, которое выражается в формальном определении норм права. Объективная норма права указывает, какую меру поведения .имеют определенные субъекты, то есть, кто имеет определенные субъективные права и обязанности, которые уже на основе объективного права приобретаются субъектами и реализуются на основе принципа законности. Не следует путать субъективное право с так называемым объективным правом (или правом вообще), представляющим собой сложную систему особых социальных норм. Субъективное право всегда связано с конкретным единичным правоотношением.

В современной юридической практике, с одной стороны, правом называют определенные притязания людей: «право на жизнь», «право выбора» и т.п. Это естественные права человека, обусловленные самой природой. С другой стороны, под правом подразумевают систему юридических норм, созданную независимо от желания отдельных людей. Но есть и третья сторона: понимания права как законодательно признанной возможности. Так, конституционные права на имущество, охрану здоровья, труд, отдых обусловлены государственным устройством.

Мы часто встречаем словосочетание как «права, свободы и законные интересы». Что же такое «свободы»? Принято считать, что зарождение первых признаков свободы происходило в Римской республике и древнегреческих городах-государствах. Но свобода в них диктовалась военной политикой, что могло означать отрицание свободы других государств в интересах обеспечения свободы собственного. Данное определение заключало свободу от деспотической власти в таком виде, когда хозяин повелевал своим рабом. Сравнение с этим определением важно для понимания древних представлений о свободе, согласно которым она, в первую очередь, являлась отражением статуса человека. Свободный человек являлся таковым, исходя из своего статуса, но в отношении раба этого нельзя было сказать. Быть свободным гражданином предполагало наличие права владеть рабами, а также иными возможностями. Состояние свободы лица означало возможность - и даже обязанность принимать участие в политической жизни государства. Выраженный политический принцип понятия свободы в античном мире прямо противоположен современной концепции, которая определяет свободу личности от политического контроля и вмешательства. Декларация прав человека и гражданина закрепляет, что свобода человека является возможностью «делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»[2].

В различных культурах к свободе относятся по-разному. Так, либерализм в современной западноевропейской культуре ставит понятие свободы превыше всего. Однако во многих восточных культурах сформировалось рациональное и сугубо практическое отношение к этому явлению, или даже данный феномен полностью игнорируется, считается, что свободы как самостоятельной ценности не существует. Нередко свобода оценивается как некое опасное явление.

В этике свобода трактуется с присутствием свободной воли человека, налагающей на него определенную ответственность и учитывающей в заслугу его совершенные поступки. Совершенное действие считается нравственным только в том случае, если оно совершается свободной волей, считается свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.

В Конституции РФ провозглашается свобода в отношении экономической деятельности, мысли, слова, совести, вероисповедания, массовой информации, творчества и преподавания, а также деятельности общественных объединений. Нетрудно заметить, что слово «свобода» связано с положительными коннотациями, т.е. используется для указания позитивной установки людей по отношению к чему-либо.

В праве свобода взаимосвязана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, подразумевающей его свободное волеизъявление, но и с мерой определенной ответственности в зависимости от вменяемости или невменяемости личности в момент совершения действия, выработка которой вызвана требованием справедливого воздаяния.

Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, но последнее включает наличие более или менее определенного юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не обладает четким механизмом реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий[3].

Интерес в объективном праве служит выполнению нескольких функций:

  1. выступает в качестве мотива волевого поведения человека, подкрепленного наличием юридического факта;
  2.  выступает в качестве повода для предъявления иска, основанием для отвода;
  3.  предоставляет возможность для вступления в процесс.

Законный интерес как предмет изучения стал рассматриваться гораздо раньше, чем как предмет судебной защиты. Г. Ф. Шершеневич является одним из первых отечественных юристов, отмечавших на возможность защиты интересов, не отраженных в качестве субъективного права. Он пришел к выводу, что члены одного общества, отстаивая всеми разрешенными законом средствами свои права, относятся враждебно к нарушителям правового порядка, «считают нужным давать отпор против малейшего нарушения их законных интересов, соответственно и сами стараются не выходить из пределов своего права»[4].

Как уже отмечалось в первой главе нашей работы, законный интерес является отраженным в объективном праве либо вытекающим из его общего смысла и в определенной степени гарантированным государством простым юридическим дозволением, выражающимся в стремлениях субъекта использовать конкретные социальные блага, а также в определенных случаях обращаться за защитой к уполномоченным органам для удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.

 

[1] Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. Изд. 2-е. М., 2004. С.595.

[2]Декларация прав человека и гражданина. Франция, 1789. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/History/Article/dekl pravfr.php.

[3] Бауман 3. Свобода / пер. с англ. Г. Дашевского ; предисл. Ю. Левады. М., 2006. С. 15.

Цит. по: Малько А. В. Субъективное право и законный интерес // Изв. вузов. Сер. Правоведение. 1998. № 4. С. 60.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87898.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.