У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность, особенности и воспитательные возможности дидактических игр

Изучение воспитательных возможностей игры на протяжении долгих лет существования наук о человеке (философии, социологии, этнографии, психологии, педагогики) представляло интерес для многих ученых. Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований К.Грооса, Дж.Дьюи, З.Фрейда, Ст.Холла, В.Штерна, Л.С.Выготского, ЖЛиаже, А.Н. Леонтьева, Д,Б.Эльконина, Т.А.Репиной? А.П.Усовой, А.А.Рояк и мн. др. В понимании природы и содержания детской игры, в значительной мере определяющих педагогические условия организации и руководства ею, существует ряд противоположных позиций.

В соответствии с одной из них игра рассматривается как инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (З.Фрейд, В.Штерн, А.Фрейд и др.). Согласно этой концепции в ней происходит своеобразное «бегство» ребенка от реальности в мир фантазий и воображения; она является защитной формой поведения личности в процессе реализации ее базовых мотивов и потребностей, ограниченных социальными нормами, правилами и запретами.

В большинстве биологизаторских концепций (Г.Спенсер, К.Гроос, Т.Рибо и др.) игра рассматривается как результат накопления в детском организме избыточной энергии, которая требует своего выхода и находит выражение в разных видах игр. Поскольку в ее основе лежит врожденная способность к приспособлению и подражанию, она реализуется и развивается по мере роста детского организма.

Согласно большинству отечественных концепций игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму

15

 

социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С.Выготский, Е.А-Аркин, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев). По мнению Д.Б.Эльконина она содержит «идеальную форму» взрослости; игра не разъединяет, а напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.

Признание игры особой формой жизни ребенка акіуализировало проблему ее комплексного изучения, первые попытки которого были предприняты институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР. На октябрьском (1963) симпозиуме по психологии и педагогике игры были представлены не утратившие своей значимости до настоящего времени доклады, отражающие методологические, теоретические, методические аспекты исследования игры в педагогическом процессе с целью личностного развития детей дошкольного возраста. Отмечая необходимость детального, комплексного изучения игры, А.В .Запорожец обозначил ряд проблем, разрешение которых по его мнению может продвинуть отечественную науку в понимании ее особого воспитательного потенциала: соотношение степени самостоятельности, творчества ребенка в игре и необходимости руководства ею со стороны взрослых; возможность решения воспитательных задач в обучающих играх; специфика игровой деятельности, ее отличие от обучения и труда; развивающий эффект разных структурных элементов игры и др. А,В,Запорожец считал, что выполнение такого исследования требует объединения усилий психологов, педагогов, физиологов, этнографов, специалистов в области генетической логики, кибернетики, теории информатику поскольку игра исторична по своей сути и содержанию, имеет половозростную и этническую специфику, она способствует интеллектуальному, физическому, социальному, художественно-эстетическому развитию ребенка (54, 55).

Изучение детской игры претерпевало на протяжении истории педагогически существенные изменения и  по целям, и по объекту и по

76

 

предмету исследования: менялись методологические основы, принципы руководства игровой деятельностью, разрабатывались варианты классификации детских игр. Но к чести отечественной дошкольной педагогики в основе большинства исследований прослеживалась классическая мысль А.Н.Леонтьева о том, что по отношению к игре, как и вообще по отношению к любой деятельности задача заключается не вг том, чтобы объяснить эту деятельность, исходя из уже сложившихся психологических особенностей ребенка, но, наоборот, в том, чтобы из возникновения и развития самой этой деятельности объяснить те психические образования, которые формируются у ребенка в процессе каждой данной деятельности (106),

Анализируя методологические аспекты педагогического исследования игры, Г.ШЦедровицшй актуализировал ряд проблем, часть из которых до сих пор оказываются либо находящимися в стадии разработки, либо все еще неразрешены.

К одной из таких проблем относятся терминологическая неопределенность и смысловая вариативность обозначенного феномена» Игра рассматривается и как особое отношение ребенка к окружающему его миру, и как особая деятельность ребенка, которая изменяется и развивается как его субъективная деятельность, и как специально созданный, заданный, ненавязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру), и как деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики, и как социально-педагогическая форма организации жизни детского общества, как метод и средство решения воспитательных задач (199).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/304434.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.