Организация опытно-поисковой работы и результаты начальной диагностики
Целью опытно-поисковой работы являлось практическое подтверждение возможностей использования дидактических настольно-печатных игр в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели опытно-поисковой работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить имеющиеся уровни тендерной воспитанности детей контрольных и экспериментальных групп на начальном и итоговом этапе опытно-поисковой работы, проанализировать и обобщить полученные результаты.
Разработать серию настольно-печатных игр и спроектировать их использование в педагогическом процессе; осуществить их практическое внедрение.
Определить эффективность проведенной работы.
Решение поставленных задач осуществлялось на базе дошкольных образовательных учревдений г. Перми и Пермской области. В опытно-поисковой работе было задействовано 55 детей двух экспериментальных и 57 детей двух контрольных групп (детские сады №69, 411 г. Перми, детский сад №3 с. Карагай, детский сад №7 Частинского района Пермской области). Работа в них проводилась по программе социального развития и воспитания ДВ.Коломийченко (раздел «Человек среди людей») в соответствии с блочно-тематическими планами (75, 76). В экспериментальных группах в отличие от групп контрольных проводилась целенаправленная организация настольно-печатных игр в соответствии с основными темами раздела.
97
Анализ психолого-педагогических исследований, представленный в
теоретической части работы, позволил нам рассмотреть тендерную
воспитанность как результат полового воспитания, как сложное личностное
образование, включающее знания основ гендерной культуры (когнитивный
компонент), потребность в реализации себя как представителя определенного
пола (эмоционально-чувственный компонент), способы поведения и
взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной
половой принадлежностью и принятыми в социуме нормами гендерной
культуры (поведенческий компонент). В разработке основных параметров
гендерной воспитанности (показателей, критериев? уровней) мы исходили из
того, что она является одной из сфер личностного развития и представлена
совокупностью когнитивного, эмоционально-чувственного и поведенческого
компонентов. Когнитивный компонент отражает качественно различные
(соответствующие программе) знания доступных элементов гендерной
культуры (первоначальные, дифференцированные, обобщенные
представления); эмоционально-чувственный - интерес к общению с людьми своего и противоположного пола, потребность в установлении толерантных отношений; поведенческий - конкретные способы взаимодействия с другими людьми, адекватные общепринятым нормам гендерной культуры, умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности,
В процессе опытно-поисковой работы нами были определены основные показатели гендерной воспитанности детей всех возрастных групп (см. Приложение №1). В диссертации мы приводим лишь те, которые связаны с контингентом нашего исследования - детьми 6-7 лет. Показатели полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста (б-7лет) Раздел «Я - мальчик, Я - девочка»
Ребенок владеет первоначальными (дифференцированными, обобщенньши) представлениями о своей половой принадлежности, устанавливает взаимосвязи между своей половой ролью и различными
98
проявлениями маскулинности и феминииности (одежда прическа, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства);
испытывает чувство удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности, обосновывает ее преимущества (недостатки);
выполняет правила поведения, соответствующие половой роли в быту, в общественных местах, в общении;
проявляет чувство симпатии (неприязни) к детям своего и противоположного пола, владеет способами оказания знаков внимания;
умеет ценить красоту детей разного пола по ряду признаков (внешний вид, поступки, поведение);
владеет различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола (стирка, уборка, сервировка стола, украшение помещения, шитье, вязание; ремонт мелкой мебели, игрушек, перестановка оборудования, отжимание и развешивание тяжелого белья, несложные столярные работы);
- определяет перспективы взросления в соответствии с половой ролью. Раздел «Мужчины и женщины»
Ребенок имеет представления о половой принадлежности мужчин и женщин по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции);
дифференцирует функциональные особенности мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения);
осознает относительность маскулинных и фемининных проявлений;
ориентируется на типичные для психосексуальной культуры особенности поведения мужчин и женщин в оценке собственных поступков;
проявляет стремление быть похожим на известных в науке, культуре, искусстве мужчин и женщин;
соотносит достижения мужчин и женщин с проявлением их фемининных и маскулинных качеств;
99
осознает нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу; необходимость и целесообразность партнерских, доброжелательных, толерантных отношении между мужчинами и женщинами;
применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности;
замечает и проявляет восхищение фемининными и маскулинными качествами в общении между взрослыми людьми разного пола.