Быстрый переход к готовым работам
|
Система национальной безопасности: структура и функцииДля формирования четкого представления о том, что такое система национальной безопасности, каковы ее структура и функции, необходимо исследовать такие категории, как: безопасность, национальная безопасность, жизненно важные интересы, национальные интересы, стратегические национальные приоритеты, опасности, угрозы национальной безопасности. Кратко рассмотрим их. Согласно этимологии этого слова, «безопасность» означает «отсутствие опасности», то есть отсутствие каких-либо угроз. Из этого, в свою очередь, следует, что под опасностью в широком смысле можно понимать возможность причинения ущерба чему (кому) -либо от чего (кого) -нибудь. В большинстве случаев человек проецирует все опасности на себя постольку, поскольку именно он является основным объектом и субъектом безопасности, хотя бы потому, что наделен способностью мыслить. Отсюда в системе человеческих потребностей безопасность занимает второе по значимости место, уступая лишь физиологическим потребностям. Более обобщенно безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, природных и техногенных систем от внутренних и внешних угроз, их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, обеспечение таких внешних и внутренних условий их существования, которые гарантируют им возможность прогрессивного развития. Еще недавно было достаточно общепризнанным в российской политологической литературе, что национальная безопасность характеризует состояние политических институтов общества, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности, общества, государства во взаимодействии с природой[1]. Однако анализ новых реалий действительности приводит к выводу о недостаточности сложившегося подхода к трактовке национальной безопасности. Рассмотрим, в первую очередь, как трактуются обозначенные проблемы в политико-правовых документах. Начнем с того, что в национальной безопасности выделяются несколько уровней безопасности: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства, экологическая безопасность и пр. Их значимость определяется характером сложившейся системы общественных отношений, политическим устройством общества, спектром внутренних и внешних угроз. Это подтверждено и в недавно принятым в Законе Российской Федерации «О безопасности»[2], который определяет безопасность (национальную безопасность) как комплексный и масштабный феномен, состоящий из безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности[3], безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст.1). В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Стратегия НБ РФ-2020)[4] национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п.6). При этом безопасность государства определяется как состояние государства, его институтов, которое позволяет защитить их от внутренних и внешних угроз и обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность, обороноспособность страны. Безопасность общества (общественная безопасность) предполагает наличие институтов гражданского общества, соответствующих норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих сохранить, приумножить материальные, духовные ценности социума, наиболее полно реализовать конституционные права, свободы различных социальных групп, граждан и оптимально нейтрализовать явления, ведущие к расколу общества (в том числе диктаторские, иные противоречащие принципам демократии действия со стороны государства, его органов и должностных лиц). Общественная безопасность может быть охарактеризована такими параметрами, как: социальная справедливость; режим правозаконности; социально- экономическое благополучие граждан; демократический плюрализм; национальная определенность и т.п. При этом государственная безопасность выступает средством, а должный уровень общественной безопасности - целью данного вида национальной безопасности. Безопасность личности состоит в обеспечении конституционных прав, свобод, законных интересов, достойных качества и уровня жизни граждан, и предполагает формирование комплекса правовых и нравственных норм, институтов гражданского общества, позволяющих личности развивать и реализовывать значимые для нее способности, удовлетворять соответствующие потребности и интересы, не испытывая при этом противодействия со стороны государства и гражданского общества. Иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации: - политическая безопасность[5], - военная безопасность, - информационная безопасность, - экономическая безопасность[6], - продовольственная безопасность[7], - медико-биологическая безопасность[8], - энергетическая безопасность[9] и др.
Так, в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации[10], военная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять (подп. «а» п.6). Информационная безопасность - состояние, обеспечивающее безопасность функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создание и совершенствование единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности. Важно отметить, что система национальной безопасности направлена на обеспечение жизненно важных (фундаментальных) интересов, удовлетворение которых обеспечивает нормальное существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства. Национальные интересы отражают общие жизненно важные интересы личности, общества и государства, сформулированные правящей элитой как объективная форма потребностей государственно-организованного социума на основе ее ценностных предпочтений и с учетом складывающейся обстановки[11]. Можно сказать иначе: это - совокупность внутренних и внешних суверенных потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, и реализуемых посредством стратегических национальных приоритетов. Последние отражают важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан, осуществляются устойчивое социальноэкономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, как они определены в выше названных документах, заключаются в развитии демократии, институтов гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращении России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Приоритеты национальной безопасности, в свою очередь, прямо и опосредованно связаны с приоритетами устойчивого развития: повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
[1] Хмелевский С.В. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, элементы его структуры: нормативно-правовой аспект //Армия и общество. - 1999. - №3. - С.94. [2] Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта. Этот законодательный акт заменил Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности», переживший несколько редакций. [3] Экологическая безопасность - состояние, при котором путем надлежащего исполнения субъектами соответствующих отношений правовых, экономических, природоохранительных, инженерно- технических, градостроительных, санитарных, иных норм, правил, а также регулярного проведения предусмотренных ими мероприятий достигается предотвращение экологических катастроф, других негативных явлений, опасных для жизни, здоровья людей, разрушительных для народного хозяйства и окружающей природной среды. [4] Утверждена Указом Президента России от 12 мая 2009 г. №537 //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта. 18 [5] Политическая безопасность - безопасность политической системы общества и политической жизни в обществе, которая предполагает, в частности, гарантии избирательных, иных политических прав и свобод граждан, целостность, независимость государства, его защищенность от политического беззакония и экстремизма внутри страны, от политического давления и агрессивных устремлений извне. Например, выборы как основа конституирования легитимной, сильной и ответственной перед народом публичной власти являются объектом политической безопасности. Они служат индикатором доверия населения страны к публичной власти. В то же время, в силу их особой политической значимости, выборы являются и объектом подрывной деятельности со стороны организованных преступных групп, террористических, экстремистских организаций, недружественных по отношению к «наблюдаемой» стране международных неправительственных организаций и иностранных государств. [6] Экономическая безопасность - это живучесть, устойчивость национальной экономики, ее защищенность от внешних и внутренних угроз - мировых финансово-экономических кризисов, природных, техногенных катастроф и пр., ее способность обеспечить достойные качество и уровень жизни граждан, обороноспособность государства. Экономическая безопасность понимается и как безопасность хозяйственной деятельности личности, общества, государства, ее защищенность от криминальных, противоправных, подрывных действий отдельных граждан и организаций («рейдерских захватов» и пр.), других государств. Она сопряжена с равной защитой разных форм собственности, свободой предпринимательства, обеспечением экономических прав граждан, единого экономического пространства, свободой конкуренции, режима не дискриминации на территории страны и пр. // Экономическая и национальная безопасность /Под ред. Е.А.Олейникова. - М., 2005 - С.7. [7] В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, продовольственная безопасность - одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения (п.2) /Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта. [8] Медико-биологическая безопасность связана с охраной здоровья населения, с прогнозированием, предупреждением и преодолением инфекционных и других заболеваний, эпидемий, эпизоотий, с обеспечением надежного контроля над состоянием продуктов питания, воды, воздуха и выработкой соответствующих рекомендаций и мер. [9] Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение потребительного спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегиче- 20 ских запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения. [10] Военная доктрина Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. №146 (действующая редакция)» //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта. [11] Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. - М., 2009. - С. 17.
Вся работа доступна по ссылке |
|