У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Система национальной безопасности: структура и функции

Для формирования четкого представления о том, что такое система нацио­нальной безопасности, каковы ее структура и функции, необходимо исследовать такие категории, как: безопасность, национальная безопасность, жизненно важ­ные интересы, национальные интересы, стратегические национальные приори­теты, опасности, угрозы национальной безопасности. Кратко рассмотрим их.

Согласно этимологии этого слова, «безопасность» означает «отсутствие опасности», то есть отсутствие каких-либо угроз. Из этого, в свою очередь, сле­дует, что под опасностью в широком смысле можно понимать возможность причинения ущерба чему (кому) -либо от чего (кого) -нибудь. В большинстве случаев человек проецирует все опасности на себя постольку, поскольку именно он является основным объектом и субъектом безопасности, хотя бы потому, что наделен способностью мыслить. Отсюда в системе человеческих потребностей безопасность занимает второе по значимости место, уступая лишь физиологиче­ским потребностям.

Более обобщенно безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, природных и техногенных систем от внутренних и внешних угроз, их устойчивость к воздействию небла­гоприятных факторов, обеспечение таких внешних и внутренних условий их существования, которые гарантируют им возможность прогрессивного разви­тия.

Еще недавно было достаточно общепризнанным в российской политологиче­ской литературе, что национальная безопасность характеризует состояние поли­тических институтов общества, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности, обще­ства, государства во взаимодействии с природой[1]. Однако анализ новых реалий действительности приводит к выводу о недостаточности сложившегося подхода к трактовке национальной безопасности.

Рассмотрим, в первую очередь, как трактуются обозначенные проблемы в политико-правовых документах. Начнем с того, что в национальной безопасно­сти выделяются несколько уровней безопасности: безопасность личности, безо­пасность общества, безопасность государства, экологическая безопасность и пр. Их значимость определяется характером сложившейся системы общественных отношений, политическим устройством общества, спектром внутренних и внешних угроз.

Это подтверждено и в недавно принятым в Законе Российской Федерации «О безопасности»[2], который определяет безопасность (национальную безопас­ность) как комплексный и масштабный феномен, состоящий из безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности[3], безо­пасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации (ст.1).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го­да (Стратегия НБ РФ-2020)[4] национальная безопасность определяется как со­стояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопас­ность государства (п.6).

При этом безопасность государства определяется как состояние государства, его институтов, которое позволяет защитить их от внутренних и внешних угроз и обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность, обороноспособ­ность страны.

Безопасность общества (общественная безопасность) предполагает наличие институтов гражданского общества, соответствующих норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих сохранить, приумножить материальные, духовные ценности социума, наиболее полно реализовать конституционные права, свободы различных социальных групп, граждан и оптимально нейтрали­зовать явления, ведущие к расколу общества (в том числе диктаторские, иные противоречащие принципам демократии действия со стороны государства, его органов и должностных лиц).

Общественная безопасность может быть охарактеризована такими парамет­рами, как: социальная справедливость; режим правозаконности; социально- экономическое благополучие граждан; демократический плюрализм; нацио­нальная определенность и т.п. При этом государственная безопасность выступа­ет средством, а должный уровень общественной безопасности - целью данного вида национальной безопасности.

Безопасность личности состоит в обеспечении конституционных прав, сво­бод, законных интересов, достойных качества и уровня жизни граждан, и пред­полагает формирование комплекса правовых и нравственных норм, институтов гражданского общества, позволяющих личности развивать и реализовывать зна­чимые для нее способности, удовлетворять соответствующие потребности и ин­тересы, не испытывая при этом противодействия со стороны государства и гра­жданского общества.

Иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

-                      политическая безопасность[5],

-                      военная безопасность,

-                      информационная безопасность,

-                      экономическая безопасность[6],

-                      продовольственная безопасность[7],

-                      медико-биологическая безопасность[8],

-                      энергетическая безопасность[9] и др.

 

Так, в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации[10], военная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсут­ствием военной угрозы либо способностью ей противостоять (подп. «а» п.6).

Информационная безопасность - состояние, обеспечивающее безопасность функционирования информационных и телекоммуникационных систем крити­чески важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создание и совершенствование еди­ной системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что система национальной безопасности направлена на обеспечение жизненно важных (фундаментальных) интересов, удовлетворение которых обеспечивает нормальное существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Национальные интересы отражают общие жизненно важные интересы лич­ности, общества и государства, сформулированные правящей элитой как объек­тивная форма потребностей государственно-организованного социума на основе ее ценностных предпочтений и с учетом складывающейся обстановки[11]. Можно сказать иначе: это - совокупность внутренних и внешних суверенных потребно­стей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития лично­сти, общества и государства, и реализуемых посредством стратегических на­циональных приоритетов. Последние отражают важнейшие направления обес­печения национальной безопасности, по которым реализуются конституцион­ные права и свободы граждан, осуществляются устойчивое социально­экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и тер­риториальной целостности.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспек­тиву, как они определены в выше названных документах, заключаются в разви­тии демократии, институтов гражданского общества, повышении конкуренто­способности национальной экономики; обеспечении незыблемости конституци­онного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Феде­рации; превращении России в мировую державу, деятельность которой направ­лена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнер­ских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федера­ции являются национальная оборона, государственная и общественная безопас­ность. Приоритеты национальной безопасности, в свою очередь, прямо и опо­средованно связаны с приоритетами устойчивого развития: повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается, пре­жде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совер­шенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесо­образного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратеги­ческая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укре­пляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

 


[1] Хмелевский С.В. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, эле­менты его структуры: нормативно-правовой аспект //Армия и общество. - 1999. - №3. - С.94.

[2] Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта. Этот законодательный акт заменил Закон Российской Федера­ции от 05 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности», переживший несколько редакций.

[3] Экологическая безопасность - состояние, при котором путем надлежащего исполнения субъектами соответствующих отношений правовых, экономических, природоохранительных, инженерно- технических, градостроительных, санитарных, иных норм, правил, а также регулярного проведения предусмотренных ими мероприятий достигается предотвращение экологических катастроф, других негативных явлений, опасных для жизни, здоровья людей, разрушительных для народного хозяйства и окружающей природной среды.

[4] Утверждена Указом Президента России от 12 мая 2009 г. №537 //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта.

18

[5] Политическая безопасность - безопасность политической системы общества и политической жизни в обществе, которая предполагает, в частности, гарантии избирательных, иных политических прав и свобод граждан, целостность, независимость государства, его защищенность от политического безза­кония и экстремизма внутри страны, от политического давления и агрессивных устремлений извне. Например, выборы как основа конституирования легитимной, сильной и ответственной перед наро­дом публичной власти являются объектом политической безопасности. Они служат индикатором до­верия населения страны к публичной власти. В то же время, в силу их особой политической значимо­сти, выборы являются и объектом подрывной деятельности со стороны организованных преступных групп, террористических, экстремистских организаций, недружественных по отношению к «наблю­даемой» стране международных неправительственных организаций и иностранных государств.

[6] Экономическая безопасность - это живучесть, устойчивость национальной экономики, ее защищен­ность от внешних и внутренних угроз - мировых финансово-экономических кризисов, природных, техногенных катастроф и пр., ее способность обеспечить достойные качество и уровень жизни граж­дан, обороноспособность государства. Экономическая безопасность понимается и как безопасность хозяйственной деятельности личности, общества, государства, ее защищенность от криминальных, противоправных, подрывных действий отдельных граждан и организаций («рейдерских захватов» и пр.), других государств. Она сопряжена с равной защитой разных форм собственности, свободой предпринимательства, обеспечением экономических прав граждан, единого экономического про­странства, свободой конкуренции, режима не дискриминации на территории страны и пр. // Экономи­ческая и национальная безопасность /Под ред. Е.А.Олейникова. - М., 2005 - С.7.

[7] В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, продоволь­ственная безопасность - одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности стра­ны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важней­шая составляющая демографической политики, необходимое условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения (п.2) /Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта.

[8] Медико-биологическая безопасность связана с охраной здоровья населения, с прогнозированием, предупреждением и преодолением инфекционных и других заболеваний, эпидемий, эпизоотий, с обеспечением надежного контроля над состоянием продуктов питания, воды, воздуха и выработкой соответствующих рекомендаций и мер.

[9] Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение потреби­тельного спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное ис­пользование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производите­лей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегиче-

20

ских запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабиль­ности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.

[10] Военная доктрина Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. №146 (действующая редакция)» //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта.

[11] Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. - М., 2009. - С. 17.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/421020.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.