Быстрый переход к готовым работам
|
Институты гражданского общества и их роль в обеспечении безопасности личностиОбъектами безопасности личности, которая, в свою очередь является составляющей национальной безопасности, выступают человек, его личные, иные конституционные права и свободы, которые в качестве важнейшего института, регламентирующего статус личности, определяют способы воздействия на нее, пределы вторжения в частную жизнь. При этом именно конституционные права и свободы человека и гражданина являются гарантией его жизнедеятельности и нормального развития, в связи с чем их признание, уважение и защита, как от негативных социально-политических, экономических явлений (безработицы, обнищания), так и от преступлений, иных противоправных посягательств выражает сущность безопасности личности. Конституция Российской Федерации[1] предусматривает, в частности, следующие права и свободы граждан России: право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на' неприкосновенность частной жизни, право на свободу передвижения, право на свободу совести, свободу мысли и слова, право на свободу собраний, право избирать и быть избранным, право на обращение, право на свободу экономической деятельности, право на собственность, право на свободный труд, право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, право на
свободу творчества и доступ к культурным ценностям, права потерпевшего от преступлений, иных правонарушений и др.[2]. Кратко рассмотрим некоторые из них и роль институтов гражданского общества по их обеспечению. Выделим те составляющие личной безопасности, которые наиболее часто нарушались в 2010 году по данным Уполномоченного по правам человека в Российской организации, а также представителей неправительственных общественных организаций[3]. Это, в первую очередь, нарушение личных (гражданских) прав (почти 50% всех нарушений всех прав граждан). Из них 64,9% - нарушение права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. Выросло по сравнению с 2009 годом количество нарушений права на достоинство (в большинстве случаев нарушение этого права было сопряжено с неудовлетворительными условиями содержания в местах принудительного содержания). Каждое четвертое нарушение прав граждан касалось их социальных прав. Внутри этой категории нарушений наиболее остро стояли вопросы соблюдения права на жилище. Большинство жалоб на нарушение права на жилище было связано с неисполнением государством своих обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, военнослужащих. Среди жалоб на нарушение экономических прав и свобод на 5,1% по сравнению с 2009 годом выросла доля жалоб по вопросам защиты права частной собственности на имущество. Доля жалоб на нарушение политических прав невысока, составив около 1,2% от общего количества поступивших жалоб, что на 0,4% ниже, чем в 2009 году. С одной стороны, такой показатель не удивляет: политические права всегда востребованы у активного меньшинства граждан. С другой стороны, низкая доля жалоб на нарушение политических прав не должна дезориентировать:
ведь почти за каждой жалобой стоят претензии сотен, если не тысяч людей. В этом смысле весьма симптоматичен рост на 3,8% количества жалоб на нарушение права на свободу собраний. Не следует также забывать и о том, что востребованность политических прав имеет свойство резко и непредсказуемо возрастать. Именно эти нарушенные права граждан и стоят в центре внимания институтов гражданского общества. Так, наибольшее беспокойство у общественных организаций, занимающихся правозащитной деятельностью[4], вызывает рост преступности, представляющий угрозу не только личной, но и национальной безопасности в целом. По официальным данным, «ежегодно каждый десятый житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается "потерпевшим"»[5]. В то же время «из 3 млн уголовных дел, находившихся в 2008-м г. в производстве следователей МВД России, более 1,7 млн. дел были приостановлены, потому что виновных найти не удалось... Эти цифры означают, что 1738 тыс. преступлений так и остались нераскрытыми, а значит, не установлены виновные, поэтому потерпевшие не смогли обеспечить восстановление своих нарушенных прав»[6]. В настоящее время правовой статус потерпевшего закреплен, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст.46), а потерпевшим от преступлений - доступ к правосудию и компенсацию вреда и ущерба (ст.52). Основные права потерпевших, которые возникают у них в связи с событием преступления, закреплены в УПК РФ. Являясь лицом, которому преступлением причинены физический и имущественный ущерб, моральный вред или вред деловой репутации (ч.І ст.42 УПК РФ), потерпевший имеет в уголовном судопроизводстве свои собственные интересы, для защиты которых он в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения наделен особыми правами (п,47 ст.5 УПК РФ). Между тем, по мнению представителей правозащитных организаций, приведенные правовые нормы не являются в полной мере эффективными[7]. Причем не только потому, что в совокупности с иными нормами «ставят обвиняемого порой в более благоприятное положение, нежели потерпевшего»[8], но и потому, что права потерпевших возникают у них с того момента как дознаватель, следователь, прокурор или суд вынесут постановление о признании лица потерпевшим. Пока же этого не произошло, лицо, де-факто потерпевшее от преступления, остается де-юре бесправным. Проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно показывают, что значительная доля граждан, пострадавших от разного рода преступлений, иных правонарушений, предпочитают не обращаться в государственные правоохранительные органы, будучи уверены в том, что надлежащей защиты там они не получат, а «добиваться правды в судах можно до конца жизни»[9]. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших, по тем или иным причинам, отказалась от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще. В большинстве случаев давление на потерпевших оказывается именно по делам, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности. Противоправное воздействие может носить открытый либо скрытый характер и реализовываться посредством угроз убийством, причинения телесных повреждений или уничтожения (повреждения) имущества, как в отношении самих указанных лиц, так и в отношении их близких. Нередко угрозы исходят, к сожалению, и от сотрудников государственных правоохранительных органов[10]. Иными словами, потерпевшие весьма слабо верят в эффективность и справедливость действующих систем правоохраны, правосудия, в их способность защитить их права, найти, изобличить и надлежащим образом наказать преступников. Именно это и стало одной из причин роста правозащитных организаций, ставящих перед собой цель защитить нарушенные права граждан. s По мнению представителей правозащитных организаций, обеспечение эффективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений - насущная задача и конституционная обязанность государства[11]. Неудовлетворительное выполнение государством этой задачи девальвирует саму идею правосудия, что не может не вызывать озабоченности и тревоги у правозащитных организаций, а также иных институтов гражданского общества. В связи с этим деятельность указанных институтов гражданского общества направлена на то, чтобы: привлечь внимание общественности и соответствующих государственных органов к той или иной проблеме нарушения прав и свобод граждан; оказать необходимую, в первую очередь, юридическую помощь потерпевшему; совместными усилиями с государственными органами наладить механизм сотрудничества для совместного решения проблем граждан; разрабатывать комплекс мер, направленный на улучшение деятельности соответствующих государственных органов, обеспечивающих личную безопасность граждан; проводить мониторинг ситуации по выявлению нарушений прав граждан. Среди тех нарушений прав человека, которые наиболее часто встречаются, и нарушения права на свободный труд. Конституция Российской Федерации исходит из того, что каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В рамках такой установки главная обязанность государства - не вмешиваться в реализацию этого права иначе как путем стимулирования экономики для создания новых рабочих мест, оказания гражданам помощи в поиске работы и контроля над тем, чтобы условия труда соответствовали установленным законом стандартам. Вместе с тем целый ряд институтов (прежде всего, общественных организаций) гражданского общества борется за обеспечение данного права[12]. Представители, в частности, профсоюзных организаций и их объединений выделяют ряд ключевых проблем реализации в нашей стране права на свободный труд. Одна из них связана с нарушением права на свободный выбор рода деятельности в отношении лиц, в силу объективных обстоятельств находящихся фактически в зависимости от своего потенциального работодателя: военнослужащих[13], беременных женщин[14] и др. Например, широко распространена практика подписания контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими по призыву до завершения ими срочной службы. Не ставя под сомнение добросовестность тех, кто предлагает военнослужащим срочной службы подписать контракт в описанных выше обстоятельствах, представители общественных организаций, однако, считают, что подобная практика содержит предпосылки к их принуждению к подписанию данного контракта.
[1] Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008. [2] Подробнее см.: Права человека /Отв. ред. Е.А.Лукашева. - М., 2003. [3] Здесь и далее за основу были взяты данные Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год //ombudsmanrf.ru. Именно эти права наиболее часто отстаивались и общественными неправительственными организациями. [4] Московская Хельсинкская группа, Межрегиональная правозащитная группа, Комитет «Гражданское содействие», «За права человека», Российский комитет адвокатов в защиту прав человека, Правозащитный комитет «Презумпция», Ресурсный правозащитный центр, Комитет «За гражданские права», Общественная организация по защите гражданских прав «Справедливость», Международная хельсинкская федерация по правам человека, Международная федерация прав человека, Международная амнистия, Межрегиональная правозащитная группа, «Общественный вердикт», Правозащитное движение «Сопротивление» и др. [5] Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина //Российская газета. - 2008. - 4 июня. [6] Козлова Н. Защита Лукина. Уполномоченный по правам человека в РФ предложил помощь потерпевшим от преступлений //Российская газета. - 2008. - 4 июня. [7] Правозащитное движение «Сопротивление» //http://www.soprotivlenie.org/; Межрегиональная общественная организация «Комитет Против пыток» //http://www.pytkam.net/web/index.php?go=Content&id=4 [8] «Вступивший в силу 1 июля 2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации имеет ряд существенных недостатков. Некоторые его положения нарушают принцип равенства граждан перед законом и судом, гарантированный Конституцией, ставят обвиняемого порой в более благоприятное положение, нежели потерпевшего. Не предусматриваются необходимые меры по защите свидетелей и потерпевших, других участников процесса» //Доклад Уполномоченного правам человека в Российской Федерации за 2004-й год. Москва, 31 января 2005 года //Российская газета. - 2005.-31 марта. [9] Козлова Н. Уголовное тело. Добиваться правды в суде можно до конца жизни //Российская газета. - 2008. - 24 января. В указанном контексте следует особо отметить позитивное воздействие на решение отмеченной проблемы Федерального закона Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта. [10] См., в частности: Фалалеев М. Чисть мундиры. Всех милицейских начальников проверят на детекторе лжи //Российская газета. - 2006. - 10 ноября. [11] Сайт Общероссийского общественного движения «За права человека» http://zaprava.ru/2006032712/o-dvizhenii/o-dvizhenii-zaprava; сайт общественной организации «Комитет за гражданские права» //http://www.zagr.org/ [12] Всеобщая Конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение; Всероссийская Конфедерация труда; Федерация независимых профсоюзов России и др. [13] В частности, эта проблема в центре внимания Общероссийского профессионального союза военнослужащих. [14] Данная проблематика решается как женскими общественными организациями, так и организациями, связанными с охраной детства и материнства.
Вся работа доступна по ссылке |
|