У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Институты гражданского общества и их роль в обеспечении безопасности личности

Объектами безопасности личности, которая, в свою очередь является со­ставляющей национальной безопасности, выступают человек, его личные, иные конституционные права и свободы, которые в качестве важнейшего ин­ститута, регламентирующего статус личности, определяют способы воздейст­вия на нее, пределы вторжения в частную жизнь. При этом именно конститу­ционные права и свободы человека и гражданина являются гарантией его жиз­недеятельности и нормального развития, в связи с чем их признание, уважение и защита, как от негативных социально-политических, экономических явлений (безработицы, обнищания), так и от преступлений, иных противоправных по­сягательств выражает сущность безопасности личности.

Конституция Российской Федерации[1] предусматривает, в частности, сле­дующие права и свободы граждан России: право на жизнь, право на достоин­ство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на' не­прикосновенность частной жизни, право на свободу передвижения, право на свободу совести, свободу мысли и слова, право на свободу собраний, право избирать и быть избранным, право на обращение, право на свободу экономи­ческой деятельности, право на собственность, право на свободный труд, право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обес­печение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, право на

 

свободу творчества и доступ к культурным ценностям, права потерпевшего от преступлений, иных правонарушений и др.[2].

Кратко рассмотрим некоторые из них и роль институтов гражданского об­щества по их обеспечению.

Выделим те составляющие личной безопасности, которые наиболее часто нарушались в 2010 году по данным Уполномоченного по правам человека в Российской организации, а также представителей неправительственных обще­ственных организаций[3]. Это, в первую очередь, нарушение личных (граждан­ских) прав (почти 50% всех нарушений всех прав граждан). Из них 64,9% - на­рушение права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. Выросло по сравнению с 2009 годом количество нарушений права на достоин­ство (в большинстве случаев нарушение этого права было сопряжено с не­удовлетворительными условиями содержания в местах принудительного со­держания). Каждое четвертое нарушение прав граждан касалось их социаль­ных прав. Внутри этой категории нарушений наиболее остро стояли вопросы соблюдения права на жилище. Большинство жалоб на нарушение права на жи­лище было связано с неисполнением государством своих обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: ветеранов Великой Оте­чественной войны, детей-сирот, военнослужащих. Среди жалоб на нарушение экономических прав и свобод на 5,1% по сравнению с 2009 годом выросла до­ля жалоб по вопросам защиты права частной собственности на имущество.

Доля жалоб на нарушение политических прав невысока, составив около 1,2% от общего количества поступивших жалоб, что на 0,4% ниже, чем в 2009 году. С одной стороны, такой показатель не удивляет: политические права все­гда востребованы у активного меньшинства граждан. С другой стороны, низ­кая доля жалоб на нарушение политических прав не должна дезориентировать:

 

ведь почти за каждой жалобой стоят претензии сотен, если не тысяч людей. В этом смысле весьма симптоматичен рост на 3,8% количества жалоб на нару­шение права на свободу собраний. Не следует также забывать и о том, что вос­требованность политических прав имеет свойство резко и непредсказуемо воз­растать. Именно эти нарушенные права граждан и стоят в центре внимания институтов гражданского общества. Так, наибольшее беспокойство у общест­венных организаций, занимающихся правозащитной деятельностью[4], вызы­вает рост преступности, представляющий угрозу не только личной, но и на­циональной безопасности в целом.

По официальным данным, «ежегодно каждый десятый житель России ста­новится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установлен­ным порядком признается "потерпевшим"»[5]. В то же время «из 3 млн уго­ловных дел, находившихся в 2008-м г. в производстве следователей МВД Рос­сии, более 1,7 млн. дел были приостановлены, потому что виновных найти не удалось... Эти цифры означают, что 1738 тыс. преступлений так и остались нераскрытыми, а значит, не установлены виновные, поэтому потерпевшие не смогли обеспечить восстановление своих нарушенных прав»[6].

В настоящее время правовой статус потерпевшего закреплен, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную за­щиту его прав и свобод (ч.1 ст.46), а потерпевшим от преступлений - доступ к правосудию и компенсацию вреда и ущерба (ст.52).

Основные права потерпевших, которые возникают у них в связи с событием преступления, закреплены в УПК РФ. Являясь лицом, которому преступлени­ем причинены физический и имущественный ущерб, моральный вред или вред деловой репутации (ч.І ст.42 УПК РФ), потерпевший имеет в уголовном судо­производстве свои собственные интересы, для защиты которых он в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения наделен осо­быми правами (п,47 ст.5 УПК РФ).

Между тем, по мнению представителей правозащитных организаций, при­веденные правовые нормы не являются в полной мере эффективными[7]. При­чем не только потому, что в совокупности с иными нормами «ставят обвиняе­мого порой в более благоприятное положение, нежели потерпевшего»[8], но и потому, что права потерпевших возникают у них с того момента как дознава­тель, следователь, прокурор или суд вынесут постановление о признании лица потерпевшим. Пока же этого не произошло, лицо, де-факто потерпевшее от преступления, остается де-юре бесправным.

Проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно показыва­ют, что значительная доля граждан, пострадавших от разного рода преступле­ний, иных правонарушений, предпочитают не обращаться в государственные правоохранительные органы, будучи уверены в том, что надлежащей защиты там они не получат, а «добиваться правды в судах можно до конца жизни»[9]. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших, по тем или иным причинам, отказалась от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще.

В большинстве случаев давление на потерпевших оказывается именно по делам, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями против лично­сти. Противоправное воздействие может носить открытый либо скрытый ха­рактер и реализовываться посредством угроз убийством, причинения телесных повреждений или уничтожения (повреждения) имущества, как в отношении самих указанных лиц, так и в отношении их близких. Нередко угрозы исходят, к сожалению, и от сотрудников государственных правоохранительных орга­нов[10].

Иными словами, потерпевшие весьма слабо верят в эффективность и спра­ведливость действующих систем правоохраны, правосудия, в их способность защитить их права, найти, изобличить и надлежащим образом наказать пре­ступников. Именно это и стало одной из причин роста правозащитных органи­заций, ставящих перед собой цель защитить нарушенные права граждан. s

По мнению представителей правозащитных организаций, обеспечение эф­фективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений - на­сущная задача и конституционная обязанность государства[11]. Неудовлетвори­тельное выполнение государством этой задачи девальвирует саму идею право­судия, что не может не вызывать озабоченности и тревоги у правозащитных организаций, а также иных институтов гражданского общества.

В связи с этим деятельность указанных институтов гражданского общества направлена на то, чтобы: привлечь внимание общественности и соответст­вующих государственных органов к той или иной проблеме нарушения прав и свобод граждан; оказать необходимую, в первую очередь, юридическую по­мощь потерпевшему; совместными усилиями с государственными органами наладить механизм сотрудничества для совместного решения проблем граж­дан; разрабатывать комплекс мер, направленный на улучшение деятельности соответствующих государственных органов, обеспечивающих личную безо­пасность граждан; проводить мониторинг ситуации по выявлению нарушений прав граждан.

Среди тех нарушений прав человека, которые наиболее часто встречаются, и нарушения права на свободный труд. Конституция Российской Федерации исходит из того, что каждый гражданин России имеет право свободно распо­ряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и про­фессию. В рамках такой установки главная обязанность государства - не вме­шиваться в реализацию этого права иначе как путем стимулирования эконо­мики для создания новых рабочих мест, оказания гражданам помощи в поиске работы и контроля над тем, чтобы условия труда соответствовали установлен­ным законом стандартам.

Вместе с тем целый ряд институтов (прежде всего, общественных органи­заций) гражданского общества борется за обеспечение данного права[12].

Представители, в частности, профсоюзных организаций и их объединений выделяют ряд ключевых проблем реализации в нашей стране права на свобод­ный труд. Одна из них связана с нарушением права на свободный выбор рода деятельности в отношении лиц, в силу объективных обстоятельств находя­щихся фактически в зависимости от своего потенциального работодателя: во­еннослужащих[13], беременных женщин[14] и др.

Например, широко распространена практика подписания контрактов о про­хождении военной службы с военнослужащими по призыву до завершения ими срочной службы. Не ставя под сомнение добросовестность тех, кто пред­лагает военнослужащим срочной службы подписать контракт в описанных выше обстоятельствах, представители общественных организаций, однако, считают, что подобная практика содержит предпосылки к их принуждению к подписанию данного контракта.

 


[1] Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008.

[2] Подробнее см.: Права человека /Отв. ред. Е.А.Лукашева. - М., 2003.

[3] Здесь и далее за основу были взяты данные Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год //ombudsmanrf.ru. Именно эти права наиболее часто отстаивались и общественными неправительственными организациями.

[4] Московская Хельсинкская группа, Межрегиональная правозащитная группа, Комитет «Граждан­ское содействие», «За права человека», Российский комитет адвокатов в защиту прав человека, Пра­возащитный комитет «Презумпция», Ресурсный правозащитный центр, Комитет «За гражданские права», Общественная организация по защите гражданских прав «Справедливость», Международная хельсинкская федерация по правам человека, Международная федерация прав человека, Междуна­родная амнистия, Межрегиональная правозащитная группа, «Общественный вердикт», Правозащит­ное движение «Сопротивление» и др.

[5] Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина //Российская газета. - 2008. - 4 июня.

[6] Козлова Н. Защита Лукина. Уполномоченный по правам человека в РФ предложил помощь по­терпевшим от преступлений //Российская газета. - 2008. - 4 июня.

[7] Правозащитное движение «Сопротивление» //http://www.soprotivlenie.org/; Межрегиональная об­щественная   организация          «Комитет                                           Против                                пыток»

//http://www.pytkam.net/web/index.php?go=Content&id=4

[8] «Вступивший в силу 1 июля 2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации имеет ряд существенных недостатков. Некоторые его положения нарушают принцип равенства гра­ждан перед законом и судом, гарантированный Конституцией, ставят обвиняемого порой в более благоприятное положение, нежели потерпевшего. Не предусматриваются необходимые меры по за­щите свидетелей и потерпевших, других участников процесса» //Доклад Уполномоченного правам человека в Российской Федерации за 2004-й год. Москва, 31 января 2005 года //Российская газета. - 2005.-31 марта.

[9] Козлова Н. Уголовное тело. Добиваться правды в суде можно до конца жизни //Российская газе­та. - 2008. - 24 января. В указанном контексте следует особо отметить позитивное воздействие на решение отмеченной проблемы Федерального закона Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» //КонсультантПлюс. - 2011. - 1 марта.

[10] См., в частности: Фалалеев М. Чисть мундиры. Всех милицейских начальников проверят на де­текторе лжи //Российская газета. - 2006. - 10 ноября.

[11] Сайт Общероссийского общественного движения «За права человека» http://zaprava.ru/2006032712/o-dvizhenii/o-dvizhenii-zaprava; сайт общественной организации «Коми­тет за гражданские права» //http://www.zagr.org/

[12] Всеобщая Конфедерация профсоюзов - международное профсоюзное объединение; Всероссий­ская Конфедерация труда; Федерация независимых профсоюзов России и др.

[13] В частности, эта проблема в центре внимания Общероссийского профессионального союза воен­нослужащих.

[14] Данная проблематика решается как женскими общественными организациями, так и организа­циями, связанными с охраной детства и материнства.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/421020.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.