Быстрый переход к готовым работам
|
Факторы, влияющие на развитие языковой личностиНа развитие ЯЛ оказывают влияние как внешние (социальные), так и внутренние (психологические и биологические) факторы. Наиболее значимыми социальными факторами являются семья, круг общения, школа, средства массовой информации, массовая культура. Из внутренних факторов наиболее заметное влияние оказывают темперамент, доминантность, мобильность и экстравертность / интровертность, а также половая принадлежность и возраст. Сразу оговоримся, что зависимость речевого поведения от половой принадлежности в современной лингвистике изучена недостаточно, известны лишь отдельные, несистематизированные пока факты (см. Земская и др., 1993; Ерофеева, 1996). В частности^ исследованиях по психологии «указывается на то, что половые различия влияют на формирование ...вербальных и пространственных способностей. Так, женщины превосходят мужчин в использовании вербальных навыков, мужчины же превосходят их в решении пространственных по своей природе задач» [Доценко, 2000, с. 78]. Исследования психолингвистов показали, что половая принадлежность влияет на «когнитивный стиль и стратегию ассоциирования, а также на вероятностную организацию внутреннего лексикона» [там же], т.е. ассоциативно-вербальную сеть. Кроме того, известно, что для речи женщин характерно тяготение к использованию деминутивов и экспрессивных слов. В речи же мужчин чаще встречается жаргон ная, грубая и табуированная лексика [Седов, 1999, с.99]. Однако все эти данные касаются речи взрослых людей. Что же касается исследований речи подростков, «количественный анализ экспериментального материала указывает на то, что показатель половой дифференциации внутреннего лексикона для детей этого возраста оказался невысоким. Он колеблется от 3% до 7%» [Доценко, 2000, с. 79-80]. Единственное замеченное отличие состоит в том, что «лексикон мальчиков отличался большим количеством индивидуальных, единичных ассоциаций; а лексикон девочек - наличием в нем в большей степени стандартных ассоциаций» [Доценко, 2000, с. 79]. Полученные данные вполне согласуются с выводами психологов, считающих, что для мальчиков в большей степени, чем для девочек, характерно стремление к нестандартным формам поведе- ния. Для девочек же характерна «способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения» [Алферов, 2000, с. 110]. Влияние темперамента, а также таких психологических характеристик личности, как экстравертность/ интравертность, доминантность/ не- доминантность и мобильность/ ригидность, мы рассмотрим в гл. 5. Очевидно, что влияние внешних факторов в разные периоды жизни человека является различным. В первые годы жизни наиболее значимо влияние семьи, и это влияние тем более значимо, что осуществляется оно в тот период, когда у ребенка еще не сформировалась готовность к языковой и речевой рефлексии, т.е. ребенок усваивает особенности речевого поведения родителей некритически, воспринимая любые крайности как норму. Важную роль в формировании ЯЛ играют и социальные условия, ситуация в обществе, причем их влияние может оказаться сильнее влияния семьи, и тогда «ребенок, усвоивший, что слова, которые выкрикивает в подворотне пьяный дядя, невозможны в стенах его дома, при маме и сестре, начинает сомневаться: а почему, собственно, нельзя» [Костомаров, 1999, с. 93]. Влиянием социальных факторов объясняется широкое распространение в речи современных старшеклассников обсценной лексики. И хотя мы не ставили перед собой задачу изучения этой проблемы, при анализе материала нами были отмечены некоторые характерные черты речевой культуры современных школьников. Так, при обработке записей устной речи мы столкнулись с высокой частотой использования обсценной лексики в межличностном общении старшеклассников (в ряде случаев частота употребления инвектив достигала 130 слов на тысячу словоупотреблений). Анкетирование выявило, что 42 % старшеклассников ничего не имеют против употребления мата в их присутствии; 46 % считают, что в некоторых ситуациях без него не обойтись, и лишь 12 % школьников категорически против употребления мата. Таким образом, большинство школьников оправдывают использование инвективной лексики. Подобная установка может способствовать еще большей экспансии инвектив в речи. Психологическое же воздействие обеденной лексики неоднозначно: наряду с катартической функцией ей присуща и способность спровоцировать агрессивное поведение человека не только на уровне вербального, но и физического воздействия. На развитие языкового вкуса ребенка влияет тип речевой культуры родителей и близких людей, наличие в их речи просторечного, жаргонизирующего, народно-речевого субстратов, употребление ими инвективной лексики. Если в семье сосуществуют разные типы речевой культуры, то ребенок с детства вырастает в ситуации диглоссии, что не способствует развитию у него готовности использовать различные подсистемы языка в соответствии с ситуацией. Напротив, у него вырабатывается своеобразное «койне», главной чертой которого является смешение стилей. А такие особенности современного общения, как размытость границ между разными коммуникативными сферами и нивелировка типов речи, в том числе и официальной [Костомаров, 1999, с. 44], еще более усугубляют ситуацию. Начало социализации ребенка приводит к расширению круга влияния: в него вовлекаются воспитатели детского сада, а затем и учителя. При этом речь старших в большинстве случаев воспринимается если не как образец, то, по крайней мере, как норма. Обогащению словарного запаса способствует общение с другими детьми, однако ребенок уже начинает оценивать новые слова с точки зрения принятых в его семье норм словоупотребления. Слова начинают делиться на «хорошие» и «плохие». Таким образом, уже у дошкольника начинает формироваться готовность к рефлексии по поводу фактов родного языка. Немаловажным фактором развития в дошкольном возрасте является чтение: сначала ребенок слушает, как ему читают старшие члены семьи; потом начинает читать сам. Из сказок и детских стихов в речь ребенка проникают и первые прецедентные тексты. Роль школы в формировании языковой личности проявляется в нескольких аспектах: влияние, осуществляемое в процессе преподавания русского языка и литературы, и влияние, осуществляемое в процессе преподавания всех остальных дисциплин. Как отмечает Е. Д. Божович, в процессе обучения русскому языку «происходят (по крайней мере должны происходить) два процесса: 1) освоение и преобразование речевого опыта ребенка под влиянием усваиваемых знаний о языке, 2) наполнение и конкретизация знаний о языке материалом речевого опыта». Однако эти процессы в значительной степени протекают спонтанно, без должного внимания со стороны школы. Это в первую очередь связано с тем, что «в речевом опыте фиксируются прежде всего семантические отношения языка. В школьной же программе представлен в наибольшем объеме формально-грамматический аспект языка и в очень незначительном - семантический» [Божович, 1997, с. 38]. В процессе преподавания остальных дисциплин, как гуманитарных (история, обществоведение, МХК), так и негуманитарных соответственно должен происходить процесс накопления речевого опыта, отработки умений и навыков устной и письменной речи, приобретенных на уроках русского языка, а также риторики и практической стилистики (если они преподаются). Однако в большинстве школ не существует не только единого орфографического пространства (т.е. грамотность выполненных школьниками работ на уроках по негуманитарным предметам не проверяется), но и единого речевого пространства (учителя не следят за своей речью и не исправляют ошибки в речи учеников). Кроме того, очень часто требования, предъявляемые к выполнению письменных и устных работ (докладов, сообщений, рефератов) на уроках по гуманитарным и негуманитарным предметам сильно отличаются. Очень часто учителя физики, химии, биологии и т.д. не препятствуют чтению докладов и сообщений «по бумажке», вт. ч. и при защите рефератов на экзамене, что, безусловно, не способствует развитию культуры устной речи. «Убежденность всех предметников, что это [обучение культуре речи, как устной, так и письменной] дело филологов» [Ембулаева, 1998, с. 12] уже неоднократно отмечалась и учеными, и учителями. В подростковом возрасте усиление процессов социализации приводит, во-первых, к смене главного ориентира: теперь нормой для ребенка является речь его сверстников, а во-вторых, как следствие, начинается переоценка речевого поведения взрослых людей и, в первую очередь, родителей. Впрочем, это не означает, что семья перестает оказывать влияние на формирование ЯЛ подростка: это влияние перестает быть прямым, в зависимости от отношений с родителями и от отношения к родителям подросток либо повторяет особенности речевого поведения членов семьи, либо избирает прямо противоположную манеру поведения. Но, по всей видимости, даже избирая второй путь, подросток неизбежно сохранит в своей речи отдельные черты речевого поведения родителей. Таким образом, влияние семьи на формирование ЯЛ подростка сохраняется и в школьном возрасте.
Вся работа доступна по ссылке |
|