У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Педагогическая модель формирования инновационной организаци¬онной культуры общеобразовательного учреждения

Формирование инновационной организационной культуры общеобразо­вательного учреждения требует использования метода моделирования, кото­рый предполагает, по мнению Б. А. Глинского, наличие объекта, исследующе­го закономерности явлений и процессов природы, общества или мышления, объекта исследования, модель, опосредующую отношения познающего субъ­екта и познаваемого субъекта [44, с.53].

Педагогический словарь определяет понятие «моделирование» как ме­тод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмен­та природной или социальной реальности [162 с. 146].

Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе исследования на оригинал, по нашему мнению, основана на том, что мо­дель в определённом смысле отображает какие-либо его стороны и предпола­гает наличие соответствующих теорий или гипотез.

Процесс построения педагогической модели формирования инноваци­онной организационной культуры общеобразовательного учреждения потре­бовал от нас определения исходных теоретических оснований. В нашем ис­следовании использовались системный, синергетический, культурологиче­ский, аксиологический, рефлексивный подходы.

Рассмотрим реализацию системного подхода на основе характеристики основных свойств системы, разработанных в теории управления (В. Г. Анфи- латов, С. И. Архангельский, В. Н. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, А. А. Денисов, В. Н. Дыгичко, А. Елисеев, А. А. Емельянов, Т. А. Ильина, М. С. Каган, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, М. И. Махмутов, М. Месаро- вич, Т. И. Шамова, В. Я. Якунин).

Т.А. Ильина определяет систему как выделенное на основе определён­ных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объе­динённых общей целью функционирования и единства управления и высту­пающих во взаимодействии со средой как целостное явление [77, с.5].

По мнению Н.В. Кузьминой понятие «педагогическая система» имеет множество структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей [111, с. 81].

В числе характеристик педагогической системы С.И. Архангельский вы­деляет сложность системы, которая выражается в бесконечном разнообразии состояний, поведений, отношений и связей. При этом учёный считает, что структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса как системы [13, с.94].

Мы разделяем точку зрения П. И. Третьякова, что школу можно рас­сматривать как социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса [221, с. 19].

Таким образом, с позиции системного подхода организационная культу­ра общеобразовательного учреждения как система характеризуется наличием совокупности элементов: ценностей, убеждений, установок, базовых пред­ставлений субъектов процесса управления, отношений и поведения сотрудни­ков. Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой, и благодаря этому организационная культура обладает интегративными качествами, которых не имеет ни один из её компонентов.

Синергетический подход (В. Арнольдов, В. А. Аршинов, М. В. Богу­славский, JI. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, А. П. Назаретян, А. И. Пригожин, И. Стенгерс, М. В. Соколовский, Г. Хакен, Т. И. Шамова) по­зволяет изучать системы открытого типа.

В теории управления большое значение имеет эффект синергии, кото­рый достигается на основе взаимодействия системы с внешней средой и взаи­модействия компонентов внутри самой системы. По мнению И. Ансоффа, си­нергизм представляет сочетания, комбинации, в которых эффект от их суммы больше, чем сумма эффектов составных его частей, поэтому синергизм можно рассматривать как меру совместных эффектов [10, с. 125].

Синергетический подход позволяет рассматривать инновационную ор­ганизационную культуру в контексте самоорганизации, нелинейности и не- равновесности её развития. Кроме того, процесс формирования инновацион­ной организационной культуры общеобразовательного учреждения должен ориентироваться на изменение компонентов организационной культуры (цен­ностей, убеждений, установок, базовых представлений субъектов процесса управления, отношений и поведения сотрудников). Мы считаем, что для дос­тижения наибольшего синергетического эффекта инновационной организаци­онной культуры необходимо учитывать такие важные вопросы, как изменение подходов к целеполаганию, ценностям, убеждениям, системе отношений всех субъектов образовательного процесса. Кроме того, обеспечивается изменение и обновление каждого элемента организационной культуры, выстраивание но­вых связей и отношений. Изменения, на наш взгляд, происходят в профессио­нально-педагогической компетентности сотрудников, их индивидуальной и профессиональной культуре, характере взаимодействия между всеми субъек­тами процесса управления, расширении состава их должностных обязанно­стей. В результате происходит трансформация всех компонентов организаци­онной культуры школы и создаются новые условия для профессионально­личностного саморазвития и самосовершенствования педагогов, что и позво­ляет добиться синергетического эффекта. Наше исследование показало, что в практике работы некоторых общеобразовательных учреждений мы можем на­блюдать обратный эффект, когда изменения представляют собой набор разо­вых мер, разрозненных социальных проектов, которые не связаны между со­бой, не ориентированы на достижение общей цели, плохо скоординированы, не обеспечены необходимыми ресурсами. Мы считаем, что в этом случае си­нергетического эффекта достичь просто невозможно.

По нашему мнению, одним из ведущих подходов, на котором основыва­ется педагогическая модель формирования инновационной организационной культуры, является культурологический подход, так как в нашем исследова­нии рассматриваются проблемы формирования культурного профиля общеоб­разовательного учреждения.

Культурологический подход (В. А. Аршинов, Т. Ю. Базаров, М. В. Богу­славский, Е. В. Бондаревская, Э. Н. Гусинский, Т. М. Давыденко, Б. Е. Ерёмин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Князев, С. П. Курдюмов, Н. Б. Крылова, В. И. Максакова, А. П. Назаретян, Л.С. Подымова, Т. Н. Персикова, А. И. Пригожин, М. В. Соко­ловский, Ю. И. Турчанинова) предполагает рассмотрение инновационных пе­дагогических ценностей в контексте развития мировой культуры.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.