У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структура информационных правоотношений

Рассматривая вопрос данного параграфа, отметим тот факт, что в структуре информационных правоотношений присутствуют основные элементы правоотношений, которые характерны и для других отраслей Российского права:

1)                    субъекты (участники);

2)                    объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

3)                    содержание правоотношения (права и обязанности сторон).

(В качестве дополнительного элемента некоторые авторы выделяют юридические факты).

Применительно к сказанному выше можно привести мнение И.Л. Бачило, которая отмечает, что при изучении правоотношений в информационной сфере необходимо исследовать все элементы правоотношения: объект, содержание правоотношения, правовое положение (статус) субъектов.[1]

Однако некоторые ученые предлагают и несколько иные подходы. Так профессор В.А. Копылов подразделяет основные элементы информационных правоотношений на: а) субъекты; б) поведение субъектов (действие либо бездействие); в) объекты; г) право, обязанность и ответственность.[2]

Ряд авторов в содержании информационного правоотношения различают только две составные части (не выделяя в них дополнительные элементы):   материальную (поведение субъектов) и юридическую

(субъективные юридические права и обязанности).

Субъект является важным элементом любого отношения, определяющим их специфику; поэтому необходимо четко отграничивать субъекта информационных правоотношений, от иных лиц, участвующих в правоотношении. Чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо иметь качества субъекта права, т.е. иметь потенциальную возможность участвовать в правоотношении. Иногда в литературе термины «субъект права» и «субъект правоотношения» используются как идентичные категории, но, на наш взгляд, это не совсем так. С.Ф. Кечекьян утверждал, что достаточно одного термина «субъект права» для обозначения как лица, способного стать носителем прав и обязанностей (что фактически сливается с понятием правоспособности), так и лица, уже участвующего в правоотношении.[3] P.O. Халфина вместо термина «субъект правоотношения» использует понятие «участник правоотношения» для характеристики реального бытия субъекта права, это позволяет избежать использования сходных терминов, затрудняющих разделение реальных и потенциальных участников правоотношений.[4] По мнению автора, термин «участники информационных правоотношений» более широкое и емкое, нежели понятие «субъекты информационного правоотношения». Данный термин позволяет очертить более широкий круг лиц непосредственно участвующих в отношениях. Однако до настоящего времени вопрос соотношения терминов «участник», «субъект» и «сторона информационного правоотношения» до конца еще не разрешен.

По нашему мнению, использование данных терминов зависит от ситуации, так как они не идентичны друг другу по своему значению. Представляется возможным расположить их от узкого понятия к более широкому в следующем порядке: 1) субъект, 2) участник,

3)     сторона.

Субъектом информационно-правового отношения называется лицо, которое наделено информационными правами и обязанностями. Субъект информационного правоотношения - это физическое или юридическое лицо (организации, муниципальные предприятия и т.д.), в том числе и государство, которому в соответствии с действующим информационным законодательством государство предоставило возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в информационной сфере деятельности и вступать в конкретные информационно-правовые отношения. Физические лица могут иметь статус частного, должностного лица или статус лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Но иногда понятие субъекта информационного права в практической информационно-правовой деятельности расчленяется на две категории - субъект права и субъект обязанностей в информационной сфере. Однако такое разделение не всегда обоснованно вследствие неразрывной связи информационных прав и обязанностей вообще.[5] Ведь на любого участника информационных правоотношений кроме возможности осуществлять свои права возлагаются и определенные обязанности.

В зависимости от сложности и характера информационного правоотношения число субъектов может быть различно, но не менее двух, так как любое правоотношение — это отношения между конкретными лицами, работающими с информацией, соответственно здесь, как минимум, должны быть две стороны, которые осуществляют свои права и обязанности в информационной сфере.

В подтверждение сказанного можно привести слова И.Л. Бачило которая отмечает, что правоотношениями: «...для каждой отрасли права являются отношения двух или нескольких субъектов, связанных определенным интересом относительно конкретного предмета в рассматриваемой сфере, или поведение субъекта права, которое оценивается с точки зрения интереса всего общества, государства или других субъектов».[6]

В настоящее время важным моментом является разграничение понятий «сторона» и «субъект правоотношения». Любая сторона правоотношения может быть представлена несколькими субъектами в двустороннем правоотношении. Необходимо проводить строгое разграничение между многосторонними правоотношениями, где каждый субъект выражает индивидуальную свободу, и двусторонними правоотношениями со многими субъектами, имеющими единую свободу и цель.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» закрепил следующие виды субъектов:

1)                     собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

2)                     владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

3)                     пользователь (потребитель) информации.

Под собственником понимается субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.. Владелец определяется законодателем как субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом «Об информации, информатизации и защите информации». Пользователем является субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

 


[1] Бачило И.Л. Информация как предмет правоотношений // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информ. работы. 1997. № 9. С. 18.

[2] Копылов В.А. Информационное право. Учебник. М.: Юрист. 2002. С. 131-132.

[3] Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Издательство Академии наук СССР. 1958. С.84.

[4] Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1976. С. 116.

[5] См.: Рассолов М.М. Информационное право. Учебное пособие. М.: Юрист. 1999. С.43.

[6] Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Госу дарство и право. 2001. № 2. С.6.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/449829.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.