Быстрый переход к готовым работам
|
Классификация форм государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового праваГосударственный надзор и контроль как форма защиты трудовых прав предполагает осуществление деятельности, в результате которой будет издан обязательный для работодателя правоприменительный акт об устранении допущенных им нарушений трудовых прав работников. Деятельность по
надзору и контролю осуществляется различными органами, которые могут применять как отдельные нормы трудового законодательства, так и проводить проверку соблюдения всех имеющихся в его содержании правил. Поэтому данная деятельность протекает в различных формах. Под формой государственного надзора и контроля, на наш взгляд, следует понимать деятельность в рамках отношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудовых прав, которая получает оформление в виде правоприменительного акта, обязательного для исполнения. Поэтому формой следует признавать процессуальное оформление результатов деятельности по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников. Можно использовать различные критерии классификации форм государственного надзора и контроля. В зависимости от того, какой государственный орган осуществляет деятельность по надзору и контролю, которая может быть оформлена в виде обязательного для исполнения правоприменительного акта, можно выделить следующие формы государственного надзора и контроля. Во-первых, государственный контроль органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права. В соответствии с ч.З ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным применением норм трудового права осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Следовательно, органы прокуратуры могут быть субъектами отношений по соблюдению норм трудового права. В рамках этих отношений они могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В соответствии со ст.ст.27- 28 Федерального закона « О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями27 прокурор вправе в пределах имеющихся у него полномочий принести должностному лицу принявшему 27 См.: Федеральный закон от 17.01.1995. № 2202-1(ред.от 30.06.2003) «О Прокуратуре Российской Федерации»// СЗ РФ. 1995.№47.Ст.4472 29
правовой акт, протест об его отмене, а также внести представление об устранении нарушений трудового законодательства. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что деятельность органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права может быть оформлена в виде протеста либо представления. В связи с этим, по нашему мнению, деятельность органов прокуратуры, оформленная указанными актами, может быть признана одной из форм государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Во-вторых, формой государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права, должна быть признана деятельность органов государственной инспекции труда. На основании ст.ст. 356-357 ТК РФ должностные лица государственной инспекции труда могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В частности, государственный инспектор труда может предъявлять работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников. Такие предписания также являются правоприменительным актом, обязательным для исполнения. В силу чего, по нашему мнению, деятельность органов государственной инспекции труда, оформленная правоприменительным актом об устранении нарушений норм трудового права, также должна признаваться одной из форм государственного надзора и контроля. В-третьих, формой государственного надзора и контроля в ч.З ст. 353 ТК РФ назван внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый в подведомственных организациях федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в порядке и на условиях определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Данный вид деятельности также может быть оформлен в виде приказа обязательного для 30
исполнения нижестоящими организациями и должностными лицами. Естественно, данные приказы следует признать правоприменительными актами. Однако данный вид деятельности, на наш взгляд, не может быть признан самостоятельной формой государственного надзора и контроля, так как при её осуществлении происходит контроль за поведением находящихся в подчинении контролирующих органов организаций и их должностных лиц. Данное подчинение имеет постоянный характер. Поэтому этот вид контроля может быть осуществлен без возникновения отношений по государственному надзору и контролю к внешнему объекту, который не находится в подчинении контролирующего органа. Как уже отмечалось, государственный надзор может рассматриваться как самостоятельная форма, если он предполагает издание обязательного для исполнения правоприменительного акта. Издание этого акта порождает обязанность по его исполнению. После исполнения требований государственного органа работодатель в своей деятельности от него не зависит. Данная, зависимость ограничивается наличием отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права,' в рамках которых государственный орган в форме издания правоприменительного акта вправе потребовать устранения нарушений прав работников, а работодатель обязан исполнить оформленное надлежащим образом требование государственного органа. Внутриведомственный контроль осуществляется по отношению к организации, их должностным лицам, находящимся в подчинении контролирующего органа. Поэтому его осуществление возможно не в связи с возникновением отношений по независимому государственному контролю, а в силу факта подчиненности организаций и их должностных лиц контролирующему органу. В связи с изложенным, данный вид деятельности, по нашему мнению, не может быть признан самостоятельной формой государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права работодателем, поскольку основанием его осуществления является не возникновение отношений по государственному надзору и контролю, а 31
наличие подчиненности организаций, должностных лиц контролирующим органам. Таким образом, в нашем понимании, права работника могут быть восстановлены в форме издания приказа контролирующего органа в отношении подчиненных ему организаций и их должностных лиц. Но при этом не возникают отношения по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права, так как основанием для издания данного правоприменительного акта является наличие подчиненности организаций, их должностных лиц от контролирующих органов. Сказанное, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что вопрос об осуществлении внутриведомственного контроля находится за рамками настоящего исследования, предметом которого является надзор и контроль как способ и форма защиты трудовых прав граждан, что предполагает возникновение отношений по государственному надзору и контролю, издание в рамках этих отношений правоприменительного акта, обязательного для исполнения. В свою очередь по субъектному составу и содержанию отношения, возникающие при осуществлении внутриведомственного контроля, полагаю, могут быть отнесены к отношениям по организации труда и управлению трудом, поскольку издание правоприменительного акта в этих отношениях предполагает наличие трудовых отношений, в которых представитель работодателя должен выполнить приказ(распоряжение) вышестоящего должностного лица или органа.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/30558.html |
|