Быстрый переход к готовым работам
|
0бщие полномочия государственных органов надзора и контроляОбщие полномочия характеризуются тем, что они могут быть использованы органами государственного надзора для устранения любых нарушений трудовых прав работников, они не имеют особенностей при реализации, которые позволяли бы отнести их к специальным полномочиям. Но при этом реализация общих полномочий связана с предварительным процессуальным оформлением. 109
Деление полномочий на общие и специальные отражает самостоятельность трудового права как отрасли. Одной из главных особенностей данной отрасли права называют единство и дифференциацию в регулировании отношений, входящих в её предмет.111 Единство и дифференциация проявляется не только при создании норм трудового права, но и при их реализации. Государственные органы по надзору и контролю обеспечивают реализацию норм трудового права. Поэтому деятельность этой системы органов также имеет непосредственную связь с единством и дифференциацией правового регулирования трудовых отношений. Очевидно, что правовое регулирование включает в себя правоприменительную деятельность.112 Органы государственного надзора призваны не только применять нормы трудового права, но и обеспечивать их соблюдение работодателями. В связи с этим деятельность по государственному контролю и надзору призвана обеспечить реализацию единства и дифференциации при правоприменении. Таким образом, единство и дифференциация проявляется в правоприменительной деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав работников. Применение единства и дифференциации в. правоприменительной деятельности предполагает 111 См.: Трудовое право России. Учебник под ред. А.М.Куренного, - М., Юрист, 2004. С.30-31. Александров Волегов Ю.Б. Значение дифференциации трудового права. Советское государство и право. -М., 1982.- № 1. Головина СЮ. Основания и пределы дифференциации трудового права. В сб. Российское трудовое право на рубеже тысячелетий. СПб.,2001. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. -М., Изд.З. 2001 .Снигирева И.О. К вопросу об отраслевой дифференциации советского трудового законодательства. Советское государство и право, 1964.- № 10. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм.- М., 2003. Трудовое право. Учебник / Под. ред. О.В. Смирнова. Изд.5-М., 2006. Советское трудовое право: Учебник/ Под.ред. А.С. Пашкова, О.В. Смирнова. -М., 1982. Трудовое право России: Учебник/ Под.ред. СП. Маврина, Е.Б. Хохлова.- М.,2002.Догадов В.М. Советское трудовое право и его предмет. Вестник ЛГУ, 1965.- № 5. Трудовое право. Учебник. / Под общей ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. М., 2004. Халдеева Н.В. Единство и дифференциация правового регулирования труда // Трудовое право.-2003.-№4.С51; См.:Сошникова Т.А. Трудовое право России в схемах и таблицах.-М., МосГУ,2004, См.: Сошникова Т.А. Прекращение трудового договора // Кадровик .-2002. № 5. 112 Алексеев С.С Механизм правового регулирования -Учебник по терпи государства и права-М.,1980. Явич Л.С Общая теория права. -Л., 1976.С.50. ПО
наличие соответствующих полномочий, которые должны обеспечивать единство, то есть общее правовое регулирование, а также дифференциацию, то есть специальное правовое регулирование. Сказанное, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что деление полномочий органов государственного надзора и контроля на общие и специальные основано на единстве и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений. Общие полномочия в этом случае призваны обеспечивать единство в правовом регулировании, тогда как специальные полномочия могут быть использованы для обеспечения дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений. Конечно, общие полномочия могут быть использованы при реализации прав, которые отражают дифференциацию в правовом регулировании труда. Однако таких полномочий зачастую бывает недостаточно для обеспечения их-реализации, так как их применение не всегда происходит с учетом требований специального законодательства. Ио' этой причине наряду с общими используются специальные полномочия для. реализации трудовых прав работников, отражающих дифференциацию в правовом регулировании труда. Хотя, общие полномочия призваны обеспечивать как единство, так и дифференциацию в правовом регулировании трудовых отношений, поскольку они направлены на применение общих и специальных норм трудового права. В свою очередь специальные полномочия применяются для защиты трудовых прав работников, которые отражают дифференциацию в правовом регулировании труда. Например, работа во вредных и опасных условиях требует дополнительных полномочий у органов государственного надзора для устранения, нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью работников. К числу таких полномочий* относится возможность приостановки работ, создающих угрозу для жизни и здоровья.окружающих. Для общих полномочий государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права, на наш взгляд, характерны следующие признаки. Во-первых, они имеют правоприменительный, а не 111
правотворческий характер, то есть, они реализуются в форме издания правоприменительных актов. Данные полномочия призваны, защищать частно-правовые интересы. Они не могут быть использованы для защиты публично-правовых интересов. Хотя использование общих полномочий может происходить в смешанной форме, что предполагает при издании правоприменительного акта не только восстановление прав конкретных работников, но и возложение на работодателя, обязанности по правомерному поведению в будущем с целью недопущения нарушений, указанных в правоприменительном акте. В этом случае происходит превентивная- защита неопределённого круга работников. Во- вторых, общие полномочия предусмотрены действующим законодательством, они могут быть использованы различными органами системы государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав работников с надлежащим процессуальным оформлением, которое имеет предварительный характер. Данные полномочия не могут быть использованы на том основании; что их, применение не запрещено действующим законодательством. В-третьих, общие полномочия не имеют перечисленных признаков специальных полномочий, их реализация не отражает дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права используют общие полномочия для выявления нарушений законодательства. Порядок использования» общих полномочий с целью выявления данных нарушений регламентируется не только нормами ТК РФ, но и ФЗ «О' защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля( надзора)» от 14 июля 2001 года, с последующими изменениями и-дополнениями.113 Таким образом, общие полномочия по выявлению нарушений трудовых прав 113 См.: Федеральный закон от 14.07.200!.№ 134-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля ( надзора)»// Российская газета 11 августа 2001. 112
работников могут быть реализованы только с соблюдением норм названного Федерального закона. В соответствии со ст.7 данного Федерального закона мероприятия по проверке соблюдения работодателем трудовых прав работников могут быть проведены только на основании распоряжения (приказа) государственного органа, осуществляющего надзор и контроль за соблюдением норм трудового права. Данное распоряжение должно быть издано полномочным представителем соответствующего государственного органа, как правило, его руководителем. В^ нем должны быть указаны следующие сведения: 1) номер, дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; 2) наименование органа государственного надзора( контроля ); 3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного ( уполномоченных) на проведение мероприятий по контролю; 4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; 5) цель, задача' и предмет проводимого мероприятия по контролю; 6) правовое основание проведения мероприятий по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; 7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/30558.html |
|