У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социализация школьников как социально-педагогическая проблема и ее отражение в концепциях зарубежных и отечественных исследователей

Одной из актуальных проблем, к которой обращаются не только педагоги, но и психологи, социологи, политики является исследование процесса социализации школьников в условиях современной России. Это объясняется, во-первых, резким изменением социальной ситуации в РФ: общество значительно изменилось и продолжает изменяться, процесс стабилизации не закончен. Во-вторых, период становления рыночных отношений, демократизация общества для всех слоев населения повлекли изменения нравственно-ценностных ориентиров, социально-психологических координат, что привело к растерянности, отказу от активной социальной и гражданской деятельности. В-третьих, ситуация осложняется отсутствием общепринятых эталонов и моделей поведения, наблюдаются крайности в их поиске то в социалистическом прошлом страны, то в ее дореволюционной истории, то в истории развития зарубежных стран, то, наконец, в особенностях национальной культуры и менталитета. Все это затрудняет процесс социализации школьников - «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». [Новейший словарь иностранных слов и выражений, 2002:752]. В-четвертых, изменилась роль и место человека на рынке труда в сторону свободы индивидуального выбора, ответственности за собственное благополучие в жизни. Незнание рынка труда породили диспропорцию и на рынке профессий. В отдельных регионах появилось в избыточном количестве людей одних профессий при острой нехватке других.

15

 

Серьезные сложности с трудоустройством возникают и по причине несоответствия профессиональной компетентности работников и высокими требованиями работодателей.

Современных молодых людей сегодня характеризуют подвижная система ценностей, шаткое мировоззрение, потребительско-эгоистическое отношение отдельной части молодежи к жизни, неумение адаптироваться в социуме. Дисбаланс наблюдается и между потребностью молодежи быть успешными в обществе и реальными возможностями в достижении этой цели. Ежегодно увеличивается число невостребованных специалистов с высшим образованием, которые не могут в силу различных обстоятельств решить проблемы профессиональной карьеры. Отсюда - возрастающая роль профессиональной социализации учащихся школы. Проблема профессиональной социализации продиктована и неумением большинства молодежи интегрироваться в общество, неразвитостью способностей к самоконтролю и самообслуживанию, незнанием рынка труда, неумением выстраивать собственную образовательную траекторию через всю жизнь, и как результат - высокий процент безработицы среди молодых людей. «Только хорошее владение профессией, абсолютное желание трудиться могут гарантировать достойный социальный статус и уровень жизни» [Сергушина, 2002: 49-53].

Современная система школьного образования предполагает формирование таких личностных качеств, как образованность и воспитанность, которые соответствуют уровню социально-экономического развития и общественно-политического устройства конкретного государства, и в то же время несет в себе общекультурные, общечеловеческие черты, обусловленные возможностями и логикой прогресса цивилизации. При этом одной из главных целей образовательных воздействий на личность школьника является ее максимально возможная профессиональная социализация, что, в конченом итоге, определяет успешность включения индивидуума после окончания школы в совокупность различных по уровню структурной сложности общественных отношений.  Процесс  формирования человеком  в  течение  всей  его  жизни

16

 

социальных качеств, овладев которыми он станет активным, а значит дееспособным участником социальной жизни, понимается как социализация.

В рамках нашего исследования значительным является определение сущности понятия «социализация».

Термин «социализация» имеет исторические корни: это понятие восходит к латинскому «socialis», что означает «общественный». Впервые применительно к человеку употребил термин «социализация» американский социолог Ф.Г. Гиддингс [Калмыкова, 1990:79]. Официальное принятие термина «социализация» состоялось в 1956 г. внесением его в реестр американской социологической ассоциации. В нашей стране проблема социализации именно с использованием этого термина рассматривается с конца 60-х годов XX века.

В научной литературе существует большое количество дефиниций понятия «социализация». В философии этот термин рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.С. Глизерман, П. Тугаринов, В.Ф. Юлов и др.) [Юлов, 1998:52; Философский энциклопедический словарь, 1983:629]. Следовательно, социализация включает в себя социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность школьников (формирование личности через воспитание).

В социологии социализация включает в себя процессы приобщения к культуре, коммуникации, с помощью которых личность приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни (Э. Гидденс, И.И. Громов, А.Ю. Мацкевич, А.В. Мудрик, Г.Г. Руденко и др.).

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422914.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.