У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Профессиональная социализация школьников: сущность, структура и содержание

Профессиональная социализация как многоаспектное явление включает в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями, профессиональной деятельностью (Е.Л. Болотова, О.С. Газман, В.В. Зотов и др.). Она является объективным воплощением закономерности социально-культурного образования человека как личности, субъективным «самодвижущимся» динамичным процессом (А.В. Мудрик, С.Д. Лопатина, Т.К. Элькинд и Др.)- В отличие от профессионального воспитания, характеризующегося субъектно-объектными отношениями, процесс профессиональной социализации осуществляется по принципу образно-познавательного отражения: ребенок «отсеивает» информацию и берет только то, что нужно.

Г.М. Андреева рассматривает профессиональную социализацию как процесс развития и самореализации человека через усвоение и воспроизводство профессиональной культуры, которая наряду с профессиональными знаниями, умениями, опытом творческой деятельности в профессиональной сфере включает совокупность норм поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии [Андреева, 1989:48-56].

С.Г. Вершловский считал, что критериями эффективности профессиональной социализации является подготовка молодых людей, способных самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. При этом у молодых людей возникает общность опыта, которого никогда не было и не может быть у старших.

36

 

По мнению психолога СВ. Паиреля, изучающего профессиональную социализацию, понятие «профессиональная социализация» суммирует в себе объем качественных характеристик, необходимых человеку для реализации профессиональной «Я-концепции» [Пробст, 2000:98-100].

В социологии у истоков профессиональной социализации стояли Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Г. Зиммель и др., рассматривающие профессиональную социализацию как активный социальный процесс. С одной стороны, это активность самих субъектов (в нашем случае социально-профессиональная адаптация школьников к процессам самоорганизации). С другой, это активность той среды, в которой происходит профессиональная социализация учащихся. Процесс социализации учащихся представляет собой совокупность мероприятий, процессов внешней организации управления развитием личности учащихся как членов общества.

Профессиональная социализация определяется как важный фактор воспроизводства личности молодого человека, реализуемого в объектно-субъектной форме и направленного на активизацию процесса формирования его социальной и профессиональной мобильности. Человек входит в профессиональную жизнь, учитывает опыт прошлых лет, предшествующих поколений и при этом вырабатывает собственный взгляд на мир, корректируя свои убеждения с требованиями времени и социальной среды, которая его окружает. Через профессиональную социализацию индивид достигает определенного социального статуса, который основан на соответствующем уровне образования, наличии профессии, квалификации, семейных отношений и т.д.

С нашей точки зрения, профессиональная социализация школьников это активный, целенаправленный социальный процесс профессионально-личностного становления и развития учащегося, в ходе которого происходит первичная интеграция в профессиональную социокультурную среду. Суть профессиональной социализации заключается в развитии человека как члена профессионального сообщества, в обеспечении его профессионально-личностного становления как субъекта профессиональной деятельности.

37

 

Процесс социализации школьников, с нашей точки зрения, является социально-педагогическим процессом, в котором под воздействием а) социальной среды и б) целенаправленной воспитательной деятельности происходит развитие личности. Это воздействие может быть как социально-контролируемым, так и стихийным, спонтанным.

Сказанное выше позволяет нам сделать принципиально важный для нашего исследования вывод: обретение индивидом социальных качеств происходит в условиях динамичной социальной жизни и социального взаимодействия. Из этого следует, что на разных этапах социализации молодой человек может определиться в своем профессиональном выборе через социальные взаимодействия с будущей профессией.

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что до      * сих пор нет единой классификации этапов профессиональной социализации молодежи. Критериями выделения этих этапов являются а) время физического и социального созревания, б) характер доминирующих форм деятельности и в) основные социальные институты социализации (Г.Е. Зборовский).

Так, Т.М. Ермакова определяет два этапа в профессиональной социализации школьников: первый - приобретение социально обязательных общекультурных знаний и навыков, носящих неспецифический в профессиональном отношении характер. Второй этап - профессиональная социализация, связанная с овладением трудовыми знаниями, навыками, приобщение к соответствующей субкультуре [Ермакова, 1998:20].

По мнению Л.Я. Аверьянова, процесс профессиональной социализации длится до 60-70 лет и является уделом небольшой части людей, имеющих высокий порог самосоциализации [Аверьянов, 2000: 266-270].

Л.Я. Аверьянов рассматривает 4 этапа профессионального (интеллектуального) становления:

1  этап — накопление культурного базиса, создание фундаментальной
социализации, на основе которой произрастают таланты;

  1. этап - специализация знаний;
  2. этап - производство нового знания;

38

 

4 этап - затухание профессиональных знаний.

По мнению В.В. Гузеева, Н.Э. Касаткина, А.В. Мудрика и др., содержание этапов социализации является исторически конкретным, их значение и удельный вес изменяется в зависимости от уровня социально-экономического развития общества. Следовательно, профессиональная форма социализации происходит на многих этапах развития личности человека и представляет собой сложный процесс, формирующийся и развивающийся на протяжении всей жизни человека. При этом роль профессии существует и проявляет себя в любом обществе в единстве трех форм: вида деятельности, социальной общности и института общества. Сущность профессиональной социализации, по их мнению, заключается в том, что профессия как таковая формируется исторически на основе общественного разделения труда для обеспечения воспроизводства, функционирования, развития и взаимодействия специфических профессиональных правил, норм и образцов поведения при определенном виде трудовой деятельности (В.В. Гузеев, Н.Э. Касаткина, А.В. Мудрик, A.M. Пищук и др.).

Ряд ученых (Л.Я. Аверьянов, О.В. Дмитриева, Т.М. Ермакова, Д.Л. Констанстиновский, В.П. Каширин, А.С. Макаренко, В.А. Разумный, СИ. Сергейчик, В.Ю. Троицкий и др.) подчеркивают, что развитие профессиональной социализации у различных групп молодых людей неодинакова: у одних - в более сжатые сроки, у других - медленно, с осложнениями.

Г.М. Андреева, Г.Е. Зборовский, И. Пригожий и др. выделяют три основных этапа профессиональной социализации: 1) дотрудовая, 2) трудовая, 3) послетрудовая. С нашей точки зрения, деление профессиональной социализации на три стадии - дотрудовую, трудовую и послетрудовую -слишком глобально. Целесообразней рассматривать социализацию с позиции возрастных периодов развития личности.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422914.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.