Быстрый переход к готовым работам
|
Структура и содержание профессиональной социализации школьников на этапе предпрофильной подготовки (материалы формирующего эксперимента)Второй этап формирующего эксперимента проводился на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» (задействованы в эксперименте 325 учащихся и 13 педагогов начальной школы, 420 учащихся 5-9 классов и 34 учителя-предметника), «Средняя общеобразовательная школа № 13» (219 учащихся и 9 педагогов начальной школы, 302 учащихся 5-9 классов и 32 учителя-предметника), «Средняя общеобразовательная школа № 21» (175 учащихся и 7 педагогов начальной школы, 272 ученика 5-9 классов и 30 учителей-предметников), «Гимназия № 11» (150 учащихся и 6 педагогов начальной школы, 251 учащийся 5-9 классов и 23 учителя-предметника) г. Норильска Красноярского края. На втором этапе формирующего эксперимента решались следующие задачи: но
В основу экспериментальной работы по профессиональной социализации школьников на этапе предпрофильной подготовки был положен метод проектирования. Основоположником педагогического метода проектов считается американский психолог и педагог Дж. Дьюи, хотя ни в одном из педагогических трудов он не указывает такого названия. В 1910-е гг. профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов: «проекты игр», «экскурсионные проекты», «повествовательные проекты», «конструктивные проекты». В 1905 году под руководством СТ. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в педагогическую практику нашего государства, но вызывает полярные оценки - от «универсального метода» до «легкомысленного прожектерства». Н.К. Поливанова под проектной деятельностью понимает установление связи между замыслом и реализацией, в которой «действующий, моделируя действительность в целостной, художественной форме, экспериментируя с ней, обнаруживает связь ситуации действования с собственными переживаниями и состояниями». Проектная деятельность предполагает пространства действия в воссоздаваемой ситуации. Центром этой связи является сфера человеческих отношений, педагогическое регулирование обеспечивает успешность реализации модели [Поливанова, 1998:14-17]. Таким образом, вовлечение ученика в проектную деятельность - это средство активизации познавательной деятельности, развития творческих 117
способностей и вместе с тем формирование определённых личностных качеств через исследование новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. И.С. Сергеев отмечает уникальность метода проектов: «Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим» [Сергеев, 2006:72]. Составляя классификацию проектов, И.С. Сергеев делит их на школьного учебно-воспитательного процесса приемлемы монопроекты и межпредметные, внутриклассные и внутришкольные. Также И.С. Сергеев делит проекты на исследовательский, информационный, творческий, ролевой и практико-ориентированный. Отличается и роль педагога в организации учебно-воспитательного процесса при использовании технологии проектирования. Он меняет свои функции от менторских к тьютерским. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и товарища по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Только высокая профессиональная и методологическая компетентность педагога позволит построить процесс как результативную созидательную творческую работу всех его участников. Таким образом, проектная деятельность школьников является учебно- выработанных представлений о конечном продукте деятельности, изначальное определение этапов работы, включающих постановку целей и задач, гипотезы по их выполнению, и собственно реализация проекта, которая заканчивается 118
его осмыслением и рефлексией результатов деятельности. В ходе работы над проектом происходит активизация познавательной деятельности школьника, в результате которой формируется у обучающихся системное мышление. Оно предполагает умение выполнять следующие умственные операции: перенесение ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельный анализ проблемы в знакомой привычной ситуации; видение новой функции знакомого объекта, вариантов решения, возможного способа поиска ответа; формулировку значимых выводов из обобщений, рефлексию. Следовательно, личностно-деятельностный подход в организации предпрофильной подготовки, взятый нами за основу, является важнейшим условием, обеспечивающим эффективность готовности учащихся к социально-профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. Данный процесс необходимо рассматривать как развитие личности ребенка, и связан он с активным поиском новых форм, методов и средств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения. Как показало наше исследование, в ходе работы над проектом развиваются такие качества личности, как умение видеть проблемное поле, формулировать ведущую проблему и ставить задачи, умение осуществлять целеполагание и планирование, генерировать идеи, осуществлять поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать презентацию в различных формах и отвечать на вопросы, самоанализ и рефлексия. Кроме того, развиваются коммуникативные компетенции, менеджерские умения и навыки, толерантность при работе в сотрудничестве. Однако результат будет позитивным, если процесс введения технологий проектирования будет построен в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422914.html |
|