Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентации на этапе дошкольного детстваОпираясь на результаты анализа психолого-педагогической литературы, представленные в предшествующих параграфах, можно констатировать, ■ что процесс формирования нравственных ценностных ориентации представляет собой становление ядра нравственной сферы в виде иерархизированной системы ценностей субъекта, определяющей избирательность его поведения, мотивы и цели деятельности. В классической педагогике XVII - XIX вв., исходящей из тезиса Дж. Локка о душе ребенка как чистой доске, акцентировалась ведущая роль окружающей социокультурной среды и опыта ребенка в формировании его нравственной сферы. Воспитание нравственности связывалось с закреплением позитивных ассоциативных связей между воздействием среды и поведени- ' ем субъекта (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт и другие). В то же время, возможность осмысления и осознания субъектом ценностей, влияющих на его поведение, предполагалась лишь по достижении им определенного возраста, когда абстрактное мышление оказывалось достаточно развитым для рационального постижения нравственных категорий. Впоследствии представители психологической школы бихевиоризма предложили еще более жесткую социально-детерминистскую концепцию, представив процесс формирования нравственных ценностных ориентации как выработку привычек нравственного поведения путем формирования условно-рефлекторных связей ' между стимулами (воздействием окружающей среды), и реакциями (поведенческими проявлениями индивида). При этом содержание психики индивида вообще и его сознание в частности не выступало предметом их рассмотрения. На указанных выше основаниях сформировались традиционные для педагогики представления о ценностных ориентациях как элементе преимущественно разумной сферы психики индивида и вытекающие из них выводы о том, что наиболее интенсивно процесс формирования ценностных ориента- 50
ций идет в подростковом возрасте в связи со становлением высших форм . сознания (абстрактного, логического, рационального мышления). Из этих же оснований выводится и не вполне верное, на наш взгляд, следствие, что на более ранних этапах онтогенеза формирование нравственных ценностных ориентации вообще невозможно. Вместе с тем философские и психолого-педагогические учения о природе нравственности, исповедующие эволюционные взгляды на психическую жизнь человека, говорят о естественности нравственных компонентов его психики, уходящих своими корнями в мир общения высших животных [28; 213]. Как показывает анализ научных источников, гуманистическая педаго- ■ гика всегда рассматривала формирование ценностных ориентации человека как длительный процесс, сопровождающий, по-сути, весь его жизненный путь, начиная с момента появления на свет и не завершающийся с достижением взрослости. В частности, отечественные ученые антрополого-гуманис-тического направления П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский писали об особой значимости детства в становлении нравственных ценностных ориентации человека. Так, например, Н.И. Пирогов утверждал, что «будущая нравственная сторона человека рано, чрезвычайно рано, едва ли не с пеленок, обна- . руживается в ребенке», и «воспитание надо начать с колыбели, если желаем коренного переворота нравов, влечений и убеждений общества» [200, 13]. Л.Н. Толстой в своей автобиографии восклицает: «Разве не тогда я приобрел так скоро и так много, что уже во всю мою последующую жизнь не прибавилось одной сотой!» [200, 11]. Формируясь в педагогической мысли европейцев на протяжении длительного периода, начиная с эпохи Возрождения и до настоящего времени, гуманистическая педагогика нашла свое подтверждение в идеях психоаналитической школы и экспериментальной педагогики XX в. (А. Адлер, Д. Дьюи, . А. Маслоу, М. Монтессори, 3. Фрейд, Э. Эриксон и другие). Эти научные школы обратили внимание на значительный пласт бессознательной психики 51
человека, определяющий его поведение и деятельность, констатировали биологическую природу не только витальных, но и высших потребностей человека, а также подчеркнули особую судьбоносную роль детства, в частности, дошкольного его периода, в становлении всего внутреннего мира индивида, ядром которого выступает система ценностных ориентации. Так, например, 3. Фрейд подчеркивал доминирование неосознанного раннего (детского) опыта в структуре и проявлениях личности взрослого. По его мнению, в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а, скорее, имеет место проявление особенностей личности, сформировавшихся в первые годы жизни [206, 166-177]. Для 3. Фрейда формирование ценностно-смысловой сферы, как и всей личности, завершается к 5-летнему возрасту. А. Адлер замечал, что стиль жизни настолько прочно кристаллизируется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом направлении всю жизнь. Для Э. Эриксона дошкольное детство - возраст появления первых жизненных смыслов, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними, что жизнь для них имеет цель [206, 224-245]. Представления о том, что человеку «врождены» не только витальные потребности (в еде, сне, безопасности и др.), но и более «высокие» социальные - в принадлежности к какой-либо группе (А. Адлер), в общении, в самоактуализации и реализации природных задатков и потенций (А. Маслоу), -открывают возможности для формирования нравственных ценностных ориентации у детей дошкольного возраста, поскольку позволяют опираться на биологически заложенные механизмы психики. Высказанные идеи согласуются с ведущей отечественной концепцией восхождения личности к потребностям (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие), согласно которой в ходе социализации ребенка происходит развитие и преобразование природных потребностей под влиянием социокультурной среды. А.Н. Леонтьев подчеркивает роль дошкольного детства как периода первоначального фактического складывания 52
личности. По его мнению, именно в дошкольные годы устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство личности [104, 13-25]. Д.Б. Эльконин рассматривает дошкольное детство как сензитивный период для формирования первых ценностных ориентации в сфере общения со сверстниками [219]. B.C. Мухина утверждает, что в дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя еще и не вполне сложившейся. В своих исследованиях отечественные педагоги и психологи утверждают, что уже в дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение моральных представлений, усваиваются первые этические оценки, на их основе поступки окружающих делятся на хорошие и плохие. В этом возрасте центральным требованием для ребенка становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали [120; 157; 219 и др.]. Специфической особенностью дошкольного детства является преобладание эмоционально-чувственной сферы в психике ребенка [26; 105; 116; 120; 121; 157 и др.]. В связи с этим утверждение классической педагогики о затруднительности или даже невозможности формирования ценностных ориентации в дошкольном возрасте не лишено оснований, так как этот процесс предполагает осмысление опыта, обращение к рассудку, разуму, мышлению субъекта. Вместе с тем в названных выше психолого-педагогических исследованиях убедительно показана решающая роль дошкольного возраста в процессе формирования личностных качеств и ценностных ориентации. Это противоречие, с нашей точки зрения, связано с недостаточной исследованностью и использованием особых способов присвоения культурных ценностей, свойственных детскому возрасту. Эти способы базируются на врожденных формах психики, влияние которых особенно сильно в детском возрасте. С нашей точки зрения, одним из таких способов является непосредственное «впечатывание» (импринтинг) норм, ценностей, правил, в ходе которого особую роль играют эмоциональное состояние, чувства ребенка, с одной стороны, и его 53
врожденные потребности - с другой. Понятие импринтинг введено этологом К. Лоренцом применительно к способности новорожденных рецепторно фиксировать предметы окружающего мира и использовать затем эту информацию в ходе ориентации во внешней среде. Мы используем понятие гшприн-тинга в качестве рабочего термина применительно к дошкольному возрасту для обозначения особого способа усвоения нравственных ценностей и норм, выступающих в дальнейшем средствами ценностной ориентировки. В этом случае эмоционально-чувственное восприятие дошкольника позволяет, минуя рассудок (сознание), на рефлекторном уровне формировать систему нравственных представлений и базовых ценностных ориентации ребенка, которая по мере его взросления подкрепляется работой разума, рефлексией. Таким образом, главной особенностью дошкольного возраста в отношении исследуемого процесса выступает эмоционально-рефлекторное присвоение ценностей, формирующее ту глубинную подсознательную часть психики ребенка, которая, по мнению представителей самых разных психологических школ, определяет его поведение во взрослом периоде жизни.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html |
|