Быстрый переход к готовым работам
|
Ценностный потенциал программ современного дошкольного образованияВ настоящее время в связи с возникновением большого количества специализированных или частных детских садов и прогимназий появились различные альтернативные программы для дошкольных образовательных учреждений. Педагогическому коллективу ДОУ и каждому воспитателю предоставляется право выбрать наиболее понравившуюся программу или составить ее из нескольких программ соответственно направленности воспитательно-образовательного процесса, а также своим педагогическим взглядам и запросам общества. Большинство программ имеют ярко выраженную направленность на умственное развитие, приобретение конкретных знаний и подготовку детей к школе. Требования, предъявляемые современным обществом, к развитию интеллектуальной сферы детей настолько высоки, что они часто вытесняют из образовательной деятельности педагогов дошкольного образования задачи эмоционально-волевого, нравственного развития детей. Данные обстоятельства побудили нас проанализировать наиболее часто встречающиеся современные программы ДОУ с точки зрения их аксиологического содержания и выявить состояние формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников на практике. Многие годы советская дошкольная педагогика работала по «Программе воспитания и обучения в детском саду», которая издавалась под редакцией М.А. Васильевой. В силу того, что многие разделы программы были значительно идеологизированы, а ДОУ продолжали работать по данной программе и в постсоветское время, возникла необходимость внести изменения. Так, в 2004 году вышел доработанный и обновленный вариант «Про- 79
граммы воспитания и обучения в детском саду», который используется в современной практике [150]. Данная программа решает задачи нравственного воспитания почти во всех своих разделах, а именно через художественную литературу, развитие речи, окружающий мир, изобразительную деятельность, игру, труд, конструирование, физическую культуру, музыкальное воспитание. Помимо этого в • «Программе воспитания и обучения в детском саду» имеется раздел, специально посвященный нравственному воспитанию, в котором обозначены задачи данного направления: - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками; воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, помогать им; - формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедли- ■ - развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодоле- вать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру;
Для реализации этих задач предлагается две группы методов, одна из которых направлена на развитие моральных привычек, то есть поведенческого компонента нравственной сферы (приучение к положительным формам общественного поведения, пример взрослого и других детей, организация совместной деятельности, целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей и др.); другая - на развитие нравственных представлений, 80
то есть когнитивного компонента нравственной сферы (беседа на этические темы, чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, методы убеждения, поощрения и наказания). В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» отводится определенное место развитию эмоционального компонента нравственной сферы дошкольников (понимание и проявление эмоций, развитие нравственных чувств). Однако методы, предлагаемые для решения этих задач, также направлены либо на формирование поведения, либо на развитие моральных представлений. О включении в воспитательный процесс проблемно-поисковых методов, о создании ситуаций нравственного выбора (в которых реализуется психологический механизм формирования нравственных ценностных ориентации - выбор) не упоминается, что не способствует субъ-ективизации нравственных норм детьми. Среди психологических механизмов здесь могут быть выявлены лишь интериоризация и оценка. Программа «Радуга», разработанная сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания под руководством Т.Н. Дороновой, представляет собой как содержание дошкольного образования, так и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей дошкольного возраста в детском саду [161; 162]. Анализ содержания образования, представленного в этой программе, позволяет констатировать, что для возрастной группы детей 5-6 лет задачи нравственного воспитания в явной форме не сформулированы. Однако в разделах программы обращается внимание на формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру («познавательное развитие»), на ответственность человека за животных («царство животных»), на различные эмоциональные состояния людей («изобразительное искусство») и др. Авторы обращают внимание воспитателя на соблюдение этических норм поведения воспитанников в повседневной жизни [161]. В программе «Радуга» для возрастной группы 6-7 лет появляется раздел «Моральное развитие». Авторы данной программы утверждают, что именно 81
этот возраст является сензитивным для морального развития, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно этот период благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни. Поэтому то, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека [162, 26]. Среди задач воспитания на этом этапе в программе особо выделяется соблюдение основных моральных норм (быть честным, справедливым и т.п.). Коллектив авторов считает, что детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, то есть соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушить норму и свободно делать правильный моральный выбор. Поэтому условием для успешного формирования морального поведения в «Радуге» является знание и понимание детьми моральных предписаний и требований.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html |
|