У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Ценностный потенциал программ современного дошкольного образования

В настоящее время в связи с возникновением большого количества спе­циализированных или частных детских садов и прогимназий появились раз­личные альтернативные программы для дошкольных образовательных учре­ждений. Педагогическому коллективу ДОУ и каждому воспитателю предос­тавляется право выбрать наиболее понравившуюся программу или составить ее из нескольких программ соответственно направленности воспитательно-образовательного процесса, а также своим педагогическим взглядам и запро­сам общества. Большинство программ имеют ярко выраженную направлен­ность на умственное развитие, приобретение конкретных знаний и подготов­ку детей к школе. Требования, предъявляемые современным обществом, к развитию интеллектуальной сферы детей настолько высоки, что они часто вытесняют из образовательной деятельности педагогов дошкольного образо­вания задачи эмоционально-волевого, нравственного развития детей.

Данные обстоятельства побудили нас проанализировать наиболее часто встречающиеся современные программы ДОУ с точки зрения их аксиологи­ческого содержания и выявить состояние формирования нравственных цен­ностных ориентации у дошкольников на практике.

Многие годы советская дошкольная педагогика работала по «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду», которая издавалась под редакцией М.А. Васильевой. В силу того, что многие разделы программы бы­ли значительно идеологизированы, а ДОУ продолжали работать по данной программе и в постсоветское время, возникла необходимость внести измене­ния. Так, в 2004 году вышел доработанный и обновленный вариант «Про-

79

 

граммы воспитания и обучения в детском саду», который используется в со­временной практике [150].

Данная программа решает задачи нравственного воспитания почти во всех своих разделах, а именно через художественную литературу, развитие речи, окружающий мир, изобразительную деятельность, игру, труд, конст­руирование, физическую культуру, музыкальное воспитание. Помимо этого в • «Программе воспитания и обучения в детском саду» имеется раздел, специ­ально посвященный нравственному воспитанию, в котором обозначены зада­чи данного направления:

-   воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть,

трудиться,  заниматься сообща, умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками; воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отно­шение к малышам, пожилым людям, помогать им;

-    формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедли-   ■
вость, скромность;

-   развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодоле-

вать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требо­ваниям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру;

  • формирование умения оценивать свои поступки, доброжелательно оцени­вать поступки других людей;
  • воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей дейст­вительности [150, 142, 182-183].

Для реализации этих задач предлагается две группы методов, одна из которых направлена на развитие моральных привычек, то есть поведенческо­го компонента нравственной сферы (приучение к положительным формам общественного поведения, пример взрослого и других детей, организация со­вместной деятельности, целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей и др.); другая - на развитие нравственных представлений,

80

 

то есть когнитивного компонента нравственной сферы (беседа на этические темы, чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, методы убеждения, поощрения и наказания).

В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» от­водится определенное место развитию эмоционального компонента нравст­венной сферы дошкольников (понимание и проявление эмоций, развитие нравственных чувств). Однако методы, предлагаемые для решения этих за­дач, также направлены либо на формирование поведения, либо на развитие моральных представлений. О включении в воспитательный процесс проблем­но-поисковых методов, о создании ситуаций нравственного выбора (в кото­рых реализуется психологический механизм формирования нравственных ценностных ориентации - выбор) не упоминается, что не способствует субъ-ективизации нравственных норм детьми. Среди психологических механизмов здесь могут быть выявлены лишь интериоризация и оценка.

Программа «Радуга», разработанная сотрудниками лаборатории до­школьного воспитания под руководством Т.Н. Дороновой, представляет со­бой как содержание дошкольного образования, так и методическое руково­дство по воспитанию, развитию и образованию детей дошкольного возраста в детском саду [161; 162].

Анализ содержания образования, представленного в этой программе, позволяет констатировать, что для возрастной группы детей 5-6 лет задачи нравственного воспитания в явной форме не сформулированы. Однако в раз­делах программы обращается внимание на формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру («познавательное развитие»), на ответст­венность человека за животных («царство животных»), на различные эмоцио­нальные состояния людей («изобразительное искусство») и др. Авторы обра­щают внимание воспитателя на соблюдение этических норм поведения вос­питанников в повседневной жизни [161].

В программе «Радуга» для возрастной группы 6-7 лет появляется раздел «Моральное развитие». Авторы данной программы утверждают, что именно

81

 

этот возраст является сензитивным для морального развития, когда заклады­ваются основы морального поведения и отношения. Одновременно этот пе­риод благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты ко­торого нередко проявляются в течение всей последующей жизни. Поэтому то, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека [162, 26].

Среди задач воспитания на этом этапе в программе особо выделяется соблюдение основных моральных норм (быть честным, справедливым и т.п.). Коллектив авторов считает, что детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, то есть соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и инте­ресам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние меха­низмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушить норму и свободно делать правильный моральный выбор. Поэтому условием для ус­пешного формирования морального поведения в «Радуге» является знание и понимание детьми моральных предписаний и требований.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.