У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Становление профессионализма как процесс профессионального развития человека

Изучению становления профессионализма посвящены работы многих исследователей (В.А. Бодров, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др.). Большинство ученых отмечают: с одной стороны, особенности человека-профессионала (как личности, субъекта дея­тельности и индивидуальности) оказывают существенное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности (являющиеся объективными критериями профессионализма человека); с другой стороны, само формиро­вание человека-профессионала происходит в ходе профессиональной дея­тельности и под ее влиянием.

Анализ научной литературы показывает, что профессиональное станов­ление может быть представлено в виде двух основных линий:

а) как развитие деятельности (ее структуры, совокупности способов и
средств, порядок следования которых друг за другом имеет целевую детерми­
нацию);

б) как процесс развития личности в онтогенезе (как временная после­
довательность ступеней, периодов, стадий на всем жизненном пути).

 

39

Мы считаем, что указанные подходы нужно рассматривать как взаимо­дополняющие. Соответственно, профессионализация человека, рассматри­ваемая с начала периода профессионального самоопределения и до заверше­ния активной трудовой деятельности, представляет собой синтез указанных двух линий. В рамках этих стратегических линий познания процесса профес­сионального становления человека рассмотрим ряд концепций и теорий про­фессионального развития.

Профессиональное становление как развитие деятельности. В ос­нове концепции профессионального развития как изменения психологиче­ской структуры деятельности лежат представления об основных направлени­ях развития человека как субъекта труда. Основной акцент делается на изучение изменений, происходящих в процессе профессионализации в ис­полнительной, когнитивной, мотивационно-ценностной и индивидуально-личностной сферах человека.

Работы В.Д. Шадрикова и Г.В. Суходольского представляют направле­ние изучения профессионального становления человека, связанное с исследо­ванием развития деятельности как системы.

В.Д. Шадриков проводит анализ генезиса профессиональной деятель­ности. Обращается внимание на формирование мотивов, целей, информаци­онной основы, программы профессиональной деятельности, развитие спо­собностей и профессионально важных качеств в процессе профессиональ­ного обучения человека. В.Д. Шадриков считает, что исходной базой для формирования психологической системы деятельности являются потребно­сти человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизнен­ный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамиче-ских качеств, свойства личности. В то же время автор подчеркивает, что в процессе деятельности человек не только преобразует окружающий мир, но преобразует и самого себя. В процессе формирования психологической сис­темы деятельности происходит изменение мотивов, целей, информационной

 

40

основы, эффективности исполнения; изменяются уровни функционирования физиологических механизмов деятельности [160,161].

Г.В. Суходольский рассматривает развитие деятельности как индивиду­альную и социальную эволюцию ее строения, ценностей, имеющихся форм, которая за определенный исторический период приводит к заметному про­грессу деятельности. Сущность этой эволюции заключается в кинетике соци­альных и личных потребностей, порождающих и обусловливающих статику и динамику профессиональных мотивов в популяции профессионалов. Отмеча­ется, что с общих психологических позиций механизм саморазвития деятель­ности представляет собой творчество в широком смысле, а с позиций психо­логии труда - это рационализаторство и изобретательство как высшие прояв­ления творчества в трудовой деятельности [142].

Таким образом, автор рассматривает историческую эволюцию деятель­ности, связывая индивидуальное развитие человека как субъекта деятельно­сти с развитием профессионального сообщества.

Рассматривая развитие деятельности, исследователи, так или иначе приходят к анализу развития свойств человека-деятеля. Не выделяя непо­средственно отдельные уровни человека, авторы рассматривают развитие свойств на уровне различных образований: как индивида (изменения уровней функционирования физиологических механизмов); субъекта деятельности (развитие профессионально важных качеств, способностей, уровней испол­нения и др.); личности (мотивы, мировоззрение, установки, цели, опыт и др.) и индивидуальности (индивидуальный стиль деятельности, творчество и др.). Выделяются и исходные основы (или, по сути, составляющие индивидуаль­ного ресурса профессионального развития человека): нейродинамические ка­чества, особенности отдельных психических функций, потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт.

Если подходить к анализу профессионального развития с позиций разви­тия деятельности, то необходимо выделять и оценивать степень развития ее

 

основных компонентов. По В.Д. Шадрикову, система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов, целей, программы и информационной основы деятельности, принятия решения и профессионально важных качеств. Отмечается, что система деятельности является категорией изменчивой, раз­вивающейся. В то время как структура ее компонентов остается, как правило, неизменной, ее отдельные подсистемы обладают относительной функцио­нальной независимостью и возможностью к развитию [158].

В своем исследовании В.М. Клещевская выделяет ряд компонентов про­фессиональной деятельности, анализ которых позволяет сделать вывод об основных направлениях развития человека как профессионала [54]:

  1. когнитивный компонент (в который автор включает адекватное цело­стное представление о профессии);
  2. исполнительный компонент (включающий сформированные навыки, умения, а также профессионально важные качества);
  3. мотивационно-ценностный компонент (характеризующий, по пред­ставлениям В.М. Клещевской, выраженность профессиональной направлен­ности);
  4. индивидуально-личностный компонент (характеризующий совершен­ствование профессионально важных качеств).

Подчеркивается, что увеличение выраженности данных признаков опре­деляется как профессиональное развитие. С другой стороны, отсутствие уве­личения выраженности указанных признаков свидетельствует о невозможно­сти профессионального развития в данной трудовой сфере и является факто­ром, инициирующим развитие кризисной ситуации.

Согласно второй линии в изучении профессионального становления че­ловека профессионализация рассматривается как стадийный процесс разви­тия человека в онтогенезе (как временную последовательность ступеней, пе­риодов, стадий на всем жизненном пути). Именно на этих позициях и строят­ся модели профессионального развития и классификации стадий развития

 

42

человека (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, С.А. Боровикова, Э.Ф. Зеер, А.К. Мар­кова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров).

Представителем этого направления в изучении профессионального раз­вития является американский ученый Дональд Сьюпер, который анализирует становление человека-профессионала как целостный процесс, включающий в себя ряд последовательных этапов, характеризующихся формированием ин­тересов, способностей и развитием «Я-концепции». Д.Сьюпер в 1952 году сформулировал ряд положений теории развития, ставшей в последующем самой популярной на Западе (приводится по Кондакову И.М., Сухареву А.В. [63]):

  • люди характеризуются способностями, интересами и свойствами лич­ности; каждый человек подходит к ряду профессий, а профессия - к ряду ин­дивидов;
  • в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития;
  • профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз; особенности развития определяются социально-экономическим уровнем жизни родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможно­стями; на разных стадиях развитием можно управлять;
  • профессиональное развитие состоит в развитии и реализации «Я-концепции»;
  • взаимодействие «Я-концепции» и реальности происходит при испол­нении профессиональных ролей;
  • удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид на­ходит адекватные возможности для реализации своих способностей, интере­сов, свойств личности в профессиональной ситуации.

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная в 1988 г. Е.А. Климовым [55]. Считаем не­обходимым привести ее, поскольку каждый из выделяемых периодов и ста-

 

43

дий характеризует ресурсность профессионального развития человека. Пер­вый период (период «допрофессионального развития») включает следующие три стадии:

1.. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функции восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и мо­ральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и при­общения человека к труду.

2.. Стадия игры («период дошкольного детства» - от 3 до 7-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческих деятельностей, а также знакомство с конкретными профессиями.

3.. Стадия овладения учебной деятельностью («период младшего школьного детства» от 7-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою дея­тельность и т.д.

Далее наступает второй период - «выбора профессии» (или период про­ектирования «старта» и жизненного пути).

4. Стадия оптанта (от лат. optatio - желание, выбор), или оптации -осознанной подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Возрастной интервал от 11-12 до 14-18 лет. Парадоксальность этой стадии в том, что в ситуации «опта­ции» может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отме­чает Е.А.Климов, оптация- это не столько указание на возраст, сколько на си­туацию выбора профессии.

Следующий период - профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала - включает 6 стадий.

5. Стадия адепта, или стадия профессиональной подготовки, прихо­дится на возраст от 15-18 до 16-23 лет. Это профессиональная подготовка, ко­торую проходят большинство выпускников школ. Если речь идет о многолет­ней подготовке профессионала, то необходимо различать тех, кто находится

 

44

на первом, втором и т.д. годах обучения. Год от года происходят существен­ные изменения самосознания, направленности личности, информированно­сти, умелости и других сторон индивидуальности. Есть здесь и свои кризисы развития.

  1. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
  2. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полно­ценного коллеги, способного стабильно работать и выполнять требования на нормативно заданном уровне. Эта стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональную группу в качестве полноценного члена (от англ. internal - внутренний).
  3. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне. Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные за­дачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он приобрел свой оп­ределенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его резуль­таты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаме­нимым работником.
  4. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мас­теров. Он мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессио­нальном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.

10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста.
Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» едино­
мышленниками, учениками, последователями (независимо, имеют ли они
официальный статус учеников). На этой стадии работник становится не про-

 

45

сто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать свой опыт ученикам, и воплотить в них лучшую часть своей души.

Меньшую известность получила периодизация профессионального раз­вития как непрерывного процесса самоопределения, предложенная психоло­гами Санкт-Петербургского университета [117].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.