Быстрый переход к готовым работам
|
Профессиональная деятельность как условие развития и реализации личностного потенциалаВ связи с рассмотрением профессиональной деятельности преподавателя вуза в качестве условия реализации индивидуального ресурса профессионального развития человека считаем необходимым уточнить содержание понятий «профессиональная деятельность» и «личностный потенциал» и их взаимосвязь. При исследовании системы «человек - профессия» следует принимать во внимание целый комплекс характеристик человека, от которых в большей
69 или меньшей степени зависит конечный успех в профессиональном становлении человека и которые в совокупности определяют содержание личностного потенциала профессионального развития. Важнейшей составной частью индивидуального ресурса профессионального развития человека является его профессиональная пригодность. Рассмотрим ее основные элементы и составляющие. Е.А. Климов выделяет пять основных элементов профпригодности, которые образуют нечто целое - систему [55]:
5. Профессиональная подготовленность - знания, навыки, умения, опыт. которые предопределяют уровень его профпригодности [44]:
70 фессионализации) знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения типовых и внештатных трудовых задач;
Отечественные ученые подчеркивают, что в профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное - это, прежде всего, предпосылки, из которых человек сам строит свой профессиональный путь (Митина Л.М. [92]). Основным же фактором профессионального развития является внутренний мир человека, его активность, потребность в самореализации. Решающее влияние на процесс профессионального развития оказывают заложенный личностный потенциал в человеке, ресурсы личности, возможность их развития и совершенствования. Кроме того, движущими силами развития человека как субъекта деятельности, как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, противоречия между стремлениями, возможностями, потенциалами человека и его интересами, отношениями, направленностями (или, по терминологии В.А. Ганзена и Л.А. Голо-вей, - противоречие между потенциями и тенденциями [24]) разрешаются в деятельности и служат движущими силами развития индивидуальности человека. В.А. Машин выделяет три стадии развития личностного потенциала, связывая их с возникновением и разрешением внутренних противоречий [86,
71 87]: 1) стадию развития (разрешения противоречия); 2) стадию порождения нового внутреннего противоречия; 3) стадию поиска внутренних путей преодоления возникшего внутреннего противоречия. Признавая, что важнейшим источником развития является разрешение противоречий, Л.М. Митина делает акцент на внутриличностном противоречии. Внутриличностное противоречие определяется как «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций в самосознании личности (оценок, притязаний, установок, интересов), которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе своего развития» [91, с.79]. Л.М. Митина отстаивает позицию, согласно которой профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации. В качестве основных факторов развития рассматривается внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. По мнению автора, объектом профессионального развития и формой реализации личностного потенциала человека в профессиональной деятельности являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, а также поведенческая и эмоциональная гибкость. Исследователь считает, что выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя и в разной степени) [90]. В.А. Бодров в качестве основной движущей силы развития личности называет противоречие между требованиями деятельности и уровнем развития как отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированных структур психики. Исследователь напоминает, что, помимо профессиональной деятельности, и другие формы поведенческой активности
72 личности детерминируют ее развитие, а между требованиями различных видов поведенческой активности к психической сфере человека тоже могут быть противоречия [14]. В психолого-педагогической теории деятельности профессиональная деятельность описывается вектором «мотив-цель». Под целью понимается идеальный, или мысленно представляемый результат. Образ-цель определяет критерии отбора информации о состоянии предмета труда, орудий труда и среды, направляет процесс переработки информации и принятие решений, корректирует исполнительные действия. Ведущая роль понятию «мотив-цель» отводится в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина, К.К. Платонова и др., посвященных психологическому изучению деятельности. Под мотивом понимаются внутренние побуждения человека к данной деятельности. В.Д. Шадриков отмечает, что в качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззрение, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки [159, с. 157-168].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html |
|