У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Профессиональная адаптация и профессиональные деформации преподавателя вуза

Включение человека в профессиональную деятельность сопровождается процессами адаптации его к новым условиям и требованиям. Это требует мо­билизации адаптационных ресурсов человека.

С возрастом различные функции преподавателя становятся все более взаимосвязанными, скоординированными, интегрированными в некоторый целостный ансамбль, что позволяет компенсировать недостатки в развитии одной функции, например, памяти, за счет более высокого развития другой, например, мышления, это сохраняет в течение длительного времени высокие профессиональные достижения. Функциональная база преподавателя осуще­ствляет свое дальнейшее развитие, углубляет профессиональные представле­ния об окружающем мире, развивает взгляды и убеждения, осваивает эффек­тивные методы теоретической и практической деятельности в обучении. Раз­витие преподавателя в период взрослости характеризуется степенью гетеро-хронности. Необходимо строить отношения с преподавателем вуза с акцента­ми на его профессиональные достижения, обеспечивая ему высокую само­оценку, возможность и способность чувствовать новое, адаптироваться в но­вых педагогических реалиях.

В психологии используется понятие «адаптационные способности» (или «адаптивность»). Адаптивность рассматривается как индивидуально-психологическая особенность личности, являющаяся условием успешного приспособления к изменениям профсреды и определяющая адекватное ее тре­бованиям поведение человека, его эффективное взаимодействие с данной сре­дой без чрезмерного нервно-психического напряжения (Дмитриева М.А.) [33]. Важным аспектом профессиональной адаптации является принятие человеком профессиональной роли. При этом эффективность профессиональной адапта-

 

114

ции в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек вос­принимает себя (свою профессиональную роль) и свои профессиональные связи и отношения. Адекватность же восприятия своей роли и своих отноше­ний во многом зависит от уровня интеллекта.

А.Б.Георгиевский на основе сравнительного анализа большого числа оп­ределений адаптации предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адап­тация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внут­ренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамиче­ского равновесия» [25, с.27].

Из всего разнообразия проявлений феномена адаптации нас интересует проявление адаптации в трудовой и профессиональной деятельности. Ф.Б.Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществ­ления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обес­печивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения принятым требованиям [10].

М.А.Дмитриева развивает и конкретизирует понятие психической адап­тации, рассматривая проявление этого психологического феномена в профес­сиональной деятельности. Под психологической профессиональной адаптаци­ей исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда» [33, с. 43-61].

Профессиональная среда включает в себя субъектов деятельности, объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду. Адаптивность как способность человека к адап­тации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности.

 

115

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характе­ристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного про­цесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. М.А.Дмитриева в процессе адаптации человека к профессиональной деятель­ности выделяет ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, воз­можная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптаци­онных возможностей [33].

Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом. Ф.Б.Березин фор­мулирует три критерия оценки психической адаптации в условиях определен­ной профессиональной деятельности [10]:

  1. успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими ли­цами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);
  2. способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);
  3. осуществление деятельности без значимых нарушений физическо­го здоровья.

Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков де­задаптации. Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсив­ных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различ­ных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и трав-

 

116

магизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соот­ветствуют признакам стресса.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.