У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Содержание и структура социальной адаптации личности

Социальная адаптация личности является сложной системой, имеющей свою логику и структуру. Основными ее компонентами являются: адаптивная деятельность, адаптивная ситуация, адаптивные барьеры, стратегия адаптации, адаптационный потенциал, адаптационная система.

Адаптационные процессы в социуме, по мнению М.В. Ромма, не возмож­ны без устойчивого информационного взаимодействия между социальной сис­темой и окружающей средой. Поэтому любая адаптивная система должна включать в себя как минимум две системы: ту, которая адаптируется, и ту, к которой эта адаптация осуществляется. М.В. Ромм различает следующие под­виды систем, находящиеся в процессе адаптации:

1.    адаптивная система - это система, которая обладает потенциальной воз­можностью для целенаправленной трансформации своей структуры в со­ответствии с потребностью;

2.    адаптированная система - та, которая уже осуществила свое приспособ­ление и в настоящий момент находится в состоянии временной относи­тельной адаптированности (покоя);

3.    адаптационная система - это микросистема, с помощью которой реализу­ется процесс адаптации (М.В. Ромм, 2002).

Адаптивная деятельность - двусторонний процесс: воздействуя на среду, человек в процессе адаптации преобразует самого себя. С информационной точки зрения, деятельность - это средство адаптации, основанное на информа­ционных программах и отражающее целенаправленную активность адаптаци­онных систем, выраженную в их избирательном отношении к внешней среде (М.В. Ромм, 2002).

Важнейшее условие приспособительной активности - это наличие ин­формационного механизма обратной связи, целенаправленно регулирующую приспособительную активность личности. По мнению М.В. Ромм, информация выступает детерминантой адаптивной деятельности человека. «Информация выступает в роли метасредства любого вида деятельности, поскольку это - именно то фундаментальное основание, на котором основывается функциони­рование механизма индивидуального целеполагания и выбора релевантной адаптивной деятельности при минимуме трудовых и энергетических затрат достичь максимального приспособительного эффекта» (М.В. Ромм, 2002, с. 77).

В адаптивной деятельности личности прослеживается диалектическое единство двух планов: 1) внешний - материально-духовная деятельность, К0Т9- рая в основном нацелена на изменение условия внешней среды; 2) внутренний - субъективно-психическая деятельность по созданию индивидуальных моде­лей последующей материальной и духовной деятельности, направленной преж­де всего на творческое преобразование внутреннего мира субъекта адаптации с последующим изменением социокультурной среды. Выделяя внутренний и внешний планы адаптивной деятельности, следует отметить, что они тесно свя­заны.

Адаптационная деятельность личности связана с преодолением и преду­преждением разнообразных адаптационных барьеров, противоречий и кон­фликтов в жизнедеятельности индивида (дефицита индивидуальных жизнен­ных ресурсов, креативных проблем индивидуального развития, нарушения со­циально-психологического баланса идентичности личности).

Адаптивный барьер - «совокупность объективных и субъективных, внеш­них и внутренних факторов, тормозящих адаптацию личности к разноуровне­вым адаптивным ситуациям либо препятствующие ей» (М.В. Ромм, 2002, с. 104).

Адаптивные барьеры, тормозящие процесс адаптации, подразделяют на индивидуальные, характеризующие особенности адаптирующейся личности (возрастной, эмоционально-психологический, мировоззренческий); информа­ционно-адаптивные, затрагивающие адаптивное инфовзаимодействие (знако­вый, тезаурусный, контрасуггестивный); ситуативные, связанные с качествен­ной спецификой адаптирующей социальной среды (географический, режим­ный, национально-культурный и т.д.).

^иссиискля

'і'О'СУЛЛРСТВЕННЛЯ

Социальная адаптация личности:является динамичной системой социаль­ной деятельности, направленной на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов путем целенаправленного обмена информацией и предметной деятельности с индивидами, социальными группами и обществом в целом. Таким образом, социальная адаптация превращается в средство и способ жизнедеятельности и развития социальных систем.

Взаимодействие индивида и социальной среды основывается на непре­рывном обмене деятельностью и информацией. П.С. Граве выделил следующие виды информации: ключевая, вероятностная, ориентировочная и индифферент­ная. Ключевая информация сигнализирует о достоверном изменении ситуации и вызывает адаптивную деятельность, вероятностная и ориентировочная ин­формации выступают в качестве стимула, который может повлечь указанную деятельность. Индифферентная информация не содержит данных об изменении среды, а значит, не выступает в виде причины адаптации. Поэтому, информа­ция об условиях среды выступает детерминирующим фактором, регламенти­рующим адаптивную активность.

Важнейшей особенностью адаптивной деятельности является то, что су­щественным ее условием и причиной выступает психологическая активность, находящая отражение в процессах субъективной интерпретации. Другими сло­вами информация определяет направленность и характер адаптивной деятель­ности.

Если социальная ситуация нова и не привычна для субъекта, то возникает момент информационной неопределенности. Информационная неопределен­ность («знание о незнании», М.В. Ромм, 2002) - важнейший признак адаптив­ной ситуации. Чем выше степень информационной неопределенности, тем больше адаптивный потенциал той или иной новой ситуации. Информационная неопределенность стимулирует адаптационный процесс.

Адаптивная ситуация - это «фиксированное отражение социальных, по­литических, психологических изменений, порождающих адаптационные про­цессы» (М.В. Ромм, 2002. с. 100).

Адаптивные ситуации различаются по модальности субъекта взаимодей­ствия на: микроуровневые (взаимодействие на уровне «личность - личность»), мезоуровневые (взаимодействие на уровне «малая группа - личность»), макро- уровневые (взаимодействие на уровне «общество-личность»).

Адаптивные ситуации бывают простыми и сложными. Простая адаптив­ная ситуация связана с изменением одного или нескольких параметров соци­альной ситуации. Данные изменения проявляются обычно на индивидуально­личностном уровне и связаны с переменой утстановок, обретением новой соци­альной роли, вхождением в коллектив и т.д.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/460118.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.