У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами

В основу обучающего эксперимента были положены принятые в отечественной психологии и педагогике положения:

  • о том, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский [42], А.В. Запорожец [72], А.Н. Леонтьев [110], А.П. Усова [198], Д.Б. Эльконин [213]);
  • об объективном анализе деятельности (Г.П. Щедровицкий [209] и др.);
  • о роли взросло-детских сообществ в развитии детей (А.П. Усова [197], Д.Б. Эльконин [211]);
  • о поэтапном формировании игры с правилами (Н.А. Короткова [128] , Н.Я. Михайленко[127]).

Кроме того, за основу были взяты положения Г.П. Щедровицкого [209] по поводу раскрытия термина «руководство» и «управление», а также работы Ж. Пиаже [154] о традиционных способах передачи игры в разновозрастных сообществах детей.

Важным ориентиром в подборе содержания игр с правилами стало положение отечественных психологов о том, что игра помогает детям дошкольного возраста научиться пользоваться знаками и символами. Именно в игровой деятельности они получают возможность реализовать содержание через неосновную для него форму и, таким образом, освоить действие замещения. Степень овладения знаково-символическими функциями во многом определяет готовность к обучению в школе (Л.С. Выготский [43], Д.Б. Эльконин [212] и др.).

 

70

Основными направлениями целенаправленного коррекционного воздействия стали следующие.

  1. Подбор игр, пригодных для самостоятельной детской деятельности.
  2. Работа над совершенствованием игровых навыков детей.

 

  • обогащение игровой деятельности новым содержанием;
  • формирование игровых умений;
  • активизация речевого развития;

3. Создание новых содержательных форм сотрудничества между детьми.

В обучающем эксперименте для воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта были использованы игры, в которых одним из основных компонентов являются правила. Именно правила направляют игру, организуют поведение и взаимоотношения детей (Аванесова [1]), являются главным механизмом, приводящим в движение всю игру, и определяют нормы действия в ней (А.П. Усова [198]). Н.Я. Михайленко указывает на специфические характеристики игр с правилами: в них развивается нормативная регуляция поведения [128]. Взаимный контроль за соблюдением правил — важная составляющая морально-нравственного развития ребенка.

При организации обучающего эксперимента, подборе комплекса игр с правилами, а также при коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учитывалось положение отечественной дошкольной педагогики о поэтапном становлении самостоятельности у дошкольников в процессе игровой деятельности (3 уровня). Мы дополнили описание этих уровней характеристиками самостоятельности, которые надо было сформировать у наших воспитанников.

При низком уровне самостоятельности ребенок проявляет интерес к играм с правилами, может выполнять действия по предложенному образцу (копирование, подражание). Мотивы носят ситуативный характер, связаны с побуждением   со   стороны   взрослого   либо   с   интересом   к   дидактическому

 

71

материалу. Активность проявляется редко, выражена потребность в помощи взрослого.

При среднем уровне самостоятельности характерно свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Взаимоконтроль после завершения игры может осуществляться успешно, но это происходит не всегда. Выражен интерес к новому, присутствует положительная эмоциональная реакция на участие в совместных действиях со сверстниками, проявляются отзывчивость и склонность к взаимопомощи.

При высоком уровне самостоятельности выражены мотивы, побуждающие к игровой деятельности («хочу играть», «могу играть»), проявляются умения выбрать игру и партнера, наблюдается перенос способов игровых действий в новую игру, осуществляется самоконтроль и оценка участников игры, очевидна готовность сотрудничать со взрослым и сверстниками, проявляется самостоятельность в игровой деятельности, сформирована установка на результат игры: выиграть, победить.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/81138.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.